Усадьба С. Рукавишникова- одно из самых узнаваемых и, пожалуй, самых эффектных зданий Нижнего Новгорода. И именно с него проще всего начать разговор об архитектуре города, который сделал смешение стилей своей архитектурной нормой.
Мимо усадьбы Рукавишникова невозможно пройти, не сбавив шаг. Пышный, нарядно декорированный фасад будто специально устроен так, чтобы притормозить прохожего и заставить его смотреть внимательнее - на скульптуры, лепнину, на всю эту тщательно выстроенную избыточность.
Дом был построен по проекту архитектора П. Бойцова для богатого купца Рукавишникова и стал ярким примером академической эклектики. Здесь классицизм щедро замешан с барокко, а фасад буквально насыщен деталями.
Усадьба Рукавишникова - самый заметный, но далеко не единственный пример эклектики в Нижнем Новгороде.
Слово «эклектика» происходит от греческого eklektikos — «избранный, отобранный». Если говорить просто, в архитектуре это стиль, при котором архитектор свободно работает с формами прошлого: берет элементы разных эпох, направлений и школ и собирает из них новую композицию. Эклектика - это не хаос, а осознанный выбор из богатого архитектурного «словаря»
Если в Костроме или Калуге в историческом центре преобладает классицизм, в Самаре - модерн, то в Нижнем Новгороде главную роль играет именно эклектика. Здесь эклектика - доминирующий фон.
Поэтому Нижний Новгород вполне можно назвать столицей эклектики- и добавить еще один титул к уже внушительному списку городских определений.
Познакомиться с нижегородской эклектикой проще всего во время прогулки по центру: аристократической Большой Покровской, купеческим Рождественской и Ильинской улицам, а также по Заповедному кварталу.
В этом стиле здесь строили все:
- общественные здания (городской театр, здание городской думы),
- промышленные объекты (казенный винный склад),
- богатые особняки (усадьба Рукавишникова, особняк С. Иконникова),
- и вполне обычные дома купцов и мещан (усадьба Н. Седова).
Давайте прогуляемся по Нижнему Новгороду и посмотрим на некоторые примеры архитектуры эклектики.
Городской театр (ул. Большая Покровская, 13)
Здание построено в 1894 году по проекту столичного архитектора В. Шретера. Это образец академической эклектики, где необарокко сочетается с неоклассицизмом и неоренессансом. Такое смешение придаёт театру особую пышность и репрезентативность - архитектура буквально работает на ощущение праздника.
Дом торгового общества «Наследники Фроловых» (ул. Большая Покровская, 7)
Построен в 1885–1887 гг по проекту главного архитектора Нижнего Новгорода В. М. Лемке. Центральное окно второго этажа оформлено кариатидами, выполняющими роль пилястр. Этот антропоморфный декор не только украшает фасад, но и отсылает к античной традиции, подчеркивая связь с мировой архитектурной историей.
Здание Госбанка (ул. Большая Покровская, 26)
Построено в 1913 году по проекту В. Покровского к 300-летию династии Романовых. Это один из главных архитектурных символов города. Здание выполнено в неорусском стиле и напоминает одновременно средневековый замок и сказочный терем - с башенками, шпилями и сложной композицией
Здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27)
Проект архитектора В. Цейдлера, 1894 год. Пример поздней эклектики, где декор становится более рельефным, крупным и насыщенным. Разные мотивы здесь не просто соседствуют, а активно «разговаривают» друг с другом.
Дом Чеснокова (ул. Ильинская, 60)
Построен в 1895 году для купца первой гильдии Никандра Чеснокова. Дом напоминает нарядную шкатулку: лепной декор, фигурный аттик с вазонами, колонны с капителями из акантовых листьев. Такие дома были визуальными визитками своих владельцев - архитектура напрямую говорила о достатке.
Усадьба купца А. В. Маркова (ул. Ильинская, 61)
Особняк напоминает итальянские палаццо Раннего Возрождения XV века: рустованные стены, мощный карниз, крупные оконные проёмы. Построен предположительно в 1905 году. Автор проекта неизвестен, но, вероятно, это был столичный архитектор.
Отдельного внимания заслуживает деревянная эклектика.
Усадьба Гусевых (ул. Славянская, 4А)
Построена в 1888–1907 годах по проектам архитекторов С. А. Левкова и Н. Д. Григорьева. Здесь эклектика соседствует с элементами модерна. Ассиметричная композиция фасада и разновеликие эркеры придают дому живость и индивидуальность.
Дом Скворцовой (ул. Короленко, 18)
Доходный дом 1894 года с богатым пропильным резным декором - яркий пример деревянного зодчества периода эклектики.
Дом архитектора П. А. Домбровского (ул. Новая, 31)
Фасад украшен деревянными башенками, кружевным карнизом и деревянной «паркетной» обшивкой.
Все эти примеры - лишь часть большого архитектурного пазла.
Когда я писала эту статью, стало ясно: называя Нижний Новгород столицей эклектики, стоит говорить не только о количестве зданий в этом стиле, но и об общем облике города. Здесь почти невозможно выстроить цельную архитектурную картину с первого взгляда. За одним поворотом вас может ждать деревянный дом с резными наличниками, за другим - палаты петровских времен или советская громада, а через дорогу - новостройка, старательно притворяющаяся историческим особняком.
Этот визуальный «разнобой» и есть Нижний. В этом городе можно в пределах одной улицы увидеть сразу несколько эпох - и это создает ощущение живой, неотредактированной истории.
Да, Нижний Новгород сложно назвать архитектурно цельным. Но, возможно, именно в этом его достоинство. Здесь никогда не знаешь, что увидишь за углом - и именно поэтому по нему так интересно гулять.
А какой архитектурный стиль вам ближе всего?