Фрикционные резинки на моделях железных дорог - это зло. Таково мое стойкое убеждение, основанное на личном опыте эксплуатации небольшого макета. Резинки ухудшают токосъем. Каждая резинка ухудшает токосъем модели на 8-25%. Так, например, для четырехосного локомотива одна колпара с резинками - это как минимум минус 25% токосъема (по факту больше, но мы упростим расчеты для наглядности). В то время как приходится придумывать и использовать различные приемы по улучшению токосъема и ходовых качеств моделей (добавление конденсаторов или поверпаков, чистка рельс и колесных пар, никелирование и т.д.), фрикционные резинки просто отнимают у моделей часть поверхности соприкосновения металлических деталей, обеспечивающих этот токосъем.
Резинки загрязняют рельсы. В процессе эксплуатации резинки истираются то метал, оставляя на нем микрочастицы, являющиеся диэлектриками. Эти микрочастицы налипают на рельсы. Более того, эти резиновые микрочастицы сами налепляют на себя частицы пыли, и в результате