("Сущность", The Thing with Feathers, 2025, Великобритания)
Ещё один пример того, что не все названия заграничного кино нуждаются в дословном переводе.
"Нечто с перьями" Дилана Саузерна - по-русски это фактически "Чудо в перьях". То есть что-то ироничное, не сказать, комичное. А между тем картина у Дилана архисерьёзная - прямо как само человечество до того, как изобрело чувство юмора. Вот и переименование в "Сущность" безо всяких там перьев отражает для нас её суть, безусловно, лучше.
"Сущность" - экранизация романа британского писателя Макса Портера "Grief Is the Thing with Feathers" (2015; да, название первоисточника звучит не лучше). Книги, многажды премированной у себя на родине и в Европе. Которую, впрочем, подавляющее большинство зрителей не читало - и вряд ли захочет прочесть, посмотрев картину. Или, точнее говоря, "досмотрев", что в данном случае испытание не для слабонервных. Не в негативном, а в художественном понимании данного слова. Просто всё здесь очень уж пасмурно и сурово.
Хотя Саузерн (он же и сценарист) делал "Сущность" не только для высоколобых эстетов, но и на зрителей попроще, "понароднее".
В романе-то у Портера как было? Его герой, безымянный писатель и литературовед, работал над книгой о поэте Тэде Хьюзе (1930 - 1998), горюя о своей недавно умершей жене. Без которой он теперь воспитывал в одиночку двух маленьких сыновей. Тоже безымянных - видать, такая авторская фишка, кстати, сегодня модная и в кино.
А что в сущности у "Сущности"?
А в "Сущности"легким движением фантазии Саузерна скучный литературовед превратился... в художника комиксов. То есть в персонажа, гораздо более понятного простым зрителям. А значит сопереживать ему они должны сильнее; и впрямь, ну кому взбредёт в голову сочувствовать в кино каким-то литературоведам?
Рисовать комиксы и терзаться семейными невзгодами был приглашён Бенедикт Камбербэтч, но, вероятно, рисующие руки в фильме принадлежат не ему.
Однако, будь страдания Папы и Мальчиков (так они записаны в титрах) обычными, жизненно-бытовыми, про них вряд ли написали бы книгу и сняли кино. В чём же их уникальность?
В символизме, в котором эта история замаринована настолько, что кое-кто сгоряча даже обозвал её хоррором.
Это верно только отчасти.
"Сущность" пугает зрителя разве что поначалу. Тогда, когда сам Папа пугается своих внезапных психологических метаморфоз. Но потом он смиряется с ними, лишь иногда вяло от них отбрыкиваясь... И вся напугай-атмосфера из фильма улетучивается.
А то, что остаётся вместо неё, и есть вышеназванное испытание не для слабонервного зрителя.
Дело в том, что Папа рисует комиксы про Ворона (другого, не этого). Чёрно-белые, мрачные и не предназначенные для убаюкивания детей.
И вот однажды, в очередной тоске Папы по покойной жене, Ворон вдруг раз - и ему явился. Наяву, во плоти и перьях. Большой и говорящий. Вдобавок с гуманоидными руками и ногами, а не крыльями и лапами.
Короче, тот ещё был не аэродинамичный страхоптиц. И характер у него оказался не лучше. Ворон цинично издевался над скорбью Папы, дразнил его, наслаждался его истериками, и прогнать мутанта было нельзя. Напротив, он сам мог пинками гонять Папу по дому, упиваясь его бессильным гневом и самовнушением "Тебя же здесь нет, нет, нет - ведь да?!".
Как говорится, настал черёд звать Ведьмака... Но, увы, это была совсем другая история.
И без того отец из Папы был аховый. А под мистическим и психологическим гнётом Ворона он стал вконец несносным родителем.
Хуже того, скоро Ворон начал являться в том же облике Мальчикам. Правда, с ними он не был грубым. К тому же они верили в сказки и потому отреагировали на чудище в доме не столь болезненно. Хотя поначалу, конечно, тоже испугались. И сходящий с ума после смерти Мамы Папа был уже перебором. А тут ещё эта напасть клювом щёлкала да каркала.
И куда эта напасть всех их заведёт, никто не знал...
В чём вообще смысл фильма?
Само собой, не в чудовище, а в иносказательном отображении общего семейного горя и его переживании. То есть "А был ли Ворон? Может, Ворона-то и не было?".
Но развязка и мораль у "Сущности" неожиданная и интересная. Тоже, разумеется, аллегорическая: как вроде бы обычное монстр-горе может спасти человека от более жуткого демона-безумия. Но, как я и говорил, до развязки многие из вас рискуют не досидеть. Потому что...
Потому что, несмотря на своеобразный, поэтический сюжет, картина выдалась монотонной тоской.
Весь её символизм, психологизм и борьба человека со внутренними монстрами - это бесконечные истерики Папы, нервозность детей и занудство Ворона. Последний хоть и оригинальный персонаж, но скучный, как всякий "тролль" без чувства юмора.
Добавьте к этому заунывный саундтрек композитора Бадуорта, слушать который немногим приятнее, чем скрип пенопласта по стеклу...
Короче, не фильм, а депрессивная кинопоэзия, пусть и со светлыми нотками, вызывающая у любого не готового к ней человека уныние и дискомфорт.
***
В общем, "Сущность" - картина исключительно для поклонников Бенедикта Камбербэтча и любителей гнетущих психологических драм. Красиво снятая, спору нет. И насыщенная поэтическими смыслами, как боевики молодого Ван Дамма "вертушками". Но рекомендовать её обычному зрителю, желающему отдохнуть после работы - увольте!
Разве что у вас есть пара литров молока, которому надо срочно скиснуть... Тогда да, берите банку и садитесь к экрану. Только как сделать, чтобы при этом не скисли вы сами, не знаю.
Иными словами... нет сегодня "иных слов". В двух абзацах выше всё сказано исчерпывающе.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):