История дорожного мощения: из чего делали римские дороги. Булыжная мостовая, брусчатка и гранитная плита. Что прочнее, брусчатка или тротуарная плитка. Почему брусчатка и гранитная плита лучше асфальта.
История мощения насчитывает не просто сотни, но тысячи лет. Так, в Древнем Египте и Месопотамии ещё в 4 тысячелетии до н.э. верхний слой строящейся дороги покрывался плитняком из известняка и песчаника. В Индии начиная с 3 тысячелетия до н.э. для мощения использовался обожжённый кирпич.
Однако, главным прообразом современной европейской дороги принято считать мощение в Римской империи. Её дороги в период IV в. до н.э.–II в. н.э. охватывали порядка 300 000 км, и примерно четверть из них была выложена камнем: плитами, брусчаткой или булыжником.
В качестве сырья при этом использовались твёрдые горные породы: гранит, базальт, порфирит. Они выкладывались на плотный фундамент — каменную бутовую подложку, дополнительно укреплённую щебнем и песком. Многие римские дороги сохранились до наших дней; некоторые из них (например, "королева дорог", "соляной путь") стали именем нарицательным.
Именно сырьё из твёрдых горных пород стало главным дорожным строительным материалом в Европе на многие века вплоть до появления клинкерной тротуарной плитки в 1800-х гг. (Голландия), асфальта в 1830-х гг. (Франция), бетона в 1854 году (Англия) и брусчатки из бетона в 1940-х (Голландия).
Гранитное мощение: булыжники, брусчатка, плиты
Каменная мостовая — необходимость, без которой непредставим ни один исторический европейский город. Её преимущества очевидны: она прочна и долговечна, естественным образом отводит воду, позволяет пользоваться дорогой во всякое время года, а также обеспечивает хорошее сцепление с копытами лошадей (бывших в Средневековье и Новое время единственно возможным транспортным средством).
Потому самые важные улицы, площади и тротуары в богатых городах многие века мостили камнем; и чаще всего — гранитом.
Каждое из гранитных изделий мощения: булыжники, брусчатка, плиты — имеет свои недостатки и преимущества.
Булыжная мостовая
Булыжная мостовая является самым простым видом мощения. Она легка в укладке и максимально демократична, поскольку сырьём для неё выступают природные камни округлой формы, которые есть в любой округе.
С другой стороны, движение по ней сопряжено с рядом неудобств: оно выходит очень громким и крайне неторопливым. В мокрую погоду покатые камни становятся скользкими, а их горбатая поверхность доставляет массу проблем пешеходам (особенно это касается инвалидов, маленьких детей, стариков, женщин на острых каблуках, велосипедистов, роллеров и др.).
В настоящее время булыжная мостовая сохраняется лишь внутри исторических городских памятников, например, на площади у Петропавловского собора в Петербурге. Специально ею ничего не мостят.
Гранитная брусчатка
Мощёная брусчаткой поверхность выглядит красиво, солидно и опрятно, пользоваться ей несоизмеримо легче — особенно если её верхняя грань является не колотой, а пилёной. Она и тише, и приятнее для эксплуатации.
Огромным плюсом брусчатки является её независимость от ландшафта: поверхность может быть сколь угодно крутой, неровной или заболоченной — материал хорошо ляжет на неё и подстроится (главное, подготовить необходимый фундамент, см. второе фото галереи).
Главный недостаток гранитной брусчатки — её стоимость: она выходит дороже и асфальта, и бетона. Дополнительное неудобство может вызывать колотая брусчатка: скорость прохода и проезда по ней снижена за счёт большого количества стыков и неровной поверхности (однако, они же гарантируют высокую степень сцепления с подошвой во время осадков и гололёда).
В современном мире гранитную брусчатку чаще всего используют при мощении дорожек в парковых зонах, на территории церквей, внутри общественных городских пространств. Её сохраняют на месте исторических достопримечательностей, окаймляя по периметру гранитными плитами. Также её традиционно любят применять при формировании ландшафтов в коттеджных посёлках, у особняков и загородных отелей.
Гранитная тротуарная плитка
Гранитная плита — максимально эстетичный вариант мощения, удобный и современный. Она не влияет на скорость передвижения по ней пешеходов, не разносит грязь, идеально встраивается в любой архитектурный стиль.
Практически все центральные пешеходные зоны обеих российских столиц выложены сегодня именно ею.
Из минусов гранитной плиты — её высокая стоимость (она в 1,5 раза выше пилёной гранитной брусчатки и в 2,5 раза выше колотой) и огромная зависимость от условий монтажа и эксплуатации.
Так, толщина плиты на бульварах в обязательном порядке должна превышать 80 мм, а при заезде на неё служебного грузового автотранспорта — и все 100; плита должна укладываться на отлично подготовленный ровный фундамент и иметь термообработанную поверхность; идеальный размер плиты для улицы — 600х600 см, не больше; для уличной плиты должно быть выбрано сырьё с небольшой пористостью, низкой истираемостью и высоким коэффициентом морозостойкости.
На деле же мы повсеместно наблюдаем нарушения правил установки и эксплуатации гранитной плиты — и оттого она быстро теряет свой первоначальный товарный вид, лежит неровно и скоро ломается.
Несмотря на все озвученные нюансы, гранитная плита является одним из главных строительных материалов для мощения тротуаров, бульваров, скверов, площадей, общественных прогулочных зон крупных городов.
Что лучше
Булыжник, гранитная тротуарная плитка или же брусчатка?
Ответить на данный вопрос однозначно не представляется возможным — всё будет зависеть от условий, в которых будет эксплуатироваться конкретное изделие мощения:
- Для культурно-исторических проектов (площади городских достопримечательностей, памятные места, элементы дренажа в пригородах, у воды и на территории церквей) лучше всего подойдёт исторически обоснованный там булыжник.
- В местах большого трафика пешеходов (городские прогулочные маршруты; дорожки бульваров, скверов и парков; зональное мощение центральных улиц и площадей; выезды из придомовых зон; парковки) более всего уместна гранитная брусчатка.
- Для удобства перемещения пешеходов по тротуарам центральных улиц и площадей показано мощение гранитной плитой. Очень важно при этом соблюдать требования к продукции (соответствие стандартам по физико-механическим показателям и габаритам), а также правила монтажа.
Чаще всего в жизни встречаются объекты со смешанным гранитным мощением. Посмотрим, например, на Английскую набережную в Петербурге на фото ниже:
- удобные массивные плиты посередине для удобства перемещения пешеходов;
- колотая брусчатка у края дорожного полотна — долговечная, прочная, приемлемая для краткого перехода, но некомфортная для долгой ходьбы (т.е. гарантирующая дополнительную безопасность вблизи дороги);
- крупный горбатый булыжник у спуска к воде — он затрудняет проход к Неве и ненавязчиво отфильтровывает тех, чьё физическое состояние не позволяет безвредно для своего здоровья ступать по такой неровной поверхности.
Как итог, мощение петербургской набережной является не только красивым, но и максимально разумным и обоснованным. Подобная укладка гранитных изделий позволяет долго гулять вдоль Невы и одновременно подстраховывает пешеходов, которые могут зазеваться при любовании окрестностями и подойти слишком близко к несущимся рядом машинам.
Почему гранитная брусчатка и плита лучше асфальта
Если сравнить, сколько лет служит брусчатка, плита и асфальт, то разница составит порядка 10 уровней. Штучный брусчатый гранитный камень спокойно лежит на первоначальной песчано-щебёночной подушке 50 лет и более — при этом его можно использовать при перекладке дорожного покрытия повторно (как, например, происходит в Калининграде с брусчаткой, оставшейся от прусского наследства Кёнигсберга XIX века).
Технический потенциал гранитной плиты во многом зависит от нюансов эксплуатации изделия (толщины, длины, климата, веса и частоты проезда по ней грузового автотранспорта, физико-механических характеристик сырья, условий монтажа и т.п.), но чисто потенциально, когда плита имеет толщину 120 мм и более, он примерно равен брусчатке. Тонкая, неподходящая условиям службы, неправильно установленная плита может прийти в негодность уже спустя 2 года.
Средний срок службы асфальта составляет всего 3–5 лет, после начинается череда дорожных заплаток; спустя 10–15 лет он окончательно приходит в негодность.
На фото ниже представлено дорожное покрытие на улице Донской в СПб: очень наглядная история следов времени.
Помимо долговечности, в споре между асфальтом и камнем имеет место фактор эстетичности и аутентичности. Гранитная брусчатка красива, оригинальна, идеально вписывается в любой ландшафт. Её статус многократно и повсеместно подтверждён временем. Гранитная плита, в свою очередь, удобна, аккуратна и элегантна.
Асфальт же хорош для стремительного современного века с его многочисленными автомобилями, скоростью, комфортом, привычкой к одноразовости. Сегодняшний день часто считает, что рациональнее заплатить за мощение меньшие деньги, а потом просто снова его сменить.
Разумеется, это положение действует не во всех случаях. Например, при реставрации и сохранении культурно-исторического наследия вопрос мощения всегда решается в пользу гранитной брусчатки:
Начальник отдела ремонта дорог КРТИ СПб Николай Рыжов: "Брусчатка — не только более эстетичная, но и более надежная конструкция. Если асфальт нужно менять раз в 10–15 лет, то мощёная улица стоит очень долго. К примеру, площадь Искусств, Итальянская улица, Большая Конюшенная: брусчатку там положили лет 10–18 назад, и она до сих пор в хорошем состоянии. Однако вымостить весь исторический центр сегодня вряд ли возможно — это достаточно дорого и долго. Однако это не значит, что у Смольного нет планов восстанавливать каменное мощение в Петербурге и дальше.
Подробнее о сохранении исторического мощения брусчаткой можно прочитать в материале "Фонтанки">>
Альтернатива брусчатке. Какие виды брусчатки бывают
Гранитная брусчатка — без сомнения, красивое статусное удовольствие, но редко кто не посмотрит её современные аналоги, а их немало:
- Бетонная брусчатка. Самый очевидный и бюджетный вариант для мощения. Цена бетонной брусчатки примерно вдвое ниже колотой гранитной брусчатки и вчетверо — пилёной. Однако, и марка прочности тут втрое ниже: М300–М500 против М1200–М1400 у гранитной брусчатки. Как итог, материал имеет крайне короткий срок службы: российский ГОСТ говорит всего о 3 годах (в жизни её обычно меняют раз в 10 лет).
- Клинкерная брусчатка. Шершавые бруски характерного рыжеватого оттенка, прочные и долговечные, отличаются непревзойдённым сцеплением и не скользят ни при осадках, ни при гололёде. Такая брусчатка отлично служит долгие годы (до 10–50 лет), её марка прочности варьируется от М400 до М1000. Главные недостатки клинкера: цена (которая равна, а иногда даже превосходит цену гранитной брусчатки) и зависимость от плотности шва — как любая керамика, брусок может искрошиться при нарушении целостности боковой поверхности.
- Вибролитая, вибропрессованная, гиперпрессованная брусчатка. Современный дорожный материал мощения из смеси цемента и гранитного щебня мелкой фракции, сочетающий в себе достоинства бетонной и гранитной брусчатки. Его цена сопоставима с ценой на бетонную брусчатку, марка прочности составляет М200–М500, срок службы равен 10 годам для вибролитых изделий, 25 лет и более — для вибропрессованных. Практически все современные городские объекты благоустройства, не относящиеся с культурно-историческому достоянию, мостятся сегодня именно таким удобным долговечным материалом.
- Деревянная брусчатка. Исторический предшественник современного тротуара, впервые упоминающийся в русских рукописях XIV века и чрезвычайно распространённый в XIX веке в богатых городах и странах с необъятными лесами: России, Великобритании, Франции, США. В современном мире древесина считается дорогим и капризным материалом: она гниёт в осадки, рассыхается в жару, у неё плохое сцепление (она становится очень скользкой в гололёд). Однако, элитную брусчатку из лиственницы на заказ можно найти и сегодня.
Купить гранитные изделия мощения от производителя в Петербурге с доставкой по всей России: (812) 334-52-46.