Найти в Дзене

Остановись, мгновенье, но в движеньи!Майя и ее Митрошин.

Самым важным из пластических
искусств – кроме искусства танца,
разумеется – являлась для нее
скульптура. Она рассказывала
однажды, как, рассматривая
некую прекрасную статую, вдруг
обратила внимание своего спутника
на ее кажущееся движение:
«Смотри, как она повернулась». В скульптуре она видела движение, а в движении – с ее-то огненным
темпераментом – умела достигать
статуарности. Скульптурны позы ее
Айседоры. На редкость податливым
материалом оказалась она в молодые годы в руках Леонида
Якобсона, решившего своего
«Спартака» как оживший горельеф.
Каждая поза Плисецкой-Фригии
фиксировала предельный накал
эмоции и
в то же время являла
собой освобожденный от всего
лишнего мрамор скульптуры.
В конце концов, судьба послала ей
«личного» скульптора – уроженца
Урала, впрочем, и тогда уже
весьма известного, а ныне уже
обладающего международным
признанием Виктора Митрошина.
Дело было в 1994 году в СанктПетербурге. При горячей поддержке
тогдашнего легендарного мэра
Анатолия Собчака организовывался
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ. Буклет к 100-летию Майи Плисецкой. 2025 г. (Страницы 78-79). Текст: Наталья Шадрина.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ. Буклет к 100-летию Майи Плисецкой. 2025 г. (Страницы 78-79). Текст: Наталья Шадрина.

Самым важным из пластических
искусств – кроме искусства танца,
разумеется – являлась для нее
скульптура. Она рассказывала
однажды, как, рассматривая
некую прекрасную статую, вдруг
обратила внимание своего спутника
на ее кажущееся движение:
«Смотри, как она повернулась». В скульптуре она видела движение, а в движении – с ее-то огненным
темпераментом – умела достигать
статуарности. Скульптурны позы ее
Айседоры. На редкость податливым
материалом оказалась она в молодые годы в руках Леонида
Якобсона, решившего своего
«Спартака» как оживший горельеф.
Каждая поза Плисецкой-Фригии
фиксировала предельный накал
эмоции и
в то же время являла
собой освобожденный от всего
лишнего мрамор скульптуры.
В конце концов, судьба послала ей
«личного» скульптора – уроженца
Урала, впрочем, и тогда уже
весьма известного, а ныне уже
обладающего международным
признанием Виктора Митрошина.
Дело было в 1994 году в СанктПетербурге. При горячей поддержке
тогдашнего легендарного мэра
Анатолия Собчака организовывался
первый международный
конкурс артистов балета «Майя».
Собчак и рекомендовал Майе
Плисецкой обратить внимание
на Виктора Митрошина как
на потенциального автора статуэтки,

которой вместе с денежным
эквивалентом награждали бы
танцовщика, завоевавшего
Гран-при конкурса. Сохранились
уникальные кадры, на которых
дочь Виктора Митрошина Марина
запечатлела позирующую для
этой скульптуры Майю Плисецкую. В течение пятнадцати минут прямо в прихожей той самой квартиры,
что стала теперь мемориальной,
происходил уникальный медленный
танец воздетых рук и еле заметно
сменяемых скульптурных поз
Плисецкой. Когда работа была
закончена, Майя Михайловна
резюмировала, что была «схвачена»
верно и дала скульптурному Гранпри самую высокую оценку.
С тех пор началась их дружба. Как
рассказывает сам скульптор, когда
он звонил своей музе по телефону и попадал на Щедрина, тот
неизменно подзывал жену словами:
«Иди. Это твой Митрошин». Ну
а для
Митрошина Майя Плисецкая стала
неиссякаемым источником его
вдохновения. Он создал небольшую
скульптуру Майи, танцующей
Лебедя, и ее скульптурный портрет,
заказанный ему ею в лифте ее
дома по дороге с шестого этажа
на первый. Эти работы были
подарены Майе Михайловне,
как и скульптурное изображение
танцующего Рудольфа Нуреева.
Все три выезжают на выставки, все
три можно увидеть в их родном
доме – доме-музее Майи Плисецкой.

Текст: Наталья Шадрина.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ.

Буклет к 100-летию Майи Плисецкой. 2025 г.