Найти в Дзене
Другая Украина

Почему Булгаков не будет «Михаїлом»

Снова в глазах друзей, живущих в России, в глазах комментаторов российских новостей вижу удивление: возможно ли? Действительно, решение городских властей Киева снести памятник писателю Михаилу Булгакову на Андреевском спуске (была бы возможность, они бы сапогами затоптали и памятник, и писателя) людям, не знающим нынешней Украины, кажется нелепым, лишённым логики. К сожалению, логика болезни, бреда и ненависти существует. И я, как старый киевлянин, попробую кое-что объяснить. Для начала официальная версия необходимости разрушения: «Киевским городским советом было принято решение о демонтаже памятника как элемента пропаганды российской имперской политики. Было отмечено, что в творчестве писателя явно прослеживается неуважение к украинскому языку и культуре». Ну да, киевский режим по сути своей антирусский. Ради этой своей сути он создавался и поддерживается поныне. И любое упоминание о России, русском языке, культуре должно быть уничтожено – такова задача режима. (Замечу, согласно тому

Снова в глазах друзей, живущих в России, в глазах комментаторов российских новостей вижу удивление: возможно ли?

Действительно, решение городских властей Киева снести памятник писателю Михаилу Булгакову на Андреевском спуске (была бы возможность, они бы сапогами затоптали и памятник, и писателя) людям, не знающим нынешней Украины, кажется нелепым, лишённым логики.

К сожалению, логика болезни, бреда и ненависти существует. И я, как старый киевлянин, попробую кое-что объяснить.

Для начала официальная версия необходимости разрушения:

«Киевским городским советом было принято решение о демонтаже памятника как элемента пропаганды российской имперской политики. Было отмечено, что в творчестве писателя явно прослеживается неуважение к украинскому языку и культуре».

Ну да, киевский режим по сути своей антирусский. Ради этой своей сути он создавался и поддерживается поныне. И любое упоминание о России, русском языке, культуре должно быть уничтожено – такова задача режима. (Замечу, согласно тому же постановлению Киевсовета должны быть разрушены памятники и мемориальные доски Чайковскому, Ахматовой, Глинке).

Возможно ли такое?! – снова воскликнет нормальный образованный читатель. – Ведь Булгаков всей своей жизнью связан с Киевом. Он крещён в Воздвиженской церкви и наречён в честь покровителя Киева архангела Михаила. Он учился в знаменитой гимназии на Бибиковском бульваре (ныне бульвар Тараса Шевченко), где, кроме Булгакова, учились Константин Паустовский, Александр Вертинский, Николай Ге. Писатель получил образование на медицинском факультете киевского университета имени Святого Владимира и жил в доме №13 на Андреевском спуске.

И всё это правда. Но тех, кто выполняет основную задачу киевской власти, это не волнует (скорее, бесит). И вот уже группами проплаченных активистов в интернете поднята волна истерии. Потом несколько жидких пикетов возле дома писателя – и основание для разрушения создано.

Кстати, разрушители задним число ставят в вину Михаилу Афанасьевичу то, что он ненавидел украинцев. Это неправда. Писатель ненавидел «политическое украинство». Он предчувствовал, какие беды и разделения среди людей оно принесёт. Помните, в «Белой гвардии», в доме, где жили Турбины, на белом кафеле печи была нарисована голова с отвисшими усами, в папахе с синим хвостом и подписью: «Бей Петлюру!»

Булгакову было отвратительно использование украинского языка для разжигания русофобии и национальной ненависти. И предчувствия писателя подтвердились через сто лет. Наследники русофоба Петлюры на киевском «майдане» питались той же ненавистью. И результат сегодня тот же, что и в смутные годы революции – разрушенные жизни, руина.

Теперь о тех, кто заседает ныне в Киевсовете. Об «отцах города».

Почти все, принимавшие решение по уничтожению памяти Булгакова, – не киевляне. Они приезжие, как и те, кто жёг шины на «майдане» в 2014-м. Им город не жаль. В чём-то он им даже враждебен.

А вот Михаил Булгаков (памятник которого в порыве украинизации был подписан «Михаїл») любил Киев. Вот, как он писал о родном Городе:

«Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах. Зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест Святого Владимира, висящий в высоте…

Словом, город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских».

Конечно, пока они живы, власти на Банковой память о «матери городов русских» Булгакову не простят. А ещё больше они ненавидят писателя за то, что он тогда ещё, более ста лет назад, уловил, понял их опереточность, провинциальность, придуманность. И смеялся над ней, и презирал её.

Кроме того, всю эту антирусскую культуру отмены и уничтожения съедает жуткая зависть. Личная зависть к автору «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии». Ведь у самих-то киевских деятелей культура ничтожна.

Вот несколько названий книг, вышедших в сегодняшнем Киеве (даю в переводе с державного языка): «Головой в стену Кремля», «Геноцид украинцев», «Ментальность Орды».

Самим своим литературным наследием Булгаков обличает бездарность культурных наследников Петлюры.

Кто-то остроумно заметил: «Михаил Афанасьевич не хотел бы остаться в истории «Михаїлом», так что, пусть разрушают его памятник, ему безразлично».

Что ж, настоящий писатель подождёт, пока время немощных бездарностей пройдёт. Время тех, кто сегодня в Киеве ставит «Щелкунчик» и называет его «Лускунчик», а имя гениального П.И.Чайковского на афише не указывает.

Убогие! Вразуми их, Господи! И вы, Михаил Афанасьевич, простите их. Ваш Киев вернётся. И памятник вам снова поставим. И надпись на нём будет на русском языке.

Ян Таксюр, член Совета Движения «Другая Украина»