Это не история об успешной эмиграции, а откровение про добровольное крушение.
На пике славы, когда ее лицо знала вся страна, Елена Соловей взяла чемоданы, детей и исчезла. Не в Париж, не в Лондон, а в чужую, холодную Америку, где ее никто не ждал.
«Я прорыдала весь полет, — вспоминала она позже. — Мне было страшно. Я понимала, что моя карьера закончена».
Что заставило любимицу миллионов, совершить этот безумный шаг?
Предательство? Страх? Или та самая жертвенная любовь, о которой снимают кино, но которая в жизни больше похожа на приговор?
Все думали, что это каприз звезды
- Поговаривали, что муж, Юрий Пугач, сын номенклатурного чиновника, просто устал от советского дефицита. Мол, захотел западного комфорта, но слухи слухами, а правда всегда горше.
На самом деле, за решением уехать стояла отчаяние, Юрий тяжело заболел. В разваливающемся СССР 1991 года получить необходимое лечение было практически невозможно.
Америка виделась единственным шансом и Елена, не раздумывая, сожгла все мосты.
Она выбрала не между «плохо» и «хорошо». Она выбрала между «здесь его не станет» и «там есть надежда». Даже если «там» для нее означало гибель карьеры, унижения и полную неизвестность.
«Девочка без лица», которую придумал гений.
А ведь начиналось как сказка, вернее, как большая сказочная драма. После провала в Школу-студию МХАТ она едва прорвалась во ВГИК. Сама о себе говорила с жестокой прямотой:
«Я девочка без лица. Если меня не накрасить, меня нет».
Ее «Пигмалионом» стал эпатажный художник Рустам Хамдамов. Это он увидел в миловидной девушке ту самую хрупкую, надломленную, неземную красоту.
- Он создал легендарный образ из «Рабы любви» — томный взгляд, изящный поворот головы, аура несбывшейся мечты.
Именно Хамдамов «придумал» Елену Соловей и именно он ее разбил.
Их роман был безответной мукой для актрисы.
«Моя любовь ему была не нужна. Он говорил, что я хорошая актриса, но любит другую», — признавалась она.
Это ранение определило всю ее жизнь, именно тогда она сделала для себя вывод:
«Главное в жизни не быть звездой, а быть любимой».
И она бросилась искать эту любовь, как утопающий — спасательный круг.
Брак от отчаяния, который стал спасением.
Юрий Пугач появился в ее жизни без «молний и грома», Елена называла это чувство наваждением.
- Сделал предложение, она согласилась почти машинально, от внутренней пустоты после Хамдамова, казалось, это брак по расчету на спасение.
Но случилось чудо, этот «нелюбимый» муж окружил ее такой тихой, абсолютной заботой, что она расцвела.
Пугач стал ее тихой гаванью, щитом от всего мира. Ради него она переехала в Ленинград, стала образцовой хозяйкой, чьи пирожки хвалили больше, чем новые роли.
Никита Михалков, обожавший снимать Соловей, рвал на себе волосы. Она спорила из-за каждой реплики!
А ее муж, Юрий, и вовсе мог диктовать условия режиссеру. Но парадокс: именно в фильмах Михалкова она создала свои лучшие образы.
Скандал с «Миледи»
Вот тут одна из самых сочных интриг. Все уже забыли, но изначально роль роковой Миледи в культовых «Трех мушкетерах» была утверждена за Еленой Соловей! Костюмы сшиты, пробы отсняты.
Но актриса упиралась:
«Я не понимаю эту женщину! Она злая, коварная, это не мое!».
Еле уговорили и вдруг, гром среди ясного неба, Соловей выбывает из проекта. На ее место срочно зовут Маргариту Терехову.
Что же произошло? Ходят две версии.
Первая, романтическая:
- Михалков позвал ее в «Несколько дней из жизни Обломова», и она, как преданная муза, бросила всех мушкетеров ради любимого режиссера.
Но вторая — куда прозаичнее и правдивее:
- Поползли слухи, что Елена беременна. Скакать на лошади и фехтовать в таком состоянии было невозможно. Так ли это? Сама актриса хранила молчание.
Но факт остается: Терехова создала врезавшийся в память миллионов образ, а Соловей навсегда осталась «той, кто мог бы сыграть иначе».
Американский ад советской звезды
И вот он долгожданный «рай», что ждало их за океаном? Суровая реальность. Никаких красных ковров, никаких распростертых объятий. Языковой барьер, чуждая культура, полное забвение.
Семья какое-то время жила на пособие. Народная артистка СССР, чьи портреты висели у миллионов в домах, училась экономить каждые центы, она стала просто женой и мамой.
- Мыла, готовила, стирала, ее кинематографическая жизнь растворилась в тумане.
Муж устроился дизайнером, дочь подрабатывала секретарем. А Елена? Елена искала себя. Вела передачу на русском радио для таких же ностальгирующих эмигрантов.
Играла в театре на Брайтон-Бич, открыла детскую студию «Этюд», чтобы передать хоть крупицу своего мастерства.
Были и проблески:
- эпизод в «Клане Сопрано», роль в «Затерянном городе Z».
Это были лишь тени прошлой славы. Главной ее ролью теперь была роль хранительницы домашнего очага.
Полвека вместе и страшное одиночество.
Они прожили душа в душу почти 50 лет. Друзья, бывавшие у них, поражались: спустя десятилетия они смотрели друг на друга как влюбленные подростки, Юрий был ее вселенной.
В 2013 году мир рухнул, супруг тяжело заболел. Елена боролась за него шесть долгих лет, превратившись в сиделку, медсестру, стену. Но в 2019-м он ушел и для Елены Яковлевны будто погас свет.
Дети, которыми она жила, уже выросли и разлетелись по миру.
- дочь-генетик в Германии,
- сын вирусолог в Канаде,
- внуки и правнук носят русские имена, но живут далеко.
Она осталась одна в том самом доме в живописной глубинке под Нью-Йорком, где по утрам к крыльцу выходят олени.
Ей 78, и она говорит, что не чувствует себя несчастной.
«Я не та женщина, которая «посвятила себя семье», это просто мой мир, и я его люблю».
Но в этих словах вся горечь и вся мудрость ее выбора. Она думает по-русски, читает русские книги, а ее Родина осталась там, в прошлом, которое она сама отрезала ради любви.
О возвращении речи нет:
«Менять что-то поздно».
Так стоило ли оно того?
Перед нами история невероятного женского выбора. Она променяла лавры всенародного кумира на тихие вечера с одним-единственным человеком.
- Променяла бессмертие на экране на обычную человеческую жизнь с ее болью потерь и тихой радостью.
Одни назовут это подвигом любви и верности, другие страшной ошибкой, предательством данного Богом таланта.
Где грань между подвигом и поражением? Между самоотречением и потерей себя?
Думаете Елена Соловей поступила правильно, выбрав семью? Или она должна была остаться, стать великой актрисой, а не «просто» чьей-то женой?