Найти в Дзене

ЭКОЛОГИЯ - ПЛАТА ЗА ГРЕХИ, или ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС?..

СЕРГЕЙ НИКИФОРОВ В Советском Союзе, среди инженеров, ходила такая фраза «Все строительные нормы написаны кровью», подразумевая то, что каждая норма была в буквальном смысле выстрадана опытом. Современные же нормы и требования, увы, пишутся не кровью, а деньгами и зачастую создаются под влиянием лобби частных крупных компаний-монополистов, которые тесным образом связаны со «слугами народа». Хуже этого могут быть только чиновники, создающие законодательным путём для бизнеса невыносимые правовые и финансовые условия, а после оказывающие ему "услуги" по преодолению воздвигнутых ими же самими барьеров, развивая на этом свой теневой бизнес. Чтобы понять то, о чем я пишу, почитайте очень умную статью кандидата технических наук Д. А. Даниловича «Нормирование сточных вод и охрана водных объектов: взгляд эксперта», в которой он показал, что введённые Росрыболовством (с поддержкой Минприроды РФ) требования достижения предельно допустимых концентраций (ПДК) при очистке сточных вод абсолютно недост
Руководитель ведомства СВЕТЛАНА РОДИОНОВА
Руководитель ведомства СВЕТЛАНА РОДИОНОВА

СЕРГЕЙ НИКИФОРОВ

В Советском Союзе, среди инженеров, ходила такая фраза «Все строительные нормы написаны кровью», подразумевая то, что каждая норма была в буквальном смысле выстрадана опытом. Современные же нормы и требования, увы, пишутся не кровью, а деньгами и зачастую создаются под влиянием лобби частных крупных компаний-монополистов, которые тесным образом связаны со «слугами народа».

Хуже этого могут быть только чиновники, создающие законодательным путём для бизнеса невыносимые правовые и финансовые условия, а после оказывающие ему "услуги" по преодолению воздвигнутых ими же самими барьеров, развивая на этом свой теневой бизнес.

Чтобы понять то, о чем я пишу, почитайте очень умную статью кандидата технических наук Д. А. Даниловича «Нормирование сточных вод и охрана водных объектов: взгляд эксперта», в которой он показал, что введённые Росрыболовством (с поддержкой Минприроды РФ) требования достижения предельно допустимых концентраций (ПДК) при очистке сточных вод абсолютно недостижимы с технологической точки зрения, а лишь представляют собой систему скрытого сбора подати, имеющей все признаки индульгенции, которая в свою очередь не ставит цель уменьшить число грешников, а решает задачу увеличения доходов.

Данилович в своей статье даёт истинные причины провала федерального проекта «Оздоровление Волги» и с научным обоснованием предрекает такую же судьбу другим экологическим проектам, например, таким как «Вода России».

Аналогичную систему выстраивает Росприроднадзор (РПН), руководитель которого Родионова Светлана Геннадьевна, с гордостью во всех интервью рассказывает о том, как в первой половине 2025 года она собрала беспрецедентное количество штрафов (подробнее об этом в статье «Зелёный каратель или показное рвение?»).

Нормы, которые без конца придумывают юридические структуры без привлечения профильных специалистов под благой вывеской «Экология – дело каждого», направлено лишь на окончательное уничтожение и без того дышащего на ладан производственного потенциала России, а вовсе не на охрану окружающей среды и нашего с вами здоровья. Более того, ложные требования к достижению экологических показателей приводят к катастрофическому ухудшению экологии, так как те технологии защиты окружающей среды, которые хоть как-то работают, из-за бюрократических барьеров теперь уже не работают никак.

И такая экологическая инициатива активно проникает во все сферы производства, которое вынуждено, за неимением технической возможности работать практически без выбросов, платить многомиллионные штрафы, сдерживая своё развитие. Бездумное закручивание гаек в плане понижения порога выбросов углекислого газа (согласно требованиям Постановления Правительства РФ №1580 от 14 октября 2025 г.) может подкосить многие направления сельского хозяйства, развитие которого важно для экономической независимости России.

Совсем недавно государственная экологическая экспертиза при РПН не пропустила проект реконструкции полигона твёрдых коммунальных отходов в Алтайском крае по совершенно надуманным замечаниям. При этом, за два года откровенного издевательства над авторами Проекта, ни один эксперт так и не смог предложить более технологически совершенного решения, по сравнению с тем, что предложила проектная организация. Сегодня у эксплуатирующей данный полигон ТКО компании отобрана лицензия и начались бесконечные суды, в результате которых гарантировано пострадают все участники процесса и, разумеется, сама окружающая среда. Лишь только процветающий на костях российского производства Росприроднадзор будет чувствовать себя превосходно, публикуя очередное хвастливое сообщение в своём телеграмм-канале о том, как был «заслужено» наказан очередной регоператор, не выполнивший экологические требования.

Система правил рассмотрения и согласования отчётов по оценке воздействия на окружающую среду в составе проектов строительства и реконструкции производственных объектов мгновенно породила возникновение коммерческих компаний, которые оказывают так называемое сопровождение прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Причем, к такому сопровождению обязательно нужно добавить приставку «псевдо», поскольку оно совсем не заключается в благом намерении помочь проектировщикам сделать проект качественнее, а лишь перераспределяет часть полученных денег между экспертами РПН за то, чтобы они стали адекватными в своих замечаниях.

В противном случае эксперты ведут себя следующим образом: Получив для рассмотрения проектную работу, они пишут к нему свои вопросы, которые официально отказываются называть замечаниями, как это принято в любом экспертном органе. Далее, получив ответы от проектной организации, эксперты сразу садятся писать отрицательное заключение, в котором прописываются уже действительно замечания, даже намёками не фигурировавшие в ранее поставленных перед проектировщиком вопросах. Лишённый всякой возможности оперативно внести исправления в проектную документацию и своевременно получить положительное заключение, проектировщик идёт на платную повторную экспертизу, заново проводя общественные обсуждения и ожидая двухмесячную «работу» экспертов, которые снова напишут десятки, а то и сотни вопросов, а после и замечаний в своём отрицательном заключении, но уже совсем других, нежели были сделаны на предыдущей экспертизе к этой же работе. А возможностей для написания замечаний в условиях абстрактной и постоянно меняющейся нормативно-методической документации у экспертов бесконечное множество. Вот и гоняют они годами по повторным экспертизам проектировщика с его заказчиком до тех пор, пока те не заплатят требуемую сумму или не обанкротятся.

И эту правду скрыть уже не получается, так как об этом открыто говорят все производители и проектировщики, попытавшиеся хоть раз пройти со своим проектом государственную экологическую экспертизу при Росприроднадзоре. Даже сами эксперты РПН, «по большому секрету» направо и налево рассказывают о том, как им спускают очередной проект, которого они ещё не открывали, но уже получили установку «сверху» писать отрицательное заключение. А если эксперт отказывается идти против своей профессиональной совести, то его отлучают от этой кормушки навсегда. Ведь недаром в спешном порядке ликвидировали все региональные экологические экспертизы, поскольку местные эксперты понимали, что, не допустив проект ликвидации объекта негативного воздействия на окружающую среду до его реализации в их населённом пункте, в числе прочих поплатятся здоровьем они и их близкие.

Вот только в Москве преподнесли это решение как борьбу с коррупцией на местах, но по факту создали монстра куда страшнее, и этот монстр теперь собирает деньги даже с крупных нефтяных компаний, которым дешевле было бы взять на работу несколько опытных экологов, а не платить ежегодно сотни миллионов за псевдо-сопровождение своих проектов в ГЭЭ. Но как вы понимаете, система такова, что ни опыт, ни квалификация, ни даже привычная инженерная логика здесь не работают. Судьбу любого проекта определяют только деньги, запрашиваемое количество которых имеют возможность заплатить только большие корпорации.

Представьте себе, что учитель на уроке предлагает ученикам решить задачу, которая не имеет единственного решения и этот учитель сам определяет правильность ответа конкретного ученика в зависимости от того, сдали его родители деньги на новые компьютеры или нет. В экологической экспертизе РПН система выстроена аналогичным образом и правильность вашего ответа будет определять факт наличия оплаты за сопровождение ГЭЭ.

Знает ли руководство РПН о том, что творит их экспертное подразделение? Вопрос открытый. Но это уже и не важно, так как вся политика действий Росприроднадзора входит в конфликт с указами президента России о научно-технологическом и промышленном развитии страны.

Неоправданно повышенные требования к достижению предприятиями показателей выбросов на фоне отсутствия технологий для соблюдения нереальных экологических норм, умышленное неправомерное заваливание проектов ликвидации опасных объектов при отсутствии адекватной и конкретной научно-методической базы есть не просто вредительство, а уже какое-то откровенное предательство, которое добивает и без того слабые производство и сельское хозяйство, не решая, а даже усугубляя экологические проблемы.

Если вернуться к упомянутому мной полигону ТКО, расположенному на Алтае, то всё, чего добился через свою экологическую экспертизу Росприроднадзор, так это бросил на произвол судьбы объект, устроенный когда-то со множеством нарушений и оказывающий мощнейшее негативное влияние на окружающую среду.

Судите сами, почти 400 тысяч тонн коммунальных отходов размещены на проницаемых грунтах, под которыми располагается месторождение пресных вод питьевого значения. Ежегодно в это месторождение просачивается десятки тысяч тонн токсичного фильтрата, образуемого при фильтрации дождевых и талых вод сквозь гору мусора. Очистные сооружения, которые использует Водоканал, не способны почистить до ПДК отравленную фильтратом воду, добываемую на местных водозаборах, а значит есть риск того, что эта гадость будет попадать в организм людей, вызывая непредсказуемые для их здоровья последствия.

В атмосферу с данного полигона ТКО каждые стуки выбрасывается более 10-ти тысяч кубометров метана и 3-х тысяч кубометров диоксида углерода, которые являются парниковыми газами, разрушающими озоновый слой земли. Метан, являясь сильно горючим газом, провоцирует ежегодные пожары на полигоне ТКО, в результате которых выделяются диоксины и фураны - вещества в 150 раз ядовитее цианида, накапливающиеся в организме и вызывающие раковые заболевания.

Проектными решениями предусматривалось устройство надёжной защиты грунтовых и питьевых вод от образуемого фильтрата, а запроектированные мусоросортировочный комплекс и система компостирования органической части отходов позволила бы снизить выбросы метана и углекислого газа в 13 раз (!).

Однако, неуёмная жадность взяла верх, и не получив запрашиваемую через подставные фирмы деньги размером в 10 миллионов рублей (у проектировщиков просто не было такого бюджета), экологическая экспертиза Росприроднадзора, по сути, заблокировала реализацию качественного Проекта реконструкции полигона ТКО по совершенно ничтожным замечаниям экспертов, чем лишила регион возможности ликвидировать опасный объект и поставила под угрозу здоровье местного населения. Ну, а тех, кто попробовал исправить эту критическую ситуацию довёл до банкротства.

Очевидно, что данный полигон коммунальных отходов уже никогда не реконструируют и даже просто не ликвидируют, так как для этого снова нужно будет изготовить Проект реконструкции или рекультивации, для оплаты псевдо-сопровождения (для которого опять не выделят денежных средств), поскольку нельзя же официально обосновать взятку. В результате, потеряв два-три года, обанкротив очередного проектировщика и лишив лицензии нового регоператора, которые по понятным причинам не смогут закрыть госконтракт и выполнить условия концессии, а также требования Росприроднадзора, всё будет возвращено на прежний круг.

Вот и получается, что главным истребителем окружающей среды является отнюдь не производство и сельское хозяйство, а госструктура c лозунгом «Экология – дело каждого».