Решили мы к Новому году составить свой новогодний концерт — вспомнить хорошее старое и найти великолепное новое.
Тут в начале декабря Первый канал должен был запустить на экран десятый, юбилейный сезон музыкального конкурса «Три аккорда». Как пишут в Сети.
Проект охватывает всё многообразие жанров отечественной музыки, не
скованной рамками поп-музыки, поп-фолка, поп-рока, шансона, рок-эстрады и классики при этом пользующейся огромной народной популярностью. Выпуски шоу посвящены городскому романсу, авторской песне, киношлягерам, кино, творчеству русской эмиграции и некоторым другим жанрам[
Первый сезон вышел в 2014 г. Вот как проходили его съёмки
– Таганка! Ночи, полные огня! Таганка! Зачем сгубила ты меня?
До «мотора» еще минут двадцать, а зрители нестройными голосами репетируют классику шансона, которую в финале должен спеть член жюри Михаил Шуфутинский.
– Здесь кричим «Браво», овации, – инструктируют
публику. – Топать и свистеть нельзя – будет брак по звуку. А здесь пять
раз кричим «Молодец!»
Публика реагирует вяло, и после пары номеров девочки, руководящие массовкой, едва не переходят на феню:
– Хватит спать! Вы визжать умеете? Кто не умеет – сразу домой без оплаты. Попкорна тут у нас нет. Мужчины, может быть, я не в вашем вкусе, но сейчас смотрите на меня! Что вы, как одинокие сайгаки?
С жюри тоже не сказать чтобы сюсюкаются.
– Вы же научите новенького? – директор музвещания «Первого» Юрий Аксюта показывает Любови Успенской, Александру Новикову и Трофиму на дебютанта жюри Шуфутинского, но в итоге инструктирует сам: – «Это полное г...но», «Ты конкретный упырь жанра» – так в кадре говорить нельзя. Анекдоты какие-то, шутки между собой – это да. Атмосфера должна быть. Перебивать тоже не надо, но вступать в дискуссии можно, сказать: «Новиков, я с тобой не согласен». С ним обычно никто не согласен.
По закулисью скромно бродит Владимир Кристовский из группы «Уматурман». С пером в голове: приготовил «Песенку настоящего индейца», которая считается рок-классикой, но никак не шансоном.
– Не сам выбирал, мне эту песню дали. Я им предложил: давайте я лучше спою «Человек и кошка» того же Чистякова. Но сказали: нет.
Кристовский в итоге на «Индейце» и погорел, хотя выступил эф-фектно.
– Эту песню я не люблю и не очень понимаю, – сказал Шуфутинский и
поставил «короля», «потому что песня не нравится». Ближе к финалу мэтр,
однако, извинился: дескать, был не прав, что стал песни оценивать.
У шансонного жюри вообще свои понятия. Тот же Михал Захарыч, например,
обмолвился, что, мол, «не сужу вокальное исполнение». Неважно это,
дескать. Бедная Настя Спиридонова, пришедшая в «Три аккорда» из
«Голоса»...
Но Настя всё-таки стала победительницей первого сезона.
А потом проект на три года, якобы из-за низких рейтингов передачи, затормозился. Но с 2017 г. сезоны пошли один за другим. Вот и десятый должен был начаться в декабре 2025 г., но в связи с участием в нём Ларисы Долиной, которая как раз стала для основной массы телезрителей очень токсичной, вместо десятого сезона запустили повтор восьмого.
Лариса Долина, кстати, уже участвовала в 2023 г. в седьмом сезоне «Три аккорда» и победила в нём. На наш взгляд, абсолютно незаслуженно. Она просто не умеет петь шансон, начинает показывать свои вокальные джазовые данные, а песни этого жанра надо еще уметь не только изобразить голосом со всякими дэрти-тонами, щаутами, глиссандами, но и сыграть сюжет.
Уже на первом выпуске этого сезона, когда Долина исполнила розенбаумовский «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» в какой-то джазовой вариации, член жюри Александр Новиков сказал ей: «Лариса, это не ваша песня, никогда её не пойте». Такой профессиональный совет: не в свои сани не садись. На что Долина, глянув на Новикова уничтожающим взглядом, наглым, стальным тоном ответила: «Мне никто не смеет приказывать». Новиков немного смутился: «Да я и не приказывал, просто совет профессионала этого жанра». Но Долина уничтожила его взглядом. Вот после этого она для нас как певица перестала существовать.
А затем Долину, буквально обрывая уши, тянули на первое место, хотя первое место должно было достаться пополам двум прекрасным исполнителям — Валерию Ярёменко и Евгению Гору. Весь конкурс Долина и эти двое шли вровень, получая одни тузы, и только в последних двух выпусках Долиной члены жюри тупо подкинули два джокера. В итоге у Долиной 202 балла, а у парней по 200. Вся эта махинация была видна невооруженным глазом. Просто было противно смотреть на все эти жульничества.
И восьмой сезон «Три аккорда», что сейчас показывают в повторе, выдался таким же. Победителем назначили мигрантку с Украины Таисию Повалий. До последних двух туров она шла вровень с Валерией Ланской, а вот в двух последних, как и в случае с Долиной, ей дали по джокеру. В итоге отрыв от Ланской 2 балла.
Ну да и пусть там занимаются своими, как говорится, «маленькими еврейскими радостями». У них свой шансон, а у нас свой. Вместо уже затертых и замусоленных карт одной и той же «шансонной» колоды Первого канала решили мы познакомить наших читателей с настоящими исполнителями шансона. Именно классического шансона, корнями из французских кабаре, где основное внимание уделялось содержанию песни.
Статья будет из двух частей. В первой части исполнители-женщины. Начинает наш импровизированный шансонный концерт Маша Макарова и группа «Медуза жаргона». Известная рокерша Маша Макарова, создательница группы «Маша и медведи», чья композиция «Кто не знает Любочку», что около тридцати лет назад звучала повсеместно, теперь просто замечательно поёт классический русский шансон 20-30-х годов прошлого века.
Первая песня — «Шарабан» («Я гимназистка седьмого класса...») — одна из самых знаменитых песен Гражданской войны. Возникла на основе одноимённого цыганского романса (на слова П. Зелинского), появившегося к концу 1916 года и быстро получившего всероссийскую известность. Как вспоминал В. О. Вырыпаев, участник подпольной «противобольшевицкой организации», возникшей в Самаре к началу 1918 года, «Как бы общим паролем для всех членов организации была популярная в то время игривая песенка «Шарабан». И когда появлялся какой-нибудь новый человек среди членов организации, то не знавшие его спрашивали своих людей: «Кто?». И если получался ответ: «Он шарабанщик» — это значило: «свой». Песенка «Шарабан» впоследствии играла большую роль в жизни Народной армии и охотно распевалась во всяких случаях жизни бойцов. Распевая «Шарабан», наша пехота часто шла в атаку на красных...».
У кого не открываются ю-тубовские ссылки, подними ссылки на другие ресурсы - ОК и ВК.
А это эмигрантская песня в жанре жестокого романса «Чёрная моль» (или «Институтка») была написана в Париже, по одним сведениям, в 1930-е годы, по другим — в 1950-е. Парижская певица Людмила Лопато в воспоминаниях указывала автором «Институтки» поэтессу Марию Вегу (Марию Волынцеву). Известны записи песни 1970-х годов в исполнении легендарного Аркадия Северного и культовой певицы «советского подполья» Вали Сергеевой (Валентины Оршулович). В 1981 году «Чёрную моль» записал Михаил Гулько, а год спустя песня (с несколько изменённым текстом) в исполнении Инары Гулиевой прозвучала в СССР с телеэкрана — во второй серии фильма кинорежиссёра Бориса Степанова «Государственная граница. Восточный рубеж».
Людмила Марковна Гурченко отметилась в стилизации эмигрантского шансона в фильме "Корона Российской империи или снова неуловимые". Поет Аграфена Заволжская. Очень удачная песня Яна Френкеля на стихи Роберта Рождественского.
А этот хит исполняет Наталья Лапина. В 1992 г. вышел один из первых альбомов песен Игоря Матвиенко на стихи Александра Шаганова «Шлягер от Матвея». Вот в этом альбоме и была песня «Гимназистки-проститутки», музыка Игоря Матвиенко, стихи Александра Шаганова в исполнении Натальи Лапиной, а кроме того на этом диске «Любэ» пело «Не валяй дурака, Америка», а Женя Белоусов «Девчонка-девчоночка».
И никак не обойтись без королевы современной российской эстрады Елены Ваенги. Она была участницей шестого сезона «Три аккорда». И вот когда она спела песню Александра Вертинского, член жюри Александр Розенбаум от восторга просто долбанулся лысиной о стол жюри. Так это было здорово со всех точек зрения.
И ещё одна песня Ваенги, лирический шедевр, знаменитая «Ленточка». Когда объявляется эта песня, зал сразу же начинает аплодировать.
Но Ванга не победила в том, шестом сезоне, она, кстати участвовала и в десятом, не вышедшем на экран. Победила тогда Аглая Шиловская. Вот одна из песен, что она там исполнила. "Диетпитание" Вилли Токарева. О трудной жизни российских эмигрантов в Америке.
А вот эта исполнительница вообще не избалована вниманием федеральных каналов. Но зато это одна из самых читаемых поэтесс и исполнительниц своих песен в русском сегменте Интернета. В общем количестве в нескольких социальных сетях у неё около 5 миллионов подписчиков. Сама пишет стихи, сама пишет музыку, сама исполняет. И всё это прекрасно. Как будто из Серебрянного века к нам принесло эту незнакомку. Юлия Соломонова.
Сочиняет и лирические, и юмористические, и сатирические песни в подражание Владимира Высоцкого. Вот лирическая — «Копилка».
А это уже сатира и юмор в подражание цыганам.
И чтобы уж совсем добить, Юлия стала сочинять песни с помощью ИИ и об ИИ. "Выйти замуж за чат GPT."
А это автор и исполнитель своих песен Наталья Дудкина. Грустная новогодняя песня об умнице и красавице докторе Оле.
Ну а как обойтись без «шансона-блатняка»? Их есть у нас. Группа «Воровайки» поет свой «бессмертный хит» «Хоп, мусорок», написанный продюсерами группы Спартаком Арутюняном и Валерием Лизнером. Блестящая пародийная стилизация под блатную феню.
И песня пользуется популярностью даже у первоклашек. Вот как в этом фильме «All inclusive, или Всё включено» (2011 г.), её поет на отдыхе заслуженная учительница из Сургута Наталья Ивановна.
А в самом первом сезоне "Трех аккордов" эту песню пела Алена Апина. Вот как это было. Тогда...
... незабвенная Алена Апина в халатике в цветочек ходила по коридору из угла в угол.
– Волнуетесь?
– Не сейчас, пожалуйста! Мне скоро на сцену выходить!
О как! Уж не «Тоску» ли Пуччини споет? Через полчаса в стиле своей
«Электрички» Алена конкретно гнала со сцены телегу: «Чё ты гонишь,
мусор, шнягу не по делу? Чё ты паришь мне про нары и конвой?.. Хоп,
мусорок, не шей мне срок...» Когда Апина села за тюремную швейную
машинку, Шуфутинский расплылся в улыбке.
Главным экспертом выступил Новиков: «Образ Нади Толоконниковой,
вышедшей на свободу, – это очень хорошо!» Алена с трудом сдержалась,
чтобы не перекреститься. Как и ведущий Максим Аверин, когда Александр
изрек: «А вот глядя на вас, я понял, что у Ходорковского есть достойная
замена».
Немудрено, что песню «Хоп, мусорок» разобрали подробно:
– Эту песню написал человек, который никогда не сидел в тюрьме! – бушевал Новиков. – Ботаник! Блатующий! Эта песня настолько убогая и бездарная, что опустила исполнительницу! Ставить за эту песню «туза» я не имею морального права!
На этом с женщинами, поющими шансон, заканчиваем. В следующей части будут мужчины, исполнители шансона. известные и неизвестные.
Продолжение следует.