Найти в Дзене

«Монополия» и кредитный колодец: технический дефолт как тревожный сигнал рынку

Ситуация вокруг АО Монополия резко обострилась после решения рейтингового агентства АКРА. Компания получила понижение кредитного рейтинга сразу с уровня BBB(RU) до C(RU) с сохранением прогноза «Развивающийся». Формальным поводом стал технический дефолт по облигациям серии 001P-02 — основной долг выплачен не был. При этом купон по выпуску компания перечислила вовремя. В АКРА подчеркивают: сам факт невыплаты «тела» долга указывает не на разовый сбой, а на серьезные проблемы с ликвидностью. Причиной дефолта аналитики называют задержку с продажей партии транспортных средств и отсутствие у компании резервных источников для закрытия обязательств. После дефолта агентство пересмотрело ключевые параметры своей оценки. Были снижены ожидания по доходам от реализации техники и по инвестиционной активности до конца 2025 года. Это автоматически ухудшило оценки долговой нагрузки, ликвидности и корпоративного управления. Финансовая отчетность по МСФО за второй квартал 2025 года, на которую ссылается и
Оглавление

Ситуация вокруг АО Монополия резко обострилась после решения рейтингового агентства АКРА. Компания получила понижение кредитного рейтинга сразу с уровня BBB(RU) до C(RU) с сохранением прогноза «Развивающийся». Формальным поводом стал технический дефолт по облигациям серии 001P-02 — основной долг выплачен не был.

При этом купон по выпуску компания перечислила вовремя. В АКРА подчеркивают: сам факт невыплаты «тела» долга указывает не на разовый сбой, а на серьезные проблемы с ликвидностью. Причиной дефолта аналитики называют задержку с продажей партии транспортных средств и отсутствие у компании резервных источников для закрытия обязательств.

Ликвидность под давлением и пересмотр модели

После дефолта агентство пересмотрело ключевые параметры своей оценки. Были снижены ожидания по доходам от реализации техники и по инвестиционной активности до конца 2025 года. Это автоматически ухудшило оценки долговой нагрузки, ликвидности и корпоративного управления.

Финансовая отчетность по МСФО за второй квартал 2025 года, на которую ссылается издание Cbonds, лишь усилила этот вывод. Выручка «Монополии» сократилась на 18,5% год к году и составила 24,13 млрд рублей, а чистый убыток вырос более чем вдвое — до 3,18 млрд рублей. Одновременно компания нарастила обязательства: краткосрочные долги увеличились до 18,10 млрд рублей, долгосрочные — до 10,57 млрд. На фоне снижения операционной активности такая структура баланса практически неизбежно ведет к кассовым разрывам.

Эффект домино и внимание к «аффилированным»

Резкое ухудшение статуса «Монополии» заставило инвесторов внимательнее присмотреться к компаниям, которые рынок воспринимает как связанные с ней. В первую очередь речь зашла об ООО Контрол Лизинг. Как отмечает Cbonds, в публичном поле давно обсуждаются косвенные связи между компаниями через совместные проекты в логистике.

Наиболее заметным примером стала лизинговая сделка 2022 года на 7,5 млрд рублей в сегменте магистральных грузоперевозок с привлечением финансирования Сбер. Тогда Forbes называл эту операцию крупнейшей в автологистике и автолизинге. При этом прямых взаимных обязательств, кросс-гарантий или зависимости по долгам между «Монополией» и «Контрол Лизингом» по состоянию на декабрь 2025 года нет, что отдельно подчеркивает Cbonds.

Рынок нервничает, цифры — нет

Несмотря на это, 5 декабря 2025 года агентство Эксперт РА установило для рейтинга «Контрол Лизинга» статус «под наблюдением» на уровне ruBB+. Эксперты связывают этот шаг и краткосрочное падение котировок облигаций компании не с ее фундаментальными показателями, а с эффектом «заражения» после дефолта «Монополии» и эмоциональной реакцией инвесторов.

Фактическая динамика у «Контрол Лизинга» выглядит противоположной. По данным РСБУ за девять месяцев 2025 года выручка компании выросла на 22,1%, до 8,75 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась более чем в два раза — до 180 млн рублей. Одновременно снижается долговая нагрузка: долгосрочные обязательства сократились до 22,97 млрд рублей, краткосрочные — до 16,65 млрд.

После первоначального снижения котировки облигаций «Контрол Лизинга» начали восстанавливаться. Это рынок трактует как постепенный уход панических настроений и более трезвую переоценку рисков. На этом фоне сценарий повторения технического дефолта по цепочке участники рынка считают маловероятным, по крайней мере в текущих условиях.

Интересна тема?

Подпишитесь на наши новости: Блог | Telegram | VK | Дзен
Продаете и покупаете промышленные товары, сырьё, материалы и оборудование? Ищем производителей и предпринимателей: Маркетплейс Первая Миля | Подробнее
Для обращений и предложений: info@cargo.sale / 8-800-3333-260