Найти в Дзене

И: инопланетянин, искусство, искусственный интеллект

Вычитала однажды в пособии по писательскому мастерству об одном упражнении, которое называлось «инопланетянин». Заключалось оно в следующем: нужно было представить, что встречаешь пришельца из космоса, любознательного такого, которого хлебом не корми, а объясни, что да как тут у нас, на Земле, происходит. По мнению составителей пособия, это упражнение должно было способствовать наблюдательности,

Вычитала однажды в пособии по писательскому мастерству об одном упражнении, которое называлось «инопланетянин». Заключалось оно в следующем: нужно было представить, что встречаешь пришельца из космоса, любознательного такого, которого хлебом не корми, а объясни, что да как тут у нас, на Земле, происходит. По мнению составителей пособия, это упражнение должно было способствовать наблюдательности, умению находить и описывать привычные вещи с новой, необычной точки зрения. О чём они не знали, так это об опасности того, что инопланетянин может не захотеть вернуться на свою планету, пока досконально не выяснит, что из себя представляют люди и их мир.

С того времени так и живу, с инопланетянином в голове, который то и дело расспрашивает то да сё. От очевидного до невероятного. Непросто это оказалось. Не по моим силам порой объяснить суть человеческого мира: значения, причины, мотивы. А в последние несколько лет — и подавно. Столько всего произошло и происходит и в мире, и с миром, что мне всё кажется, и я сама становлюсь удивляющимся инопланетянином. Правда, таким, который уже перестал задавать вопросы.

Все предыдущие недели я слушала Баха. Всегда его слушаю, когда чувствую упадок сил и мотивации, когда перестаю видеть смысл. Словом, когда нужен отдых.

А пришелец тут как тут:

— Почему его слушаешь?

— Я его люблю.

— Как мужа любишь?

— Нет, не как мужа. Люблю, как обезболивающее. Не испытываешь эмоциональной привязанности, но обращаешься при необходимости. Да, Бах, пожалуй, моё обезболивающее, только лучше, без побочки.

Эта метафора, разумеется, не могла проскользнуть мимо внимания зелёненького и притянула череду дополнительных вопросов:

— А как это? Бах был доктором?

— Нет, музыкантом, — полезла в интернет, добывать доказательства, что «Гольдбергские вариации» и кантаты терапевтичны. Нашла. Снимки МРТ мозга слушающих и играющих Баха. На снимках — лыбящиеся довольные извилины.

— А как это Бах сочинил лечебную музыку, не будучи доктором? — не унимался инопланетянин.

Я задумалась. Можно было бы, конечно, отвязаться, сказав: «Он был гений», но такие фокусы проходят только с человеческой логикой, а с не инопланетной. Тогда бы он точно стал расспрашивать: «А что такое гений?» «А что гений — это доктор?» и тому подобное.

Мне и самой стало интересно: А как? Как Бах это сделал?

Принялась рассуждать вслух:

— Наверняка Бах ничего такого не замышлял. Ну, творить чудеса, проникать в наш мозг, делать ему приятно. Он просто создавал искусство!

— Искусство? — подхватил инопланетянин.

— Да, искусство — высший уровень человеческого мастерства.

— Ах вот значит откуда «искусственный интеллект» (ИИ), о котором все вокруг говорят. ИИ — это результат высшего мастерства интеллекта, так?

— Гм, похоже на то.

— Раз ИИ — результат высшего мастерства человеческого интеллекта, то значит, искусственный интеллект — это искусство?

— Погоди, я, кажется, отыскала зацепку на вопрос о Бахе, — листаю сайт с цитатами.

— Вот, нашла, — показываю пришельцу. — Бах оставил нам ответ! Ответ на вопрос в чём цель и смысл музыки. Мне кажется, здесь кроется его обезболивающий секрет. Он сказал следующее, перевод с немецкого: «…любая музыка должна иметь своей целью и конечной причиной не что иное, как прославление Бога и утешение души.» 

— Что значит прославление Бога и утешение души?

— Это хороший вопрос, мне нужно его обдумать.

Позже я поняла, насколько глубока мысль Баха. Мне даже кажется — в ней и есть разгадка! Причём разгадка ко всему, что сотворяется человеком, ведь «любое искусство стремится стать музыкой». То есть творить не для того, чтобы большим стать, не чтобы вырасти, а для Большего, чтобы это Большее ещё убольшить. И это, судя по всему, приносит умиротворение (оно же очищение, наполнение, исцеление). А самое поразительное, что то же умиротворение — оно же очищение, наполнение, исцеление — испытываем и мы, люди 21 века, и я, уставшая. Сегодня, правда, это «Большее» мы называем не только Богом, а любовью, например, единым силовым полем, сознанием. Вот, как замечательно! Вот, что даёт истинный отдых душе и смысл!

— А что насчёт искусственного интеллекта? — как всегда встревает инопланетянин. — Создал ли его человек во славу Бога?

— Ох, — затруднительно вздыхаю, — об этом мне трудно судить, ей богу!

— Ну, так согласно твоему объяснению, это легко проверить. Приносит ли ИИ умиротворение, утешение душе?

— Слушай, эти твои вопросы…. — в который раз задумываюсь. — В какой-то мере, да. Многие его сейчас используют вместо психологов, собеседников, помощников.

— И для создания искусства.

— Хм, — хмурюсь. — Тут бы я с тобой поспорила.

— Ну, ведь ты сама сказала, что искусство — это высший уровень человеческого мастерства, и согласилась, что ИИ — искусство!

— Во-первых, с последним я не соглашалась. Когда ты научился врать? А во-вторых, не зря мы называем картинки, фото, музыку и видео, сделанные ИИ, генерацией, подразумевая под этим механический, автоматизированный подход. Искусство — это создание уникального, нового, единственного в своём роде. То, что делает ИИ, по крайней мере, пока, является повторением, алгоритмом.

— То есть не искусством?

— Получается, так.

— Но это странно, тебе не кажется? Почему то, что создаётся тем, кого создал высший уровень человеческого интеллекта, не может быть искусством?

— Ну, наверное, потому, что то, что создается тем, кого создал высший уровень человеческого интеллекта, в своей основе имеет не душу, а механизм, которому не нужно утешение, за которым не стоит человеческая история, эмоции, опыт; и который, по моему мнению, никогда не вытеснит необходимость человеческого творчества.

— Творчества?

— Да, необходимость создания нового, двигаться, опираясь на ощущение, любопытство, интерес, воображение; это исследование и риск, новизна и непредсказуемость, поиск ответов и выход за рамки; озарения, открытия, полезные идеи.

— С тобой не все согласны, я имею в виду твою мысль о том, что ИИ не сможет потеснить человеческое творчество. Вот, смотри.

Инопланетянин протягивает свой планшет — где он уже успел его раздобыть? — а там статья Роберта Стернберга, профессора Корнельского университета, учёного в области исследования интеллекта и автора трудов по психологии. Статья называется: «Не переживайте о том, что генеративный ИИ поставит под угрозу человеческое творчество и интеллект, он уже это сделал». 

Я беру в руки планшет, читаю текст, в котором автор выражает серьёзную озабоченность не тем, что ИИ делает для нас, а тем, что ИИ делает с нами. По его словам мы платим высокую цену за то, что с помощью чат-ботов и генерации контента упрощаем/улучшаем/автоматизируем себе жизнь, и эта цена — утрата важнейшего навыка, навыка к творчеству. Мы становимся зависимыми, лишаемся умения размышлять вне существующей парадигмы, рефлексировать, анализировать, видеть проблему, связи, конфликты, искать, придумывать, создавать новое.

Меня настораживает прочитанное, я вдруг понимаю, что с недавних пор замечаю подобные признаки зависимости от чата у себя. Мне практически всегда лень перепроверять факты или источники. Какие-то виды работ с текстом, я отдаю ему. Но с другой стороны, идеи текстов всегда генерируются моим собственным, родным, неискусственным интеллектом, и пишу тексты я сама, и стихи. И вообще, какой смысл поручать стихи чату? Ведь здесь так важно и прекрасно само создание, его путь: когда вдруг из ниоткуда, по волшебству — появляется слово, строчка, рифма.

— Инопланетянин! Я всё поняла! Профессор, безусловно, прав в том, что ИИ способен лишить нас множества навыков. Как калькуляторы лишили нас необходимости считать вручную. Но ведь мы всё равно умеем считать в столбик, а японцы до сих пор учат своих детей искусству счёта на древнем абакусе. Нам, людям, важен процесс! А его-то и нет, когда ИИ генерирует. Безусловно, ввод промта и ожидание результата захватывает, ждёшь итога, как нетерпеливый отец у дверей роддома: «Ну, кто там родился?» Но генерация не заменяет поиска, инсайта, красоту усилия и труда, рождения уникального, появления нового. Быть может, понятие искусства именно теперь претерпевает изменение? Кто знает, может, спустя лет десять, а то и раньше, мы уже не сможем сказать о нём, как о высшем уровне человеческого мастерства, а скорее, — как о высшем уровне коллаборации человека и ИИ? 

— Я, пожалуй, задержусь ещё тогда здесь, — заключает пришелец.

Автор : Полина Ким

#НеДиванныйКультуролог