Любое возгорание – это колоссальные убытки для бизнеса. В своей статье Александр Гаврилов, руководитель по охране труда и пожарной безопасности Boxberry, на примере кейса из собственной практики расскажет, как свести эти убытки к минимуму.
Александр Гаврилов
Руководитель по охране труда и пожарной безопасности Boxberry
За 2024 г., согласно статистике МЧС, в Москве и Московской области было зафиксировано более 19 тыс. возгораний. Основными причинами возгораний стали неисправность проводки и неосторожное обращение с огнем. Большинство пожаров, как и погибших, по статистике, зарегистрировано в субботу и воскресенье. То есть возгорания происходят, в основном когда специалистов по пожарной безопасности нет на складе и некому оперативно скоординировать действия.
На сегодняшний день существуют следующие меры пожарной безопасности:
- Установка всей защитной автоматики, системы оповещения персонала, системы пожаротушения, первичных средств пожаротушения.
- Организация обучения персонала.
В своей статье я хотел бы акцентировать внимание на обучение персонала и рассказать об основных методах, которые в нем применяются:
- Проведение инструктажа по технике пожарной безопасности.
- Знакомство сотрудников с планом эвакуации, местами расположения первичных средств пожаротушения и гидрантов, эвакуационными путями и выходами.
- Проведение противопожарных тренировок.
На последнем пункте я остановлюсь подробнее, так как противопожарные тренировки персонала зачастую остаются лишь на бумаге.
Кого же нужно обучать? Абсолютно всех сотрудников, которые работают на объекте или складе, уделив особое внимание персоналу, который постоянно находится там. Это работники службы безопасности или ЧОП, либо, если есть, добровольная пожарная дружина.
Целью данных тренировок являются:
- выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации;
- обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей;
- проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
- выявление потенциально слабых мест и рациональности использования первичных средств пожаротушения (ПСП);
- проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара.
Начинать тренировку необходимо с подробного рассмотрения всех этапов процесса и выделения его слабых зон.
Для примера возьмем наш собственный кейс – тренировку в зоне проблемного груза.
В данную зону поступают поврежденные товары, или работающие неправильно, с каким-то дефектом, или опасный груз. Сотрудники проводят анализ: откуда приезжает груз, где хранится, как транспортируется внутри склада, как обрабатывается, что с ним происходит после обработки.
После того как проведен анализ, определяются слабые места. Есть риски, что через склад пойдет перекись водорода 37%, которая имеет свойство самостоятельно возгораться при контакте с органическими веществами. Если крышка канистры будет повреждена, то, значит, она попадает в палет, который готовят для зоны проблемного груза, и есть риск возгорания.
После определения слабых мест надо начать отрабатывать основные события, как в реальной жизни.
Отработка происходит по следующей схеме:
- Готовим чек-листы тренировок.
- Нам потребуется помощник; просим его подойди на пост охраны и сказать, что увидел задымление в зоне проблемного груза.
- Пост охраны передает эту информацию старшему смены ЧОП, который идет проверить.
- Сотрудники, которые находятся на месте возгорания, передают информацию о возгорании – самопроизвольное возгорание в коробке. Огонь быстро распространяется, площадь возгорания 1,5 кв. м.
Для эффективной тренировки необходимо понимать тайминги: когда обнаружили пожар, сколько времени прошло до оповещения ЧОП и реагирования на ситуацию и т.д.
Следующий этап – отслеживание действий ЧОП:
- могут ли они самостоятельно потушить возгорание;
- какие предпринимают действия;
- стоит ли проводить эвакуацию;
- как происходит координация старшего смены персонала;
- как проводится зачистка персонала;
- когда открываются эвакуационные выходы;
- была ли нажата кнопка извещателя пожарного ручного (ИПР) и был ли звонок в пожарную часть.
В первое время тренировок можно столкнуться с сопротивлением и даже с саботажем со стороны персонала, так как они могут говорить, что все уже знают и умеют, но зачастую это оказывается не так. Это становится понятно на первой тренировке, которая показывает слабые места персоналу и важность проведения этого обучения. Сотрудники включаются в процесс и понимают, на что нужно обратить внимание.
Важный момент, который необходимо подчеркнуть. Проводить тренировки нужно только оттачивая действия охраны, без реального нажатия на кнопку ИПР и вывода людей из объекта, что будет мешать работе.
Основной персонал проходит обучение, когда проводятся тренировки по эвакуации сотрудников.
Рассмотрим реальный случай, произошедший на нашем складе, который покажет результаты тренировок.
В воскресенье произошло самопроизвольное возгорание перекиси в палете. Работники оперативно передали старшему смены охраны, что произошло возгорание, и старший смены оперативно среагировала.
Затем они совместно с работником, используя огнетушители, ликвидировали возгорание своими силами с минимальными потерями.
Основная задача подобных тренировок – отточить до автоматизма действия ЧОП в различных ситуациях, минимизировать панику и неправильные действия, которые могут привести к необратимым последствиям. Сценарии необходимо проигрывать разные, в зависимости от ваших бизнес-процессов и слабых мест, которые вы выделили.
Еще один метод обучения персонала – это работа с опасным грузом. В основном этот метод нацелен на линейный персонал, на случай, если такой груз попал на склад по той или иной причине.
На наших складах возле потенциально опасных зон были установлены небольшие пластиковые контейнеры. Сотрудники обучаются тому, что если видят протекшую посылку с неопознанной жидкостью, то должны с применением СИЗ поставить ее в пластиковый контейнер, тем самым отсечь контакт этой жидкости с остальными посылками или веществами – один контейнер на одну протекшую посылку.
В конце хотелось бы сделать несколько выводов:
- Необходимо избавиться от иллюзий, что поможет только одна какая-то мера, всегда работает комплекс мер.
- Взрослый персонал обучается только на практике, на модели реальных ситуаций, которые показывают слабые места и способы работы с ними.
- Обучение персонала – это финансово малозатратное, но эффективное мероприятие.
Иллюстрация к статье сгенерирована @gigachat_bot