Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц может понадобиться ООО при смене основного вида деятельности, добавлении новых кодов ОКВЭД или изменении юридического адреса. Современные версии 1С:Бухгалтерия и 1С:Предприятие 8.3 предлагают удобные инструменты, которые автоматизируют подготовку необходимых документов, включая форму Р13014, и упрощают их подачу в ФНС.
Рассказываем, как использовать инструменты 1С, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ.
Запуск помощника в 1С 8.3
Чтобы изменить свой юридический адрес или добавить новые коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ, в 1С необходимо воспользоваться встроенным помощником или сервисом по подготовке документов.
В зависимости от конфигурации (например, в 1С: Бухгалтерии 8) эта функция находится в разделе «Главное» -> «Настройки» -> «Организации» или в разделе «Отчеты» -> «Регламентированные отчеты» -> «Уведомления, сообщения, заявления».
Также для этой цели можно использовать сервис «1С:Изменение сведений», который проведет вас по всем необходимым этапам: от принятия решения до формирования пакета для ФНС. С его помощью можно подготовить необходимые документы, подписать их электронной подписью и направить в налоговую инспекцию онлайн. Для этого достаточно запустить программу и внести новые данные. Помощник сформирует нужный пакет документов в зависимости от того, какие сведения вы хотите изменить. Далее нужно лишь подписать заявление электронной подписью руководителя организации и передать документы в ФНС.
Как только новые данные будут внесены в государственный реестр, программа автоматически перенесет новые сведения в реквизиты организации.
Остановимся на каждом шаге подробнее.
Этап 1: Изменения сведений в 1С
На первом этапе вы вносите фактические данные в базу 1С, которые послужат основой для формирования заявления.
Редактирование ОКВЭД, адреса, руководителя
В карточке организации (раздел «Главное» -> «Организации») вы последовательно редактируете необходимые реквизиты.
Если меняется директор, заполняются данные нового руководителя. Также вносятся новые сведения об адресе. Крайне важно использовать стандартизированные данные из Федеральной информационной адресной системы, которые 1С проверяет автоматически.
Добавление/удаление кодов ОКВЭД
Чтобы удалить недействующий код или внести новый, нужно в специальном окне:
- выбрать из классификатора ОКВЭД-2 новые коды, которые будут добавлены в реестр (вносятся на Лист К, Стр. 1 формы Р 13014);
- отметить коды, которые подлежат удалению (вносятся на Лист К, Стр. 2).
Если меняется основной код деятельности, его выбирают из списка действующих.
Корректировка учредителей и долей
Если изменения касаются состава участников ООО или размера их долей, эти данные также вносятся в соответствующие разделы карточки организации. Сведения автоматически попадут в другие листы формы Р 13014, например, Лист В.
ОКВЭД для ООО и ИП
Александра Кадынцева
Этап 2: Устав для ООО
Необходимость изменения Устава организации возникает в случаях, когда у компании меняется уставный капитал, состав учредителей и руководителей, а также юридический адрес или вид основной деятельности. Изменить адрес и коды ОКВЭД можно с помощью 1С.
1С:Фреш или 1С:ГРМ: различия сервисов
Александра Кадынцева
Изменения в уставе при смене адреса/ОКВЭД
Если в вашем уставе прописан открытый перечень видов деятельности, например, «любые виды, не запрещенные законом», менять его не нужно. Если же перечень исчерпывающий и содержит конкретные наименования, 1С предложит сформировать либо Лист изменений к Уставу, либо его новую редакцию.
Если Устав содержит полный адрес до улицы и дома, его необходимо менять. Если указан только населенный пункт или муниципальное образование, изменения в Устав могут не потребоваться.
В зависимости от количества правок, 1С предложит создать:
- лист изменений, если правки незначительны;
- новую редакцию Устава, если вносится много изменений, чтобы утвердить и зарегистрировать полностью новый документ.
Если ООО переходит на типовой устав, 1С также поможет подготовить соответствующее решение.
Этап 3: Заявление Р 13014
1С берет все внесенные вами сведения и автоматически формирует заявление по актуальной форме Р 13014.
Программа сама проставляет коды, например, 2 на Титульном листе для изменений в ЕГРЮЛ без смены Устава, нумерует страницы и форматирует текст заглавными буквами в соответствии с требованиями ФНС. Вы просто проверяете заполненные Листы К, Н и другие.
1С автоматически подтянет данные руководителя (код 1), который выступает заявителем.
Останется только указать дату принятия Протокола/Решения о внесении изменений.
На этом этапе вы выбираете способ подачи. 1С поддерживает подачу документов в бумажном и электронном формате. Через специальные сервисы 1С-Отчетность, 1С-ЭДО отправить заявление о внесении изменений можно за считаные секунды.
Этап 4: Регистрация и отправка
Помощник в 1С формирует полный пакет документов, необходимых для ФНС:
- Заявление Р 13014.
- Протокол/Решение о внесении изменений.
- Новая редакция Устава/Лист изменений, если требуется.
Если вы выбрали электронную подачу, то документы, которые не генерируются в 1С (Протокол, Устав), необходимо отсканировать. Для хранения электронной версии документов 1С или специализированный модуль формирует ZIP-архив.
Подготовленный пакет документов заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
Далее он отправляется напрямую в ФНС через встроенный сервис 1С или загружается в Личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой инспекции.
Обновление реквизитов после регистрации
После того как ФНС внесет изменения (обычно это занимает до 5 рабочих дней) и пришлет Лист записи ЕГРЮЛ, необходимо:
- Запросить новую выписку из ЕГРЮЛ или проверить Лист записи.
- Убедиться, что в карточке организации в 1С внесены и сохранены именно те реквизиты, которые зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Это важно для корректного формирования отчетности и договоров.
Подача без 1С или для ИП
Провести процедуру по смене данных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП можно самостоятельно, подготовив документы без 1С. Для этого используются специальные программы ФНС, например, «Программа подготовки документов для государственной регистрации».
ППДГР
Сергей Феоктистов
Индивидуальные предприниматели для подачи заявления о смене данных в ЕГРИП используют форму Р24001. Хотя 1С может помочь с формированием этой формы, процесс подачи, как и для ООО, требует либо нотариального заверения для документов в бумажном формате, либо использования УКЭП для электронной подачи.
Типичные ошибки и рекомендации
Типичная ошибка - Рекомендация по предотвращению
Ошибки в ОКВЭД/адресе - Используйте только четырехзначные коды ОКВЭД-2. При смене адреса всегда проверяйте его по классификатору ФИАС
Отсутствие ЭЦП - Для электронной подачи УКЭП руководителя обязательна. Проверьте ее срок действия заранее
Ошибки в форме Р 13014 - Не подписывайте заявление заранее, убедитесь, что оно заполнено корректно и без ошибок. Подпись ставится только в присутствии нотариуса/инспектора (при бумажной подаче). При электронной подаче заменяется УКЭП
Отсутствие Протокола/Решения - Это основной документ, подтверждающий ваше право на внесение изменений. Убедитесь, что он корректно оформлен и датирован
1С-Отчетность или 1С-ЭДО помогают не допустить ошибок и подать документы, которые точно соответствуют требованиям ФНС. Они обеспечивают прямую интеграцию с ФНС и исключают ошибки в ведении данных и заполнении бланков, а также позволяют сразу же отправить заявление о смене данных и отслеживать его статус.