Найти в Дзене
Вечный опыт веков

Свидание в Самарканде: Почему мы бежим от проблем прямо к ним в руки

Ты наверняка знаешь это чувство. Страх. Ощущение, что стены сжимаются. Хочется бросить все: работу, ипотеку, токсичные отношения, серый город за окном. Собрать чемодан, купить билет в один конец и улететь. На Бали, в Москву, в глухую деревню — неважно. Главное — прочь отсюда. Нам кажется, что смена декораций изменит сценарий нашей жизни. Что, если мы будем бежать достаточно быстро, то обгоним свои страхи, неудачи и саму судьбу. Но прежде чем ты откроешь сайт с авиабилетами, я хочу рассказать тебе одну историю. Она старая, как пыль на дорогах Востока, но сегодня она актуальна, как никогда. Это история о Визире, Халифе и той, кого мы все боимся называть по имени. Нет времени читать? Посмотри видеоверсию Представь себе Багдад тысячу лет назад. Жара, шум, запахи специй и верблюжьей шерсти. Рынок кипит жизнью. И посреди этой суеты несется человек. Это не простой торговец, это великий визирь — правая рука самого Халифа. Человек власти и денег. Но сейчас он выглядит жалко. Его дорогой хала
Оглавление

Ты наверняка знаешь это чувство. Страх. Ощущение, что стены сжимаются. Хочется бросить все: работу, ипотеку, токсичные отношения, серый город за окном. Собрать чемодан, купить билет в один конец и улететь. На Бали, в Москву, в глухую деревню — неважно. Главное — прочь отсюда.

Нам кажется, что смена декораций изменит сценарий нашей жизни. Что, если мы будем бежать достаточно быстро, то обгоним свои страхи, неудачи и саму судьбу.

Но прежде чем ты откроешь сайт с авиабилетами, я хочу рассказать тебе одну историю. Она старая, как пыль на дорогах Востока, но сегодня она актуальна, как никогда. Это история о Визире, Халифе и той, кого мы все боимся называть по имени.

Нет времени читать? Посмотри видеоверсию

Видео на модерации

Паника в Багдаде

Представь себе Багдад тысячу лет назад. Жара, шум, запахи специй и верблюжьей шерсти. Рынок кипит жизнью. И посреди этой суеты несется человек. Это не простой торговец, это великий визирь — правая рука самого Халифа. Человек власти и денег.

Но сейчас он выглядит жалко. Его дорогой халат сбился, лицо перекошено от ужаса, губы дрожат. Он врывается во дворец, падает на колени перед Халифом и хрипит:
— Повелитель! Спаси меня! Дай мне самого быстрого коня!

Халиф, привыкший видеть своего визиря спокойным и рассудительным, в шоке.
— Что случилось? За тобой гонятся убийцы? Разбойники?
— Хуже! — кричит визирь. — Я был на рынке. Я шел сквозь толпу и вдруг столкнулся с женщиной. Она была в черном. Я заглянул ей под капюшон и узнал Смерть.

В зале повисла тишина. Визирь продолжил, глотая слезы:
— Она посмотрела мне прямо в глаза и подняла руку. Это был жест угрозы! Она хочет забрать меня! Повелитель, дай коня! Я ускачу в Самарканд. Это далеко, на другом краю земли. Там она меня не найдет.

Халиф любил своего визиря. Он не стал спорить. Он приказал вывести из конюшни лучшего скакуна — зверя, который летит быстрее ветра.
Визирь вскочил в седло. Он даже не попрощался. Он ударил коня и помчался к воротам города. Пыль столбом, искры из-под копыт. Его цель — Самарканд. Спасение.

Взгляд с другой стороны

Визирь ускакал. Но Халиф был мудрым и любопытным человеком. Он не спрятался во дворце. Он решил проверить слова своего слуги. Он переоделся в простое платье и пошел на тот самый рынок.

Он шел мимо лавок с коврами и медью, вглядываясь в лица. И он нашел ее. Женщина в черном стояла спокойно, словно ждала кого-то. Это действительно была Смерть. Но она не выглядела зловещей. Скорее... озадаченной.

Халиф подошел к ней. Страха не было, только желание понять.
— Послушай, — сказал он. — Зачем ты сегодня утром напугала моего визиря? Зачем ты угрожала ему рукой? Он мой лучший слуга, а теперь он в ужасе покинул город.

Смерть повернулась к правителю. В ее глазах не было злобы. В них читалось искреннее, почти детское удивление.
— Я не хотела его пугать, — ответила она мягким голосом. — И я ему не угрожала.
— Но он видел твой жест! — воскликнул Халиф.
— О, это... — Смерть пожала плечами. — Это был жест крайнего изумления. Я просто не поверила своим глазам.
— Чему же ты удивилась?
— Я увидела его здесь, в Багдаде, — пояснила Смерть. — И подумала: «Как странно. Что он делает здесь утром? Ведь сегодня вечером у меня назначена встреча с ним в Самарканде».

Ловушка Самарканда

Остановись на секунду. Осознай красоту и ужас этого финала.

Визирь думал, что убегает от смерти. Он загнал лошадь, он не ел и не пил, он мчался сквозь пустыню, сжигая себя страхом. И именно этот бешеный галоп привел его ровно в ту точку, где его ждал конец. Если бы он остался в Багдаде, выпил чаю, успокоился — он бы просто опоздал на свою смерть. Смерть ждала в Самарканде. В Багдаде он был в безопасности.

Его страх стал топливом для его судьбы. Его попытка контроля привела к катастрофе.

Эта притча — не просто сказка. Это зеркало нашей современной жизни. Самарканд — это не город на карте Узбекистана. Самарканд — это наша иллюзия, что "где-то там" будет лучше, безопаснее, спокойнее, если мы просто будем бежать достаточно быстро.

Твой личный Визирь

Давай перенесемся в реальность. Как выглядит современный Визирь?

Он не носит шелковый халат. Он носит худи или деловой костюм. И он тоже бежит.
У него есть имя.

Мы видим "знаки" там, где их нет. Начальник нахмурился? «Меня уволят». Партнер не ответил на сообщение за 5 минут? «Он меня бросит». Кольнуло в боку? «Это неизлечимая болезнь».

Мы интерпретируем реальность так же, как визирь интерпретировал жест Смерти. Он увидел угрозу там, где было удивление. Мы видим катастрофу там, где есть лишь нейтральное событие.

И что мы делаем? Мы просим у Халифа коня.
Наши кони стали быстрее. Это не арабские скакуны, это наши механизмы избегания.

  1. Трудоголизм как бегство.
    Ты боишься быть недостаточно хорошим. Ты боишься бедности или провала. Этот страх ("женщина в черном") толкает тебя работать по 14 часов в сутки. Ты берешь проекты, которые не можешь потянуть. Ты не спишь. Ты пьешь литры кофе. Ты "скачешь в Самарканд" финансового успеха. И что в итоге? Ты приезжаешь к выгоранию, инсульту или депрессии. Ты встречаешь свой конец (профессиональный или физический) именно потому, что так отчаянно пытался от него убежать.
  2. Географический эскапизм.
    «В этой стране невозможно жить», «В этом городе нет перспектив», «Меня тут никто не понимает». Люди продают квартиры, рвут связи и уезжают на другой конец света. В свой «Самарканд». Они думают, что сменят климат, и внутри наступит весна. Но они забывают упаковать одну важную вещь — себя. А точнее, забывают упаковывать свои неврозы. Переехав, они обнаруживают, что депрессия и одиночество ждали их в новой квартире с видом на океан. От себя не убежишь.
  3. Цифровой галоп.
    Нам страшно остаться наедине со своими мыслями. Тишина пугает, потому что в тишине слышны вопросы: «Счастлив ли я?», «Тем ли я занимаюсь?». Чтобы не встречаться с этой "Смертью смысла", мы хватаем смартфон. Мы скроллим ленту, смотрим сериалы запоем, играем в игры. Мы убиваем время, чтобы время не убило нас. Но в итоге мы приходим к точке, где жизнь прошла мимо, пока мы смотрели в экран. Мы прибежали на встречу с пустотой.

Жест Смерти: Угроза или Удивление?

Самый тонкий момент притчи — это интерпретация жеста. Визирь был уверен: ему угрожают. Смерть же просто удивилась.

В психологии это называется. Мы приписываем миру свои собственные чувства. Если внутри нас живет страх, мир кажется агрессивным. Если внутри нас вина, мир кажется осуждающим.

Подумай о ситуации, которая тебя сейчас беспокоит.
Твой босс вызвал тебя на ковер? Ты думаешь: «Всё, конец». А он, возможно, просто хочет спросить совета.
Твой проект буксует? Ты думаешь: «Я бездарность». А реальность говорит: «Тебе просто нужно больше времени».

Мы сами создаем своих монстров. Визирь создал погоню из ничего. Жест был нейтральным. Событие было нейтральным. Реакция Визиря запустила цепочку событий.

Пример: Ты боишься, что отношения развалятся

> Ты начинаешь нервничать, контролировать партнера, ревновать

> Партнеру становится душно, он уходит

> Ты говоришь: «Я так и знал!». Самосбывающееся пророчество
Нет, ты не знал. Ты это. Ты ускакал в Самарканд, хотя мог остаться в Багдаде и быть счастливым.

Историческая справка (Для скептиков)

Кто-то скажет: «Ну, это просто красивая байка». Но этот сюжет волнует человечество тысячи лет.
Впервые он появился еще в Вавилонском Талмуде. Там царь Соломон (Сулейман) отправил двух своих писцов в другой город, чтобы спасти их, но именно там они и умерли.
В 1933 году великий Сомерсет Моэм написал пьесу «Шеппи», где пересказал эту историю. Только у него слуга бежит в город Самарра (это реальный город в Ираке, но звучит похоже на Самарканд).

Почему великие умы возвращаются к этому сюжету? Потому что это формула человеческой глупости и трагедии. Мы пытаемся перехитрить жизнь, не понимая ее правил.

Что делать, если ты увидел Женщину в Черном?

Итак, ты стоишь на своем метафорическом рынке в Багдаде. Ты увидел что-то пугающее: кризис, проблему, угрозу. Твой первый инстинкт — бежать. Просить коня.

Что делать вместо этого?

1. Остановись и дыши.
Не прыгай в седло. Паника — плохой советчик. Решения, принятые в состоянии страха, всегда ведут в Самарканд. Дай себе 24 часа. Никаких резких движений.

2. Подойди и спроси.
Халиф не убежал. Он подошел к Смерти и заговорил. Сделай то же самое со своим страхом.
Боишься увольнения? Поговори с начальником прямо. Спроси о своих перспективах.
Боишься разрыва? Поговори с партнером.
В 90% случаев ты узнаешь, что «угрожающий жест» был просто жестом удивления или вообще чем-то случайным. Реальность редко бывает такой страшной, как наши фантазии о ней.

3. Прими неизбежное.
В притче есть фатализм: встреча была назначена. Есть вещи, которые мы не можем контролировать. Ты не можешь контролировать экономику, погоду, настроение других людей или факт своей смертности.
Бегство от этого отнимает силы. Принятие — дает их.
Если встреча в Самарканде неизбежна, зачем загонять коня? Можно дойти туда пешком, наслаждаясь пейзажем, и прибыть вовремя, но полным достоинства, а не в пене и пыли.

4. Оставайся в Багдаде.
Багдад — это «здесь и сейчас». Самарканд — это «там и потом». Жизнь происходит только в Багдаде.
Решай проблемы по мере их поступления. Не живи в будущем, которого еще нет. Не строй сложные схемы, как избежать того, что может и не случиться.

Эпилог

Мы все немного Визири. У каждого из нас в кармане билет в Самарканд. У кого-то это бутылка вина вечером, у кого-то — бесконечные тренинги личностного роста, у кого-то — мечта о переезде.

Мы думаем, что движение — это жизнь. Но иногда движение — это смерть. Иногда самое смелое, что ты можешь сделать — это остаться на месте. Стоять твердо, когда хочется бежать. Смотреть в лицо своим страхам и видеть в них не монстров, а учителей.

Не загоняй своих коней.
Не пугайся теней.
И помни: чаще всего Смерть (или Неудача) смотрит на тебя не с угрозой, а с удивлением. Она просто не ожидала увидеть тебя в таком состоянии.
Не спеши в Самарканд. В Багдаде сейчас отличная погода.