Найти в Дзене

Древняя мексиканская игра: патолли

Азартные игры были неотъемлемой частью жизни ацтеков. Люди каждую веинтену (период из 20 дней) участвовали в больших и малых праздниках, и испанский монах и летописец Диего Дуран отмечал «множество различных танцев, фарсов и игр», при этом мрачно подчеркивая даже в названии посвященной играм главы потенциально фатальные последствия проигрыша: «Глава XXII: В которой рассказывается об играх, которыми индейцы развлекались и веселились в праздничные дни. [Эти игры] также использовались для того, чтобы проиграть свою жизнь и стать рабом навечно»
— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре» Дуран пишет, что игра, называемая древними мексиканцами «патолли», «была настолько уничтожена и искоренена, что о ней уже не осталось никаких воспоминаний». Судя по скромным данным, что можно встретить у историков, можно подумать, что игра действительно исчезла. Однако это не так. В эту игру до сих пор играют! Например, коренные жители муниципалитета Сапотитлан, потомки тотонаков, и

Азартные игры были неотъемлемой частью жизни ацтеков. Люди каждую веинтену (период из 20 дней) участвовали в больших и малых праздниках, и испанский монах и летописец Диего Дуран отмечал «множество различных танцев, фарсов и игр», при этом мрачно подчеркивая даже в названии посвященной играм главы потенциально фатальные последствия проигрыша:

«Глава XXII: В которой рассказывается об играх, которыми индейцы развлекались и веселились в праздничные дни. [Эти игры] также использовались для того, чтобы проиграть свою жизнь и стать рабом навечно»
— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

Дуран пишет, что игра, называемая древними мексиканцами «патолли», «была настолько уничтожена и искоренена, что о ней уже не осталось никаких воспоминаний». Судя по скромным данным, что можно встретить у историков, можно подумать, что игра действительно исчезла. Однако это не так. В эту игру до сих пор играют! Например, коренные жители муниципалитета Сапотитлан, потомки тотонаков, и жители соседнего муниципалитета Уицилан, говорящие на науатле.

«Многие игры индейцев были чрезвычайно тонкими, умными, хитрыми и очень изысканными. [Жаль], что в них было столько язычества и идолопоклонства»
— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

Да уж, жаль. При этом современный человек очень даже разделяет любовь к азартным играм с ацтеками XVI века. Эта любовь, кажется, в принципе присуща человеку любой эпохи. Да что уж там — мы сами являемся результатом бесчисленных эволюционных игр, в которые играли наши предки, выбирая правильные ответы на вопросы неопределенности.

Сегодня мир предпочитает научные объяснения, однако кто из нас не бросал кубики с мыслями «Давай 6, давай 6!». Бездоказательная вера в то, что мысли или действия, часто имеющие форму ритуала, могут контролировать неопределенный результат — это есть наше древнее магическое мышление. Именно с помощью него мы можем понять традиционные культуры, сравнив их опыт борьбы с неопределенностью с нашим. Сегодня приглашаю вас сделать это на примере мезоамериканской игры патолли.

Изображения патолли
Изображения игры встречаются во Флорентийском кодексе (рис. 1, заглавная иллюстрация), в кодексе Мальябекки (рис. 2), у Диего Дурана (рис. 3) и в кодексе Шолотль (рис. 4):

Кроме того, немецкий археолог Герман Бейер обнаружил патолли в районе Мехико Педрегаль-де-Сан-Анхель (рис. 5). Кажется, это единственный подлинный ацтекский экземпляр, сохранившийся до наших дней. А в 2024 году вдоль железнодорожного пути Поезд Майя нашли сразу 7 полей для патолли. Однако патолли у майя — отдельная тема, у них тоже была похожая игра.

-3

Количество клеток на досках в кодексах везде разное. Во Флорентийском кодексе мы видим 64 клетки: две стороны креста по 16 клеток, две — по 14 и 4 в центре. Патолли в кодексе Мальябекки имеет 66 клеток: по 16 на трёх сторонах креста и 14 — на четвёртой плюс 4 в центре. Диего Дуран вовсе изображает 60: по 14 на каждой стороне и 4 в центре. Патолли из района Педрегаль имеет 68 клеток. И именно патолли из Педрегаля кажется наиболее правдоподобным, ведь рисунки — это рисунки, они лишь отражают общую концепцию, не являясь точной копией игры

Название игры
Одна из версий происхождения названия говорит, что
patolli происходит от patoa, «делать ставку». Tlapatolli означает «что-то, что было поставлено кем-то» также, как tlaxcalli — «что-то поджаренное». То есть это «игра в ставки».

Ещё одна версия — от мексиканского антрополога Альфонсо Касо. Сегодня эту игру потомки науа называют Petol, тотонаков — Lizla. Оба слова происходят от названия бобов фасоли (patoles) или кусочков тростника (lizla) соответственно, которые использовались и продолжают использоваться в качестве игральных костей. То есть патолли — это «игра в кости».

«Иногда Мотекусома смотрел, как люди играли в патолицтли, которая очень похожа на игру в кости и в которую играют с помощью бобов или расколотых фасолей, … которые называются патолли; которые они перебирают обеими руками и бросают на циновку или на землю, где нанесены определённые линии…»
— Франциско Лопес де Гомара, «История завоевания Мексики»

С течением лет слово патолли в науатле стало общим термином, обозначающим игру в целом. В классическом словаре середины XVI века, составленном Алонсо де Молиной спустя каких-то 20-30 лет после завоевания, уже встречаются слова для европейских игр: amapatolli (амапатолли, «бумажный патолли») для игральных карт и quauhpatolli (куаупатолли, «деревянный патолли») для шахмат.

Патолли, или игра в широком смысле, была центральным элементом жизни ацтеков. Один поэт науа сказал:

«О, вы, друзья,
Вы, орлы и тигры,
Поистине, это
Как игра в патолли!
Как мы сможем
чего-то добиться в ней?
О, друзья…!
Мы все должны играть в патолли:
Мы должны отправиться в место тайны.
Поистине, перед его лицом я лишь тщетен,
нищий перед Дарителем жизни…
»

Как в эту игру играли
У игроков были фишки (камушки или зёрна кукурузы) красного или синего цвета, для их передвижения по полю-кресту кидались бобы фасолины (или кусочки тростника) с отметками количества очков.

В игру могли играть 2, 3 или 4 игрока, игроки также могли делиться на команды (но играли всё равно по одному избранному от команды человеку). Игроки по очереди бросали бобы с нанесёнными на них точками на циновку и перемещали свои фишки по полю на столько клеток, сколько выпало точек на бобах. Бобов могло быть от 4 до 6: у Саагуна их 4 или 6, у Дурана — 5 или 6. Фишек — по 6 на человека при игре вдвоём, по 5 — втроём и по 4 — вчетвером.

Каждый игрок располагался на своей стороне креста, там у каждого из них была своя стартовая клетка. Цель игры заключалась в том, чтобы довести фишки до финиша, продвигаясь в соответствии с результатом броска кубиков, или выиграть у противника все его запасы ставок (о них — далее).

Достичь цели — это пройти всеми фишками до центра, затем свернуть на ближайшую сторону креста, пройти до конца креста, развернуться, пройти до противоположного конца, снова развернуться, дойти до центра и свернуть в сторону конца, откуда начинали (то есть пройти буквой Т против часовой стрелки):

-4

В центре креста на четырёх клетках можно «съесть» фишку соперника, если очки от броска фасолей позволяют вашей фишке встать ровно на ту же клетку.

Во время игры как игроки, так и зрители делали ставки на то, кто из соперников выиграет. А ставок было очень много, практически на каждом ходу.

Ставки
Суть и количество ставок зависели от обстановки. Когда играли правители, слуги приносили «
всё, что правитель должен был поставить на кон в игре... плащи... губные украшения, золотые ушные украшения,... золотые ожерелья». Правители также ставили «зелёные драгоценные камни, прекрасную бирюзу, рабов, драгоценные плащи, ценные набедренные повязки, возделанные поля, дома, кожаные повязки на ноги, золотые браслеты, нарукавники из перьев кетцаля, плащи из утиных перьев, тюки какао».

При этом господа не всегда хорошо воспринимали собственный проигрыш. Историк и писатель Фернандо де Альва Иштлильшочитль отмечает:

«В 1473 году император Ашайакатль попытался выиграть сады в Шочимилько у их владельца, поставив на кон свой собственный рынок и озеро вокруг него... Проиграв, он приказал задушить своего соперника из Шочимилько, не желая терять такое сокровище в пользу господина более низкого ранга»

Дуран сообщает, что профессиональные игроки «ставили на кон драгоценности, камни, рабов, дорогие ткани, набедренные повязки, свои дома, драгоценности своих жён. Они ставили на кон свои земли, поля, зернохранилища, поля с агавой, деревья и сады». Каким-то образом, вероятно на больших праздниках, бедняки могли ставить свои скромные пожитки против ставок тлатоани или господина, и в случае выигрыша получали ценные вещи. В правилах патолли даже есть оговорка о том невероятном случае, когда фасоль-кубик при броске встаёт на ребро — тогда игрок забирает всё. А если такая оговорка есть, есть и вероятность, что такое на самом деле случалось. Представляете чувства игрока, чьи фасолины встали на ребро?

Самой серьезной ставкой в азартных играх была собственная жизнь: игроки ставили её на кон, когда проиграли всё остальное. Чтобы отыграться, они были вынуждены отдавать себя в рабство победителям. Ацтеки относились к этому практично: игрок, неспособный оплатить свои долги, был подобен вору и становился собственностью своих кредиторов. Если должник не мог погасить долг, то его могли продать в рабство на рынке, где купцы и господа покупали людей для жертвоприношений.

Важный момент: кроме собственно игроков в патолли участвовал сам бог-покровитель игры, Макуильшóчитль, что переводится как «Пять Цветок». Именно в его честь фасолин для бросков было пять. Игроки обязательно взывали к нему, когда бросали бобы. Перед броском их немного покатывали в руках, а затем, бросая на коврик, громко взывали к Макуильшочитлю и хлопали в ладоши.

«Макуильшочитль был единственным [богом] этой игры в кости; однако существовало ещё одно божество, обычное для всех этих игр. Его имя было Ометочтли, что означает «Два Кролик». Таким образом, в этой игре (как и в других), когда хотели, чтобы выпало число два, выкрикивали одно и то же заклинание, бросая камушки и хлопая в ладоши: "Ометочтли!"»
— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

У Макуильшочитля было своё место на игровом поле: вон он сидит и наблюдает за игрой на изображении в Кодексе Мальябекки. Ему же предназначалось большинство ставок — для этого рядом с полем был банк ставок, назовём это так.

Кому платили ставки? Два варианта:

В основном — в «банк» Макуильшочитля. Там они копились, чтобы в конце достаться победителю. А пока суть да дело ставки находятся у бога.
Какие-то ставки (например, при ликвидации фишки соперника в центре креста) платятся активному игроку. Вот я съел чужую фишку — мне платит ставку тот, чью фишку я съел.

Отношение ацтеков к азартным играм
Самые отпетые азартные игроки обитали, разумеется, во дворцах тлатоани. Да и сам Мотекусома поигрывал. Уж его ресурсы были огромны и вряд ли могли значимо уменьшиться из-за проигрышей. Азартные игры не запрещали, но и не поощряли — их терпели. Все знали о связанных рисках и о том, что некоторые люди обречены играть и, возможно, потерять всё.

Как известно, судьбу ацтеков предсказывали по знаку дня, в который человек рождался. Знаки дня разделялись в интерпретации на хорошие, нейтральные и плохие. Неблагоприятный знак обычно предвещал жизнь, полную лени, прелюбодеяния, воровства и пьянства. Но лишь один знак, «1 Дом», считался поистине злым, ведь человек, рождённый под этим знаком, жил

«в опасной роскоши, ... полностью отдавшись игре в мяч и патолли… Он проигрывал; он проигрывал имущество других... Он ставил на кон всё, что было в его доме… Все сокровища и поддержку своих любимых матери и отца он уносил с собой, даже если спрятано было лишь что-то небольшое…»
— Бернардино де Саагун, Флорентийский кодекс

А чтобы, видимо, поменьше людей играло в азартные игры, испанский монах предусмотрительно записал исходы на все случаи жизни:

Но даже если бы ничего из этого не произошло, он всегда жил бы печальной, несчастной жизнью. Он стал бы вором, разбойником, грабителем, уличным бандитом или большим азартным игроком; и он был бы мошенником в игре или потерял бы всё, что имел, в патолли. И он даже украл бы всё, что имели его отец и мать, чтобы играть в азартные игры. И у него не будет одежды и никаких драгоценностей в его доме. И даже если он захватит в плен нескольких человек и за это его сделают текиуа (tequihua), всё равно всё для него закончится плохо. И независимо от того, сколько он будет каяться с детства, он не сможет избежать несчастья»
— Бернардино де Саагун, Флорентийский кодекс«
Говорили, что мужчины, рождённые под этим знаком [«1 Дом»], были большими ворами, похотливыми людьми, азартными игроками и расточителями, которые всегда заканчивали плохо. А женщины, рождённые под этим знаком, были ленивыми, сонными и бесполезными для чего-либо хорошего.Говорили, что те, кто родился под этим знаком, умрут насильственной смертью, поэтому все ожидали их ужасного конца. Говорили, что [такой человек] либо умрет в бою, либо станет пленником, либо будет заколот на камне; либо его сожгут заживо, задушат сеткой или раздавят. Либо вырвут ему внутренности через пупок, либо заколют копьём в воде...А если он не умрёт одной из этих смертей, то впадет в прелюбодеяние, и тогда его убьют вместе с прелюбодейкой, раздавив им обоим головы. А если этого не произойдет, то, по их словам, он станет рабом, продаст себя и весь свой заработок будет тратить лишь на еду и питьё.

Отношение к людям, выбравшим азартные игры в качестве профессии, можно узнать из Кодекса Мендоса. В нём показаны возможные пути развития молодых людей: большинство из них получают образование, становятся добросовестными взрослыми ацтеками, проходят профессиональную подготовку и совершенствуются. Но на правой стороне страницы показаны бездельники: бродяги и воры, сплетники и пьяницы, азартные игроки, игрок в мяч и игрок в патолли. В пояснении говорится:

«…им даётся хороший совет отказаться от праздности и бродяжничества, которые приводят к тому, что они становятся ворами и игроками в мяч или в патолли… Из-за этих игр они всё больше воруют, чтобы … обеспечить их пороки, что приводит их только к плохому концу, как показано на рисунках»
— Кодекс Мендоса
-5

Возможное значение игры
На патолли фишка за круг с начала и до возвращения в исходную точку проходит 52 клетки, а два игрока в сумме 104. Оба этих числа имеют основополагающее значение в астрономии и мировоззрении мешика. Первое число — количество лет в ацтекском веке; второе — количество лет в Великом веке.

В конце первого периода совпадают тональпоуалли, ритуальный календарь из 260 дней, и солнечный 365-дневный год. В конце второго совпадают также обороты планеты Венера, поскольку 104 солнечных года составляют 65 венерианских лет из 584 дней.

Кроме того, 5 фишек игрока, прошедшие по 52 клетки каждая, это 260 клеток — количество дней в ритуальном календаре тональпоуалли.

Есть и другие указания на то, что игра имела астрономическое значение, связанное с солнцем. Макуильшочитль, покровитель этой игры, был богом лета, солнечным богом. Занятно, что патолли из Педрегаля ориентирован точно по четырём сторонам света.

Известно и то, что две другие игры ацтеков тоже имели астрономическое значение. Для игра в мяч, тлачтли, у главного храма в Теночтитлане, Темпло Майор, было построено две площадки: одна называлась Теутлачко (Teutlachco), второе — Тескатлачко (Tezcatlachco), что, по-видимому, относится к солнцу и луне.

Патолли, вероятно, был широко распространен во всей долине Мехико и, возможно, был известен также культурам Центральной Америки и Юкатана. После завоевания эта игра была запрещена, потому что индейцы предавались суеверным практикам, прося милости и удачи у Макуильшочитля, покровителя этой игры, и Ометочтли, бога пульке и игр в целом. Преследование было настолько эффективным, что к концу XVI века игра патолли исчезла из мест, расположенных вблизи центров испанского влияния, поэтому Саагун и Дуран, которые видели, как в него играют, считали его исчезнувшим, когда писали свои труды. Тем не менее, он смог сохраниться и передаваться до наших дней в таких местах, как Уитцилан и Сапотитлан, которые находятся вдали от центральных путей сообщения. Несомненно, он сохранился и в других местах.

*****

Ну и напоследок несколько слов от Диего Дурана по поводу азарта и игр в нашем бренном мире:

«Оставляя тему пьяниц, я вернусь к игрокам, которые призывали бога, когда играли, восклицая: «Ометочтли! Дай мне удачу!». А поскольку проклятый дьявол так злобен, он должен был немедленно прийти им на помощь, чтобы его лучше обслуживали и уважали. Я помню, что гражданские судьи однажды пытались искоренить эти игры, арестовать и наказать азартных игроков суровыми наказаниями, а расписные лотерейные коврики были уничтожены. Вся эта строгость применялась для искоренения суеверий и несчастья, которые ассоциировались с этой игрой, а также для искоренения порока, настолько поглощающего, что тот, кто играл в азартные игры весь день, не сеял, не возделывал и не ухаживал за своими полями и землями. Из-за этого некоторые вместе со своими детьми бродили бедными и полуголыми, а другие умирали от голода. Помимо страданий, причиненных им, их женам и детям, [азартные игроки] уклонялись от личных обязанностей и общественных мероприятий, поскольку проводили весь день, сидя за азартными играми. По воле нашего Господа суровость и страх, вселенные в них, были настолько эффективны, что эти явления были искоренены, уничтожены, так что о них уже забыли. Вместе с ними исчезли многие другие идолопоклоннические обычаи и пороки»
— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»
-6

Играйте на здоровье! 🌞

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!

 📷
📷

Лига историков

0 постов • 0 подписчиков

Подписаться Добавить пост

Подробнее о правилах