В детстве человек просто есть. Он живой, непосредственный, спонтанный. Ребёнок не думает о том, кто он. Он просто чувствует, хочет, пробует, смеётся, злится.
Это состояние можно назвать настоящим Я.
Но ребёнок ещё не осознаёт ценности ощущения настоящести своего Я.
А потом начинается путь социализации - процесс, в котором нас учат быть хорошими, правильными. Сразу скажу - это не плохо!
Чтобы выжить и быть принятыми в стае, в социуме, мы учимся соответствовать.
Постепенно человек пробует себя в ролях - хороший ребёнок, ученик, отличник, спортсмен, студент и тд.
Через них приходит ощущение структуры, принадлежности, понятности.
Роль - это как карта, по которой мы движемся в сложном мире.
Без неё трудно ориентироваться.
Через роли мы узнаём, кто мы для других, и что значит быть собой в их глазах.
Это не плохо - это естественная часть пути.
Но в этом процессе есть риск (да как и везде!): чем дальше мы идём по дороге внешних достижений, тем больше можем потерять контакт с внутренним живым собой.
Дальше роли расширяются и углубляются, становятся, устойчивыми, а иногда и тяжеловатыми. Жена/муж, мама/папа, начальник отдела, менеджер, бабушка/дедушка и тд.
И бывает так, что роль перестаёт быть просто частью жизни и становится единственным способом существовать. Роль становится не частью нас, а целым.
Мир тогда сужается до одной сцены, где мы исполняем свою партию без права на импровизацию. Мы растворяемся в роли, как соль в воде, иногда без осадка.
Постепенно человек перестаёт слышать собственные желания.
Он не спрашивает «что я чувствую? что я хочу?», а только «что от меня ждут?».
Нейронные связи, эмоции, привычки - всё перестраивается под роль.
И чем дольше это длится, тем труднее вспомнить, каким я был, когда роль была всего лишь частью меня.
Это состояние очень хорошо известно многодетным мамам, гиперответственным мамам, когда ребенок заполняет собой все мамино существование: завтрак, школа, секция, кружок, обед в термосе, ужин, спать. Это состояние хорошо известно после увольнения в зрелом возрасте или при выходе на пенсию, был начальник, а стал - кто, пенсионер? А кто такой - пенсионер? Это состояние хорошо известно тем, кто болезненно пережил развод - кто я без партнера? И т.д.
В общем, дети вырастают, работа уходит, отношения заканчиваются…
И тогда вдруг человек, привыкший бежать по дороге прогресса, останавливается - и понимает, что не знает, КТО стоит на этом перекрёстке.
То, что раньше придавало смысл, исчезает.
Вместо ясности приходит тишина, пустота, тревога.
Иногда кажется, будто всё потеряно.
Но на самом деле начинается вторая половина пути - не вверх и вперёд, а вглубь.
Мы больше не ищем, кем стать, а начинаем вспоминать, кем мы были.
Это похоже на археологические поиски, слой за слоем, пылинка за пылинкой - снимаем роли, убеждения, ожидания - мы начинаем идти к себе, и под слоями проступит то самое живое Я, которое когда-то просто существовало, без ролей.
И даже не думайте, что там ничего нет. Вы - человек, а значит и суть ваша с вами.
Что скрыто под вопросом «кто Я без ролей»?
На самом деле, человек спрашивает не столько о новой идентичности, сколько о внутренней опоре.
Она рушится, когда внешние роли уже не поддерживают ощущение «я существую, я важен».
За вопросом «кто Я без ролей?» стоит потребность в:
- аутентичности - быть собой, не ролью;
- живом контакте с собой - чувствовать, чего я хочу, что мне нравится, о чём мечтаю;
- самоценности - ощущении, что я имею право быть, даже если не выполняю ни одну из своих ролей.
Как можно искать ответ:
1. Через чувства, а не через разум.
Вопрос «кто Я?» - не когнитивный, а экзистенциально-чувственный.
Его невозможно решить логикой, но можно почувствовать.
Нужно ответить на вопросы и, главное, прочувствовать ответ:
- Когда я чувствую себя живым?
- В какие моменты я - настоящий?
- Что вызывает отклик, интерес, тепло?
Эти моменты показывают ядро личности, не зависящее от ролей.
2. Через контакт с телом.
Тело - надёжный навигатор для Я.
Можно замечать:
- Как тело реагирует, когда я делаю что-то для других?
- Какие ощущения, когда я делаю что-то для себя?
3. Через воспоминания и мечты.
Можно спросить:
- Какой я был, когда ещё не знал, кем должен быть?
- Что мне нравилось в детстве, что увлекало?
- Какие образы жизни меня вдохновляют сейчас? И т.д.
Эти ответы соединяют с внутренним ребёнком и его живыми потребностями.
4. Через осознание ценностей.
Кто Я - это не то, что я делаю, а то, что для меня важно.
Ценности - это глубинные ориентиры Я.
Примеры: свобода, любовь, творчество, забота, развитие, красота.
Но ценности - это не существительное, это глагол!
Это действия, в которых вы воплощаете ценности в повседневности.
- Свобода - выбирать, быть собой, действовать из внутреннего решения
- Любовь - заботиться, принимать, соединяться, проявлять тепло
- Творчество - создавать, выражать, пробовать новое, играть
- Забота - поддерживать, слушать, беречь, откликаться
- Развитие - учиться, пробовать, расширять границы, расти
- Красота - замечать, создавать гармонию, украшать, вдохновляться
Если обобщить:
Ценности становятся реальными, когда из существительных они превращаются в глаголы - когда мы не «имеем» их, а живём через них.
Когда человек живёт из ценностей, роли становятся проявлением личности, а не её заменой.
5. Через развитие всех своих других граней, не связанных с ролью (матери, жены, начальника) (наиважнейший пункт).
Для этого нужно выделять себе время. Обязательно и неоспоримо. Хобби, творчество, интересы, спорт, сообщества по интересам и тд.
Постепенно и осознанно укрепляйте те грани личности, которые не сводятся к вашим основным социальным ролям.
Например, если вы - мама, найдите время побыть одной, без необходимости кому-то что-то объяснять, организовывать, заботиться.
Если вы начальник - найдите что-то, где будете подопечным, сняв с себя броню ответственности.
Если вы учитель - станьте учеником.
Если вы менеджер, консультирующий людей - поделайте что-то бесполезное и желательно в уединении.
Это не капризы, а забота о своей устойчивости, инвестиция в себя. Это создание надежных опор в бОльших количествах, чем имеется сейчас.
И иногда важно дать себе право не сразу получить готовый ответ.
Вопрос «кто Я?» не решается быстро. Он требует времени для внутреннего отклика.
Можно сказать себе:
«Сейчас я в поиске. Я учусь быть собой.»
Ведь это все-таки путь.
Как это звучит, когда человек находит ответ?
Звучит прежде всего не голосом, а внутренними ощущениями полноты, целостности, уверенности:
«Я - не только мать, но и женщина, которая любит тишину, книги, красивые предметы интерьера»
«Я - не только начальник, но и веселый друг, заядлый рыбак».
Ответ никогда не звучит как формула.
Нужно ориентироваться на чувство.
Ключевой вывод статьи: кто Я? - это про внутреннее ощущение: я дома, внутри себя, мне с собой хорошо, уверенно и безопасно.
Идентичность (кто Я) - это не однобокая статичная конструкция.
Это не одна грань вас, не одна роль. Чем больше своих разных частей вы видите, осознаете и даете им развитие, тем прочнее становится идентичность. Чем больше в вас проявлений, тем прочнее вы стоите в потоке жизни. Кризис одной сферы не разрушает личность целиком: когда одно основание уходит, остаются другие - отношения, интересы, внутренние смыслы.
Именно тогда, когда мы перестаём быть только ролью, мы начинаем чувствовать свою идентичность по-настоящему, но не из долга, а из чувств и желания жить и познавать себя, мир и себя в мире.
Больше статей в Telegram канале
Статья Как развивать разные стороны своей личности
Статья Как узнать себя: выбор как путь к самоидентичности
Статья Что происходит с личностью, когда человека сравнивают с другими