Найти в Дзене
"Дружу с головой"

«Менять что-то поздно»: как сломала судьбу Елена Соловей. Почему звезда СССР променяла славу на кастрюли в чужой стране и как живет сейчас

Это не история об успешной эмиграции, а откровение про добровольное крушение. На пике славы, когда ее лицо знала вся страна, Елена Соловей взяла чемоданы, детей и исчезла. Не в Париж, не в Лондон, а в чужую, холодную Америку, где ее никто не ждал. «Я прорыдала весь полет, — вспоминала она позже. — Мне было страшно. Я понимала, что моя карьера закончена». Предательство? Страх? Или та самая жертвенная любовь, о которой снимают кино, но которая в жизни больше похожа на приговор? Все думали, что это каприз звезды На самом деле, за решением уехать стояла отчаяние, Юрий тяжело заболел. В разваливающемся СССР 1991 года получить необходимое лечение было практически невозможно. Америка виделась единственным шансом и Елена, не раздумывая, сожгла все мосты. Она выбрала не между «плохо» и «хорошо». Она выбрала между «здесь его не станет» и «там есть надежда». Даже если «там» для нее означало гибель карьеры, унижения и полную неизвестность. А ведь начиналось как сказка, вернее, как большая сказ
Оглавление

Это не история об успешной эмиграции, а откровение про добровольное крушение.

На пике славы, когда ее лицо знала вся страна, Елена Соловей взяла чемоданы, детей и исчезла. Не в Париж, не в Лондон, а в чужую, холодную Америку, где ее никто не ждал.

«Я прорыдала весь полет, — вспоминала она позже. — Мне было страшно. Я понимала, что моя карьера закончена».

Что заставило любимицу миллионов, совершить этот безумный шаг?

Предательство? Страх? Или та самая жертвенная любовь, о которой снимают кино, но которая в жизни больше похожа на приговор?

Все думали, что это каприз звезды

  • Поговаривали, что муж, Юрий Пугач, сын номенклатурного чиновника, просто устал от советского дефицита. Мол, захотел западного комфорта, но слухи слухами, а правда всегда горше.
-2

На самом деле, за решением уехать стояла отчаяние, Юрий тяжело заболел. В разваливающемся СССР 1991 года получить необходимое лечение было практически невозможно.

Америка виделась единственным шансом и Елена, не раздумывая, сожгла все мосты.

Она выбрала не между «плохо» и «хорошо». Она выбрала между «здесь его не станет» и «там есть надежда». Даже если «там» для нее означало гибель карьеры, унижения и полную неизвестность.

«Девочка без лица», которую придумал гений.

А ведь начиналось как сказка, вернее, как большая сказочная драма. После провала в Школу-студию МХАТ она едва прорвалась во ВГИК. Сама о себе говорила с жестокой прямотой:

«Я девочка без лица. Если меня не накрасить, меня нет».

Ее «Пигмалионом» стал эпатажный художник Рустам Хамдамов. Это он увидел в миловидной девушке ту самую хрупкую, надломленную, неземную красоту.

  • Он создал легендарный образ из «Рабы любви» — томный взгляд, изящный поворот головы, аура несбывшейся мечты.

Именно Хамдамов «придумал» Елену Соловей и именно он ее разбил.

-3

Их роман был безответной мукой для актрисы.

«Моя любовь ему была не нужна. Он говорил, что я хорошая актриса, но любит другую», — признавалась она.
-4

Это ранение определило всю ее жизнь, именно тогда она сделала для себя вывод:

«Главное в жизни не быть звездой, а быть любимой».

И она бросилась искать эту любовь, как утопающий — спасательный круг.

Брак от отчаяния, который стал спасением.

Юрий Пугач появился в ее жизни без «молний и грома», Елена называла это чувство наваждением.

  • Сделал предложение, она согласилась почти машинально, от внутренней пустоты после Хамдамова, казалось, это брак по расчету на спасение.
-5

Но случилось чудо, этот «нелюбимый» муж окружил ее такой тихой, абсолютной заботой, что она расцвела.

Пугач стал ее тихой гаванью, щитом от всего мира. Ради него она переехала в Ленинград, стала образцовой хозяйкой, чьи пирожки хвалили больше, чем новые роли.

Никита Михалков, обожавший снимать Соловей, рвал на себе волосы. Она спорила из-за каждой реплики!
-6

А ее муж, Юрий, и вовсе мог диктовать условия режиссеру. Но парадокс: именно в фильмах Михалкова она создала свои лучшие образы.

Скандал с «Миледи»

Вот тут одна из самых сочных интриг. Все уже забыли, но изначально роль роковой Миледи в культовых «Трех мушкетерах» была утверждена за Еленой Соловей! Костюмы сшиты, пробы отсняты.

Но актриса упиралась:

«Я не понимаю эту женщину! Она злая, коварная, это не мое!».

Еле уговорили и вдруг, гром среди ясного неба, Соловей выбывает из проекта. На ее место срочно зовут Маргариту Терехову.

-7

Что же произошло? Ходят две версии.

Первая, романтическая:

  • Михалков позвал ее в «Несколько дней из жизни Обломова», и она, как преданная муза, бросила всех мушкетеров ради любимого режиссера.

Но вторая — куда прозаичнее и правдивее:

  • Поползли слухи, что Елена беременна. Скакать на лошади и фехтовать в таком состоянии было невозможно. Так ли это? Сама актриса хранила молчание.

Но факт остается: Терехова создала врезавшийся в память миллионов образ, а Соловей навсегда осталась «той, кто мог бы сыграть иначе».

Американский ад советской звезды

И вот он долгожданный «рай», что ждало их за океаном? Суровая реальность. Никаких красных ковров, никаких распростертых объятий. Языковой барьер, чуждая культура, полное забвение.

Семья какое-то время жила на пособие. Народная артистка СССР, чьи портреты висели у миллионов в домах, училась экономить каждые центы, она стала просто женой и мамой.

  • Мыла, готовила, стирала, ее кинематографическая жизнь растворилась в тумане.
-8

Муж устроился дизайнером, дочь подрабатывала секретарем. А Елена? Елена искала себя. Вела передачу на русском радио для таких же ностальгирующих эмигрантов.

Играла в театре на Брайтон-Бич, открыла детскую студию «Этюд», чтобы передать хоть крупицу своего мастерства.

Были и проблески:

  • эпизод в «Клане Сопрано», роль в «Затерянном городе Z».
-9

Это были лишь тени прошлой славы. Главной ее ролью теперь была роль хранительницы домашнего очага.

Полвека вместе и страшное одиночество.

Они прожили душа в душу почти 50 лет. Друзья, бывавшие у них, поражались: спустя десятилетия они смотрели друг на друга как влюбленные подростки, Юрий был ее вселенной.

В 2013 году мир рухнул, супруг тяжело заболел. Елена боролась за него шесть долгих лет, превратившись в сиделку, медсестру, стену. Но в 2019-м он ушел и для Елены Яковлевны будто погас свет.
-10

Дети, которыми она жила, уже выросли и разлетелись по миру.

  • дочь-генетик в Германии,
  • сын вирусолог в Канаде,
  • внуки и правнук носят русские имена, но живут далеко.

Она осталась одна в том самом доме в живописной глубинке под Нью-Йорком, где по утрам к крыльцу выходят олени.

Ей 78, и она говорит, что не чувствует себя несчастной.

«Я не та женщина, которая «посвятила себя семье», это просто мой мир, и я его люблю».

Но в этих словах вся горечь и вся мудрость ее выбора. Она думает по-русски, читает русские книги, а ее Родина осталась там, в прошлом, которое она сама отрезала ради любви.

-11

О возвращении речи нет:

«Менять что-то поздно».

Так стоило ли оно того?

Перед нами история невероятного женского выбора. Она променяла лавры всенародного кумира на тихие вечера с одним-единственным человеком.

  • Променяла бессмертие на экране на обычную человеческую жизнь с ее болью потерь и тихой радостью.
-12

Одни назовут это подвигом любви и верности, другие страшной ошибкой, предательством данного Богом таланта.

Где грань между подвигом и поражением? Между самоотречением и потерей себя?

Думаете Елена Соловей поступила правильно, выбрав семью? Или она должна была остаться, стать великой актрисой, а не «просто» чьей-то женой?