Найти в Дзене
ИгроРай 24/7

Скандал года: у лучшей игры 2025-го отобрали почетную награду

Игровой год не успел закончится, как вспыхнул скандал года: французскую RPG Clair Obscur: Expedition 33 лишили самого почетного звания. Справедливо ли? Рассказываю. На прошлой неделе прошла церемония The Indie Game Awards 2025, где французская RPG Clair Obscur: Expedition 33 уверенно взяла главный приз: красиво, смело, с авторским почерком. Однако уже на следующий день организаторы премии все вертАли назад: разрабы в тихую использовали ИИ-контент и ничего об этом не рассказали. А раз так, то награду с плеч. Отмечу: в мировом шоубизе, в игровой индустрии сейчас активно борются с ИИ-контентом. Негоже им засорять мозги людей. Организаторы церемонии из Six One Indie оказались в числе таких борцов. Они выступили с официальным заявлением: мол, про ИИ они не знали, а когда «секрет» вскрылся, у них не осталось выбора, как отобрать приз у французской RPG. А самое обидное то, что при подаче заявки представители Sandfall Interactive подтвердили, что ИИ не использовался. А потом — буквально в
Оглавление

Игровой год не успел закончится, как вспыхнул скандал года: французскую RPG Clair Obscur: Expedition 33 лишили самого почетного звания. Справедливо ли? Рассказываю.

Остановились в шаге от победы
Остановились в шаге от победы

Триумф, которого нет

На прошлой неделе прошла церемония The Indie Game Awards 2025, где французская RPG Clair Obscur: Expedition 33 уверенно взяла главный приз: красиво, смело, с авторским почерком.

Однако уже на следующий день организаторы премии все вертАли назад: разрабы в тихую использовали ИИ-контент и ничего об этом не рассказали. А раз так, то награду с плеч.

-2

Отмечу: в мировом шоубизе, в игровой индустрии сейчас активно борются с ИИ-контентом. Негоже им засорять мозги людей. Организаторы церемонии из Six One Indie оказались в числе таких борцов. Они выступили с официальным заявлением: мол, про ИИ они не знали, а когда «секрет» вскрылся, у них не осталось выбора, как отобрать приз у французской RPG.

А самое обидное то, что при подаче заявки представители Sandfall Interactive подтвердили, что ИИ не использовался. А потом — буквально в день церемонии — вскрылась страшная правда о лучшей игре 2025-го по версии TGA.

Новый победитель и старый осадок

После дисквалификации награды перераспределили: в номинации «Лучший дебют» победила игра Sorry We’re Closed.

-3

Главный приз забрала Blue Prince.

-4

Бесспорно: игры достойные — вопросов нет. Но ощущение всё равно странное: мы вообще про игры или уже про идеологию производства? Про эмоции игрока или про чистоту инструментов? Раньше инди ценили за риск, дерзость и обход правил. Теперь — за соответствие чек-листу.

В Sandfall Interactive пока хранят молчание, которое, как по мне, громче любого пресс-релиза: оправдываться в мире, где правила меняют после вручения наград, — занятие неблагодарное.

Мне, как игроку старой школы, вся эта история кажется тревожным звоночком. Мы снова стоим на развилке — либо технологии служат автору, либо автор начинает извиняться за то, что ими воспользовался.

И если сегодня лишают награды за ИИ, то завтра, возможно, будут лишать за нейросетевой апскейл, послезавтра — за автогенерацию тестов, а потом мы внезапно обнаружим, что «честная» игра — это когда ты рисовал ассеты в Paint и компилировал билд на коленке.

-5

Получается, игровая индустрия пока сама не решила, чего она боится больше — будущего или признания того, что будущее уже наступило. А вы как думаете? Пишите в комментариях, обсудим!