Найти в Дзене

Переправа через водные преграды: как монгольские войска форсировали сибирские реки?

Как мы уже обсуждали, для русских казаков реки служили чем-то вроде скоростных трасс, которые в значительной мере ускоряли продвижение и закрепление в сибирских землях. Водные артерии были для них не барьером, а наоборот, ключевым средством достижения цели.
Но если мы перенесемся на несколько столетий назад, то увидим в том же регионе движение в противоположном направлении - с востока на запад, в сторону Европы, шли многочисленные армии монгольских завоевателей. Для них такие мощные реки, как Обь, Иртыш и Волга, представляли собой серьезные, а зачастую и крайне опасные препятствия. Переправить десятки тысяч всадников вместе с лошадьми, обозами и снаряжением с помощью плотов и лодок было практически нерешаемой задачей.
Так каким образом им это удавалось?
В отличие от славянских народов, монголы не обладали многовековыми традициями судостроения и мореходства.
Здесь нужно немного прояснить. Согласно одной из распространенных версий, происхождение корня «рус» (как в словах «Русь», «Рос

Как мы уже обсуждали, для русских казаков реки служили чем-то вроде скоростных трасс, которые в значительной мере ускоряли продвижение и закрепление в сибирских землях. Водные артерии были для них не барьером, а наоборот, ключевым средством достижения цели.

Но если мы перенесемся на несколько столетий назад, то увидим в том же регионе движение в противоположном направлении -
с востока на запад, в сторону Европы, шли многочисленные армии монгольских завоевателей.

Для них такие мощные реки, как Обь, Иртыш и Волга, представляли собой серьезные, а зачастую и крайне опасные препятствия. Переправить десятки тысяч всадников вместе с лошадьми, обозами и снаряжением с помощью плотов и лодок было практически нерешаемой задачей.

Так каким образом им это удавалось?

В отличие от славянских народов, монголы не обладали многовековыми традициями судостроения и мореходства.

Здесь нужно немного прояснить. Согласно одной из распространенных версий, происхождение корня «рус» (как в словах «Русь», «Россия», «русские») связано со словом «русло», то есть река (к той же семантической группе относится и слово «русалка»). Славяне, активно использовавшие реки и искусно владевшие греблей, могли, по сути, именовать себя «речным народом» - «русскими». Монголы же не имели подобной глубокой связи с реками. У них не было ни времени, ни соответствующих умений для постройки целых флотилий судов. Поэтому их подход к преодолению водных преград был совершенно другим.

-2

1. Тактика «Ожидания зимы»
Наиболее простым и эффективным способом переправить конное войско через любую реку было дождаться, пока она не покроется прочным льдом. Монгольские командующие планировали свои кампании, превращая мороз в стратегического союзника. Ледяной покров делал из водной преграды идеальную переправу, и это было их главным и самым надежным решением.


2. Применение бродов
В случаях, когда ожидание холодов было невозможным, вступала в действие разведка. Монголы прилагали колоссальные усилия для отыскания бродов - участков реки с мелким дном и неглубокой водой. Их разведчики опрашивали местное население, захватывали проводников и досконально изучали территорию. Обнаруженный брод чрезвычайно высоко ценился, поскольку позволял армии не сбавлять темп наступления, что являлось критически важным фактором.

Конечно, такой способ был применим исключительно к нешироким и мелководным рекам. Перейти вброд многоводные реки, такие как Обь или Волга, было физически невозможно.

3. Переправа вплавь на монгольский манер
В те моменты, когда не было ни крепкого льда, ни подходящего брода, монголы применяли свою собственную разработку - кожаные бурдюки.

Бурдюк представлял собой прочный мешок из цельной шкуры животного (например, барана), который надувался воздухом и служил примитивным плавательным средством.

Технология его изготовления была такой: шкуру снимали целиком, «чулком», после чего все отверстия (от ног и шеи) плотно зашивали. Получившийся герметичный мешок и был бурдюком.

-3

На переправе его просто привязывали к седлу, и он поддерживал лошадь на воде. Всадник при этом мог плыть рядом, ухватившись за тот же бурдюк или за хвост лошади.

Что касается снаряжения и грузов, их переправляли на плотах, собранных из тех же надувных бурдюков. Это решение было несложным, но действенным и не требовало от воинов специальных знаний в кораблестроении.

4. Сооружение переправ

В определённых условиях монголы всё же прибегали к созданию простейших мостовых конструкций.

Чаще всего это были насыпные дамбы через небольшие реки или ручьи. Для их возведения в воду сбрасывали всё, что было под рукой: камни, брёвна, хворост и землю, создавая таким образом проход.

Существуют исторические свидетельства, что в крайних случаях и для устрашения противника монголы использовали даже тела павших врагов для заполнения русла. С практической точки зрения польза от такого материала была невелика, но в качестве элемента психологической войны, направленного на деморализацию защитников, подобный метод мог быть вполне эффективен.

Реки
5652 интересуются