Найти в Дзене

Виды дорожного мощения

История дорожного мощения: из чего делали римские дороги. Булыжная мостовая, брусчатка и гранитная плита. Что прочнее, брусчатка или тротуарная плитка. Почему брусчатка и гранитная плита лучше асфальта. История мощения насчитывает не просто сотни, но тысячи лет. Так, в Древнем Египте и Месопотамии ещё в 4 тысячелетии до н.э. верхний слой строящейся дороги покрывался плитняком из известняка и песчаника. В Индии начиная с 3 тысячелетия до н.э. для мощения использовался обожжённый кирпич. Однако, главным прообразом современной европейской дороги принято считать мощение в Римской империи. Её дороги в период IV в. до н.э.–II в. н.э. охватывали порядка 300 000 км, и примерно четверть из них была выложена камнем: плитами, брусчаткой или булыжником. В качестве сырья при этом использовались твёрдые горные породы: гранит, базальт, порфирит. Они выкладывались на плотный фундамент — каменную бутовую подложку, дополнительно укреплённую щебнем и песком. Многие римские дороги сохранились до наших дне
Оглавление

История дорожного мощения: из чего делали римские дороги. Булыжная мостовая, брусчатка и гранитная плита. Что прочнее, брусчатка или тротуарная плитка. Почему брусчатка и гранитная плита лучше асфальта.

История мощения насчитывает не просто сотни, но тысячи лет. Так, в Древнем Египте и Месопотамии ещё в 4 тысячелетии до н.э. верхний слой строящейся дороги покрывался плитняком из известняка и песчаника. В Индии начиная с 3 тысячелетия до н.э. для мощения использовался обожжённый кирпич.

Однако, главным прообразом современной европейской дороги принято считать мощение в Римской империи. Её дороги в период IV в. до н.э.–II в. н.э. охватывали порядка 300 000 км, и примерно четверть из них была выложена камнем: плитами, брусчаткой или булыжником.

В качестве сырья при этом использовались твёрдые горные породы: гранит, базальт, порфирит. Они выкладывались на плотный фундамент — каменную бутовую подложку, дополнительно укреплённую щебнем и песком. Многие римские дороги сохранились до наших дней; некоторые из них (например, "королева дорог", "соляной путь") стали именем нарицательным.

Аппиева дорога ("Королева дорог"), Рим. Построена в 312 г. до н.э. Включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото из фотобанка Википедии
Аппиева дорога ("Королева дорог"), Рим. Построена в 312 г. до н.э. Включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото из фотобанка Википедии

Именно сырьё из твёрдых горных пород стало главным дорожным строительным материалом в Европе на многие века вплоть до появления клинкерной тротуарной плитки в 1800-х гг. (Голландия), асфальта в 1830-х гг. (Франция), бетона в 1854 году (Англия) и брусчатки из бетона в 1940-х (Голландия).

Гранитное мощение: булыжники, брусчатка, плиты

Каменная мостовая — необходимость, без которой непредставим ни один исторический европейский город. Её преимущества очевидны: она прочна и долговечна, естественным образом отводит воду, позволяет пользоваться дорогой во всякое время года, а также обеспечивает хорошее сцепление с копытами лошадей (бывших в Средневековье и Новое время единственно возможным транспортным средством).

Потому самые важные улицы, площади и тротуары в богатых городах многие века мостили камнем; и чаще всего — гранитом.

Мощение европейских городских улиц гранитной брусчаткой: Париж (Франция, 1936), Олесунн (Норвегия, 1915)
Мощение европейских городских улиц гранитной брусчаткой: Париж (Франция, 1936), Олесунн (Норвегия, 1915)

Каждое из гранитных изделий мощения: булыжники, брусчатка, плиты — имеет свои недостатки и преимущества.

Булыжная мостовая

Булыжная мостовая является самым простым видом мощения. Она легка в укладке и максимально демократична, поскольку сырьём для неё выступают природные камни округлой формы, которые есть в любой округе.

С другой стороны, движение по ней сопряжено с рядом неудобств: оно выходит очень громким и крайне неторопливым. В мокрую погоду покатые камни становятся скользкими, а их горбатая поверхность доставляет массу проблем пешеходам (особенно это касается инвалидов, маленьких детей, стариков, женщин на острых каблуках, велосипедистов, роллеров и др.).

Мощение булыжником в Петропавловской крепости (СПб), вид на площадь со стороны Никольских ворот. Для удобства передвижения туристов и проезда автотранспорта булыжная мостовая зонирована гранитной плиткой
Мощение булыжником в Петропавловской крепости (СПб), вид на площадь со стороны Никольских ворот. Для удобства передвижения туристов и проезда автотранспорта булыжная мостовая зонирована гранитной плиткой
В настоящее время булыжная мостовая сохраняется лишь внутри исторических городских памятников, например, на площади у Петропавловского собора в Петербурге. Специально ею ничего не мостят.

Гранитная брусчатка

Мощёная брусчаткой поверхность выглядит красиво, солидно и опрятно, пользоваться ей несоизмеримо легче — особенно если её верхняя грань является не колотой, а пилёной. Она и тише, и приятнее для эксплуатации.

Огромным плюсом брусчатки является её независимость от ландшафта: поверхность может быть сколь угодно крутой, неровной или заболоченной — материал хорошо ляжет на неё и подстроится (главное, подготовить необходимый фундамент, см. второе фото галереи).

Главный недостаток гранитной брусчатки — её стоимость: она выходит дороже и асфальта, и бетона. Дополнительное неудобство может вызывать колотая брусчатка: скорость прохода и проезда по ней снижена за счёт большого количества стыков и неровной поверхности (однако, они же гарантируют высокую степень сцепления с подошвой во время осадков и гололёда).

В современном мире гранитную брусчатку чаще всего используют при мощении дорожек в парковых зонах, на территории церквей, внутри общественных городских пространств. Её сохраняют на месте исторических достопримечательностей, окаймляя по периметру гранитными плитами. Также её традиционно любят применять при формировании ландшафтов в коттеджных посёлках, у особняков и загородных отелей.

Гранитная тротуарная плитка

Гранитная плита — максимально эстетичный вариант мощения, удобный и современный. Она не влияет на скорость передвижения по ней пешеходов, не разносит грязь, идеально встраивается в любой архитектурный стиль.

Практически все центральные пешеходные зоны обеих российских столиц выложены сегодня именно ею.

Из минусов гранитной плиты — её высокая стоимость (она в 1,5 раза выше пилёной гранитной брусчатки и в 2,5 раза выше колотой) и огромная зависимость от условий монтажа и эксплуатации.

Так, толщина плиты на бульварах в обязательном порядке должна превышать 80 мм, а при заезде на неё служебного грузового автотранспорта — и все 100; плита должна укладываться на отлично подготовленный ровный фундамент и иметь термообработанную поверхность; идеальный размер плиты для улицы — 600х600 см, не больше; для уличной плиты должно быть выбрано сырьё с небольшой пористостью, низкой истираемостью и высоким коэффициентом морозостойкости.

На деле же мы повсеместно наблюдаем нарушения правил установки и эксплуатации гранитной плиты — и оттого она быстро теряет свой первоначальный товарный вид, лежит неровно и скоро ломается.

Несмотря на все озвученные нюансы, гранитная плита является одним из главных строительных материалов для мощения тротуаров, бульваров, скверов, площадей, общественных прогулочных зон крупных городов.
-7

Что лучше

Булыжник, гранитная тротуарная плитка или же брусчатка?

Ответить на данный вопрос однозначно не представляется возможным — всё будет зависеть от условий, в которых будет эксплуатироваться конкретное изделие мощения:

  1. Для культурно-исторических проектов (площади городских достопримечательностей, памятные места, элементы дренажа в пригородах, у воды и на территории церквей) лучше всего подойдёт исторически обоснованный там булыжник.
  2. В местах большого трафика пешеходов (городские прогулочные маршруты; дорожки бульваров, скверов и парков; зональное мощение центральных улиц и площадей; выезды из придомовых зон; парковки) более всего уместна гранитная брусчатка.
  3. Для удобства перемещения пешеходов по тротуарам центральных улиц и площадей показано мощение гранитной плитой. Очень важно при этом соблюдать требования к продукции (соответствие стандартам по физико-механическим показателям и габаритам), а также правила монтажа.

Чаще всего в жизни встречаются объекты со смешанным гранитным мощением. Посмотрим, например, на Английскую набережную в Петербурге на фото ниже:

-8
  • удобные массивные плиты посередине для удобства перемещения пешеходов;
  • колотая брусчатка у края дорожного полотна — долговечная, прочная, приемлемая для краткого перехода, но некомфортная для долгой ходьбы (т.е. гарантирующая дополнительную безопасность вблизи дороги);
  • крупный горбатый булыжник у спуска к воде — он затрудняет проход к Неве и ненавязчиво отфильтровывает тех, чьё физическое состояние не позволяет безвредно для своего здоровья ступать по такой неровной поверхности.

Как итог, мощение петербургской набережной является не только красивым, но и максимально разумным и обоснованным. Подобная укладка гранитных изделий позволяет долго гулять вдоль Невы и одновременно подстраховывает пешеходов, которые могут зазеваться при любовании окрестностями и подойти слишком близко к несущимся рядом машинам.

Почему гранитная брусчатка и плита лучше асфальта

Если сравнить, сколько лет служит брусчатка, плита и асфальт, то разница составит порядка 10 уровней. Штучный брусчатый гранитный камень спокойно лежит на первоначальной песчано-щебёночной подушке 50 лет и более — при этом его можно использовать при перекладке дорожного покрытия повторно (как, например, происходит в Калининграде с брусчаткой, оставшейся от прусского наследства Кёнигсберга XIX века).

Технический потенциал гранитной плиты во многом зависит от нюансов эксплуатации изделия (толщины, длины, климата, веса и частоты проезда по ней грузового автотранспорта, физико-механических характеристик сырья, условий монтажа и т.п.), но чисто потенциально, когда плита имеет толщину 120 мм и более, он примерно равен брусчатке. Тонкая, неподходящая условиям службы, неправильно установленная плита может прийти в негодность уже спустя 2 года.

Средний срок службы асфальта составляет всего 3–5 лет, после начинается череда дорожных заплаток; спустя 10–15 лет он окончательно приходит в негодность.

На фото ниже представлено дорожное покрытие на улице Донской в СПб: очень наглядная история следов времени.

-9

Помимо долговечности, в споре между асфальтом и камнем имеет место фактор эстетичности и аутентичности. Гранитная брусчатка красива, оригинальна, идеально вписывается в любой ландшафт. Её статус многократно и повсеместно подтверждён временем. Гранитная плита, в свою очередь, удобна, аккуратна и элегантна.

Асфальт же хорош для стремительного современного века с его многочисленными автомобилями, скоростью, комфортом, привычкой к одноразовости. Сегодняшний день часто считает, что рациональнее заплатить за мощение меньшие деньги, а потом просто снова его сменить.

Разумеется, это положение действует не во всех случаях. Например, при реставрации и сохранении культурно-исторического наследия вопрос мощения всегда решается в пользу гранитной брусчатки:

Начальник отдела ремонта дорог КРТИ СПб Николай Рыжов: "Брусчатка — не только более эстетичная, но и более надежная конструкция. Если асфальт нужно менять раз в 10–15 лет, то мощёная улица стоит очень долго. К примеру, площадь Искусств, Итальянская улица, Большая Конюшенная: брусчатку там положили лет 10–18 назад, и она до сих пор в хорошем состоянии. Однако вымостить весь исторический центр сегодня вряд ли возможно — это достаточно дорого и долго. Однако это не значит, что у Смольного нет планов восстанавливать каменное мощение в Петербурге и дальше.

Подробнее о сохранении исторического мощения брусчаткой можно прочитать в материале "Фонтанки">>

-10

Альтернатива брусчатке. Какие виды брусчатки бывают

Гранитная брусчатка — без сомнения, красивое статусное удовольствие, но редко кто не посмотрит её современные аналоги, а их немало:

  • Бетонная брусчатка. Самый очевидный и бюджетный вариант для мощения. Цена бетонной брусчатки примерно вдвое ниже колотой гранитной брусчатки и вчетверо — пилёной. Однако, и марка прочности тут втрое ниже: М300–М500 против М1200–М1400 у гранитной брусчатки. Как итог, материал имеет крайне короткий срок службы: российский ГОСТ говорит всего о 3 годах (в жизни её обычно меняют раз в 10 лет).
  • Клинкерная брусчатка. Шершавые бруски характерного рыжеватого оттенка, прочные и долговечные, отличаются непревзойдённым сцеплением и не скользят ни при осадках, ни при гололёде. Такая брусчатка отлично служит долгие годы (до 10–50 лет), её марка прочности варьируется от М400 до М1000. Главные недостатки клинкера: цена (которая равна, а иногда даже превосходит цену гранитной брусчатки) и зависимость от плотности шва — как любая керамика, брусок может искрошиться при нарушении целостности боковой поверхности.
  • Вибролитая, вибропрессованная, гиперпрессованная брусчатка. Современный дорожный материал мощения из смеси цемента и гранитного щебня мелкой фракции, сочетающий в себе достоинства бетонной и гранитной брусчатки. Его цена сопоставима с ценой на бетонную брусчатку, марка прочности составляет М200–М500, срок службы равен 10 годам для вибролитых изделий, 25 лет и более — для вибропрессованных. Практически все современные городские объекты благоустройства, не относящиеся с культурно-историческому достоянию, мостятся сегодня именно таким удобным долговечным материалом.
  • Деревянная брусчатка. Исторический предшественник современного тротуара, впервые упоминающийся в русских рукописях XIV века и чрезвычайно распространённый в XIX веке в богатых городах и странах с необъятными лесами: России, Великобритании, Франции, США. В современном мире древесина считается дорогим и капризным материалом: она гниёт в осадки, рассыхается в жару, у неё плохое сцепление (она становится очень скользкой в гололёд). Однако, элитную брусчатку из лиственницы на заказ можно найти и сегодня.

Купить гранитные изделия мощения от производителя в Петербурге с доставкой по всей России: (812) 334-52-46.

-11