Найти в Дзене

Главный секрет станции метро «Безымянка» в Самаре

находится, как и положено настоящим секретам, на самом видном месте. Рассматривали когда-нибудь мозаики на путевых стенах этой станции? Наверняка да. Выполненные в технике флорентийской мозаики, в узнаваемом стиле, с интересными перспективными акцентами, они, конечно, привлекают внимание. Что на них? Главным образом самолёты. Оно и понятно, подумаете вы, всем известно, что Самара связана с авиацией – здесь делают самолёты и ракеты. Но это лишь то, что заметит беглый взгляд опаздывающего пассажира. На самом деле все сюжеты восьми мозаичных панно станции «Безымянка» выстраиваются в историческое повествование. Это станция-рассказ, показывающая историю становления авиационно-космического кластера нашего города. Несмотря на то, что мозаики кажутся вольной интерпретацией тех событий, оказывается, авторы станции внедрили в своё произведение массу узнаваемых деталей и образцов реальной техники, что делает эту станцию настоящей энциклопедией того времени. Давайте же прочитаем этот рассказ, посм
Оглавление

находится, как и положено настоящим секретам, на самом видном месте.

Фото © 2020 Петр Якубсон
Фото © 2020 Петр Якубсон

Рассматривали когда-нибудь мозаики на путевых стенах этой станции? Наверняка да. Выполненные в технике флорентийской мозаики, в узнаваемом стиле, с интересными перспективными акцентами, они, конечно, привлекают внимание.

Что на них? Главным образом самолёты. Оно и понятно, подумаете вы, всем известно, что Самара связана с авиацией – здесь делают самолёты и ракеты.

Но это лишь то, что заметит беглый взгляд опаздывающего пассажира. На самом деле все сюжеты восьми мозаичных панно станции «Безымянка» выстраиваются в историческое повествование. Это станция-рассказ, показывающая историю становления авиационно-космического кластера нашего города. Несмотря на то, что мозаики кажутся вольной интерпретацией тех событий, оказывается, авторы станции внедрили в своё произведение массу узнаваемых деталей и образцов реальной техники, что делает эту станцию настоящей энциклопедией того времени.

Давайте же прочитаем этот рассказ, посмотрим все сюжеты в правильном порядке, а заодно попытаемся определить технику и места послужившие прототипами для художника.

Первые годы советской авиации

История начинается на левой путевой стене, если заходить со стороны станции «Победа».

Флаг Военно-воздушных сил (ВВС) СССР. Фото © 2020 Петр Якубсон
Флаг Военно-воздушных сил (ВВС) СССР. Фото © 2020 Петр Якубсон

Первое панно флагом ВВС СССР открывает романтический период становления советской авиации. Время рекордов, массового парашютного спорта и новых образцов авиационной техники.

Здесь мы видим воздушный парад четырёхмоторных ТБ-3 и ТБ-7 вместе с маленькими бипланами И-15 и парашютистов Осоавиахима с раскрытыми запасными парашютами.

Также символически показаны два рекордных беспосадочных полёта из СССР в США над северным полюсом. На мозаике чётко вырисовываются силуэты самолётов, на которых совершили эти полёты Чкалов и Громов – АНТ-25, который ещё называли РД (рекорд дальности).

Начало Великой Отечественной

Второе панно – внезапное начало Войны… Наш маленький истребитель И-16 успешно сбивает немецкий Ju-87 «Stuka», но вражеская авиация в явном преимуществе. В небе целый строй немецких He-111, Ju-87, Ju-88.

В осаждённой Москве прожектора выхватывают ряды заградительных аэростатов над Кремлём, в небо нацелены стволы 85-мм зенитных орудий 52-К и звукоулавливающих устройств ЗТ-5 возле Бородинского моста.

Эвакуация промышленности

Третье панно – в авральном режиме промышленность страны эвакуируют на восток. Паровоз серии «Э» мчит состав со станками в Куйбышев. Ведь здесь уже с 1940 года ведётся строительство авиационных заводов. Видим, как на стройке работает паровой кран Я-5. До войны в Куйбышеве хотели построить три завода, а в итоге было эвакуировано 13 предприятий авиационной направленности. Это рождение Безымянки.

Авиационные заводы в Куйбышеве

Четвёртое и пятое панно (в конце платформы ближе к станции Кировская) – «Всё для фронта! Всё для Победы!». Здесь в Куйбышеве был свой фронт – трудовой. Вот мы видим, как в заводских цехах идёт сборка самолётов и растут ряды готовых Ил-2 и МиГ-3.

В цеху авиационного завода №18. Куйбышев, производство налажено после эвакуации
В цеху авиационного завода №18. Куйбышев, производство налажено после эвакуации

На пути к Победе

Шестое панно – подбитые немецкие танки «Тигр» иллюстрируют переломный момент в ходе Войны, когда Красная Армия стала наносить ощутимый урон врагу и продвигаться в сторону Берлина. А наша авиация уверенно расправила крылья, господствуя в воздухе.

Победа

Седьмое панно – развиваются красные флаги, и в небе, озарённом залпами не разрывами снарядов, а победного фейерверка, пролетают Пе-2, Ил-2.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Покорение новых высот

Восьмое панно – и вот снова перед нами мирное небо, снова успехи, но уже на следующем этапе истории – человек покоряет космос: первый искусственный спутник Земли, первая в мире орбитальная научная станция «Салют», космический корабль «Восток». И это тоже история Безымянки, родившись в тяжёлые военные годы, она стала ведущим авиа-космическим центром страны.

Фото © 2020 Петр Якубсон
Фото © 2020 Петр Якубсон

Также здесь видим наш «самарский» пассажирский лайнер Ту-154. Отсылки к военным реактивным самолётам МиГ-23, средствам ПВО – РЛС П-12 «Енисей» и П-20 «Перископ».

***

Мы вернулись туда, откуда начинали наш путь, но уже на новом этапе развития. Спираль истории завершила свой виток. От энтузиастов аэронавтики до первой орбитальной станции. Стоя здесь, рассматривая мозаики на противоположных стенах, можно подумать, будто не было войны.

Так устроена вся станция! Панно, расположенные друг напротив друга иллюстрируют целые исторические этапы: от начала Войны до Победы, от бегства вглубь страны до победного марша на Берлин, от аврального развёртывания станков в недостроенных корпусах до уверенного выпуска уже модернизированной техники.

О других открытиях, находках, наблюдениях и более личном у меня в ТГ-канале: https://t.me/yakubson_guide