Добрый день, дорогие друзья и гости канала! Когда мы только собирались ехать в Нижний Новгород, вы много чего советовали посетить в плане именно культурной программы, да и если в карту заглянуть, музеев, выставок и прочего в городе хватает, конечно. За пять дней все не охватишь, поэтому нужно было выбирать. Мы посетили две экскурсии по городу, заглянули в усадьбу Рукавишниковых и дом Эвениуса (о них напишу отдельно), а также выбрали две абсолютно разные по смыслам выставки.
«Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика»
О том, что в Нижнем впервые проходит эта выставка, я узнала как раз от вас еще до поездки, и мы побывали бы на ней независимо от того, как повернулся бы вектор заготовленной заранее программы.
Вдруг кто еще не знает, поездка у нас проходила в составе большой блогерской группы, миссия которой состоит в том, чтобы показать город со всех туристических сторон. Часть программы была основной, часть на выбор каждого, а еще у нас получилось довольно много свободного времени, чтобы увидеть Нижний Новгород неспеша и самостоятельно.
В общем, когда я узнала про то, что в Манеже выставлены работы Васнецова, тут же записала этот пункт как обязательный для посещения, и мы побывали бы на ней в любом случае, потому что автор ваш большой поклонник творчества этого художника.
Пару лет назад открыла для себя работы Виктора Васнецова в Москве (писала об этом подробную статью), и теперь мы стараемся бывать везде по возможности, где они выставляются.
Виктор Васнецов был не только художником, но и архитектором, а также иллюстратором, увлекался древнерусской иконописью. Его сказочными и былинными сюжетами (как раз на московской выставке в доме-музее художника им посвящен целый этаж) иллюстрируют детские книги. А росписи Васнецова были невероятно популярны и повторялись в конце 19 – начале 20 веков во многих храмах России.
Например, убранством во Владимирском соборе в Киеве Васнецов собственноручно занимался более десяти лет, а сегодняшняя выставка этому и посвящена. В основе архитектурно-художественной концепции заложена идея передать атмосферу «мастерской» художника, а работы эти – эскизы, созданные в процессе подготовки к росписи храма.
В привычном для нас понимании «эскиз» – набросок, однако здесь речь идет о полностью готовых, полноценных работах.
Васнецов приходил в собор к десяти часам и оставался на лесах, пока позволял свет. О «технике безопасности» Строительный комитет не слишком заботился, да и сам Виктор Михайлович не придавал этому вопросу большого значения, поэтому, случалось, и падал. Один из таких полетов со значительной высоты чуть не кончился для Виктора Михайловича и для русского искусства трагически – его подняли без сознания. «Крепкий, здоровый организм выдержал тяжелое испытание...».
Пока шла работа над убранством Владимирского собора, художники, искусствоведы и историки по-разному оценивали труды Васнецова: от неприятия до восторженности. Как реагировал художник? Он продолжал делать свое дело без праздников и выходных, иногда на несколько дней уезжая на дачу к жене и детям в Бровары, под Киев, где занимался с детьми, катал их на лодке, рассказывал сказки, которые сочинял сам, рыбачил. И через несколько дней возвращался опять к трудам.
TUNDRA. Мультимедийная выставка в пространстве ЦЕХ
А теперь от классического искусства предлагаю перейти к современному, мы побывали в этот раз на достаточно интересном мероприятии – мультимедийной выставке в пространстве ЦЕХ.
ЦЕХ – это бывший печатный цех в здании «Нижполиграфа» площадью 1000 квадратных метров, исторически известный как «Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых», а в советские годы как издательство. Сейчас здесь расположился современный кластер, где буквально на днях открыли совершенно новую выставку.
TUNDRA представляет из себя коллектив мультимедийных художников, который экспериментирует с новыми медиа и исследует грани взаимодействия звука, света, пространства и современных технологий. Художники создают генеративное искусство, аудиовизуальные перформансы и светозвуковые инсталляции. Их работы были представлены на фестивалях мультимедийного искусства в России, США, Европе и Азии.
Говоря простым языком, выставка эта создана не только для того, чтобы ее посмотреть, но и чтобы почувствовать пространство. Наряду с зачастую резко меняющимися цветами медиа-инсталляций так же меняется и звук, пробирающий нередко до дрожи или мурашек.
Пожалуй, мы себя назвать поклонниками современного искусства не можем, однако на открытии (точнее, перед открытием) побывать и почувствовать этот новый опыт было интересно.
Вы, кстати, как к современному искусству относитесь? Бываете на таких выставках или все же предпочитаете классику?