После ухода из королевской семьи принц Гарри и Меган Маркл сделали ряд компрометирующих заявлений о своем пребывании в «Фирме», но ни одно из них не сравнится с обвинением в расизме, выдвинутым против высокопоставленного члена семьи.
Когда герцогиня Сассекская, которой сейчас 44 года, рассказала Опре Уинфри о том, что были опасения по поводу «насколько темнокожим» может быть ее сын Арчи до его рождения, по всему миру раздался коллективный вздох.
Хотя это вызвало глубокое беспокойство в стенах Букингемского дворца, даже спровоцировав редкое заявление покойной королевы, известной тем, что «никогда не жаловалась, никогда не объясняла», заявление Сассексов вывело их в высшую лигу правозащитников.
В знак признания их борьбы с «структурным расизмом» внутри королевской семьи, в октябре 2022 года они были удостоены премии «Ripple of Hope» от правозащитной организации имени Роберта Ф. Кеннеди.
Дочь покойного американского политика, Керри Кеннеди, заявила в своем обращении, что пара «всегда выделялась своей готовностью высказываться и менять представление о расовой справедливости и психическом здоровье».
Она высоко оценила их «моральную смелость» за то, что они открыто говорили о расовой несправедливости, и сказала, что Сассексы «героически поступили, сделав этот шаг».
Дуэт получил свою награду на роскошном приеме в Нью-Йорке 6 декабря, за два дня до выхода их одноименного документального сериала на Netflix, где они были удостоены награды вместе с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Менее чем через месяц принца Гарри обвинили в том, что он «подставил свою семью», на фоне призывов вернуть награду, после того как он в интервью Тому Брэдби на канале ITV отрицал, что называл их «расистами».
Объясняя свое признание в рамках премии «Рябь надежды», г-жа Кеннеди сказала: «Они обратились в старейшее учреждение в истории Великобритании и сказали им, что они делают неправильно, что в этом учреждении не может быть структурного расизма; что они не могут поддерживать непонимание в отношении психического здоровья».
Они «знали, что если они это сделают, будут последствия... и что люди будут винить их в этом. Но они все равно это сделали, потому что считали, что не смогут жить с собой, если не будут подвергать сомнению этот авторитет».
«Они воплощают тот тип моральной смелости, который мой отец однажды назвал «единственным существенным, жизненно важным качеством для тех, кто стремится изменить мир, который наиболее болезненно поддается переменам», — добавила она в отдельном пресс-релизе.
Гарри и Меган входят в избранную группу известных личностей, удостоенных премии «Рябь надежды», среди прошлых лауреатов — бывшие президенты США Барак Обама, Билл Клинтон и Джо Байден, а также бывший вице-президент Камала Харрис.
Эта награда обычно присуждается тем, кто продемонстрировал «непоколебимую приверженность социальным переменам и работал над защитой и продвижением равенства, справедливости и прав человека».
За несколько дней до выхода их скандального документального сериала на Netflix Гарри и Меган посетили роскошный гала-ужин в Нью-Йорке, где поклялись, что их война против «угнетения» только началась.
В следующем месяце принц Гарри опроверг утверждения о том, что когда-либо называл королевскую семью расистской, совершив поразительный разворот в своих заявлениях, который вызвал резкую критику.
Гарри рекламировал свои мемуары «Spare» в интервью Тому Брэдби на канале ITV, когда ведущий упомянул интервью Сассексов с Опрой Уинфри.
«Вы обвинили членов своей семьи в расизме», — начал мистер Бэдби, друг Гарри.
Но Гарри резко ответил: «Нет, не обвинял. Об этом писала британская пресса. А Меган когда-нибудь упоминала, что они расисты?»
Герцог затем настаивал на том, что комментарии о цвете кожи его сына Арчи были «бессознательной предвзятостью». Мистер Брэдби, казалось, был ошеломлен этим ответом, а эксперты заявили, что Гарри явно не понял термин, который он теперь использует.
В то время бывший королевский корреспондент BBC Дженни Бонд заявила, что «непростительно», что Гарри «подставил свою семью, выдвинув обвинение в расизме», от которого герцог впоследствии отказался.
Королевский биограф Роберт Джобсон сказал, что Гарри и Меган должны «вернуть награду», а королевский редактор ITV News Крис Шип отметил, что, хотя пара прямо не использовала слово «расист» во время интервью с Опрой, они также не «исправили сложившуюся версию».
Мистер Шоп объяснил: «Гарри прав, говоря, что они ни разу не использовали слово „расист“… [но] Гарри не исправил ситуацию, когда начался весь этот скандал с расизмом, и он сам обвинил королевскую семью в том, что они этого не сделали, когда он критиковал Джереми Кларксона и другие вещи».
Во время интервью на ITV, вышедшего в эфир 8 января 2023 года, мистер Брэдби спросил Гарри, назвал бы он комментарии о цвете кожи Арчи «по сути расистскими».
Герцог ответил: «Я бы не назвал, поскольку не жил в этой семье». Но он добавил: «Разница между расизмом и бессознательной предвзятостью… это две разные вещи».
«Но как только вам, как отдельному человеку или как институту, будет указано на вашу неосознанную предвзятость, у вас появится возможность учиться и расти, чтобы стать частью решения, а не частью проблемы».
Он также обвинил Букингемский дворец в невыполнении обещаний, данных после скандала с Опрой, включая назначение «царя по вопросам разнообразия».
Он также говорил о «неосознанной предвзятости» королевской семьи во время своего выступления на программе «Доброе утро, Америка».
На вопрос, считает ли он, что британской монархии есть место в XXI веке, он ответил: «Я искренне верю, что есть. Не в том виде, в каком она есть сейчас».
На вопрос, нужно ли им измениться и, если да, то каким образом, Гарри сказал: «Я думаю, что тот же процесс, который я прошел в отношении своей собственной неосознанной предвзятости, был бы для них чрезвычайно полезен».
«Не расизм, а бессознательная предвзятость, если с ней не бороться, если не извлечь из неё урок и не преодолеть её, она может перерасти в расизм.
Но я упустил огромную возможность в отношениях с женой».