Найти в Дзене

Фрикционные резинки на колесных парах ЖД моделей

Фрикционные резинки на моделях железных дорог - это зло. Таково мое стойкое убеждение, основанное на личном опыте эксплуатации небольшого макета. Резинки ухудшают токосъем. Каждая резинка ухудшает токосъем модели на 8-25%. Так, например, для четырехосного локомотива одна колпара с резинками - это как минимум минус 25% токосъема (по факту больше, но мы упростим расчеты для наглядности). В то время как приходится придумывать и использовать различные приемы по улучшению токосъема и ходовых качеств моделей (добавление конденсаторов или поверпаков, чистка рельс и колесных пар, никелирование и т.д.), фрикционные резинки просто отнимают у моделей часть поверхности соприкосновения металлических деталей, обеспечивающих этот токосъем.
Резинки загрязняют рельсы. В процессе эксплуатации резинки истираются то метал, оставляя на нем микрочастицы, являющиеся диэлектриками. Эти микрочастицы налипают на рельсы. Более того, эти резиновые микрочастицы сами налепляют на себя частицы пыли, и в результате

Фрикционные резинки на моделях железных дорог - это зло. Таково мое стойкое убеждение, основанное на личном опыте эксплуатации небольшого макета.

Фрикционная резинка на модели тепловоза ЧМЭ3 от PIKO (на фото - слева внизу).
Фрикционная резинка на модели тепловоза ЧМЭ3 от PIKO (на фото - слева внизу).

Резинки ухудшают токосъем. Каждая резинка ухудшает токосъем модели на 8-25%. Так, например, для четырехосного локомотива одна колпара с резинками - это как минимум минус 25% токосъема (по факту больше, но мы упростим расчеты для наглядности). В то время как приходится придумывать и использовать различные приемы по улучшению токосъема и ходовых качеств моделей (добавление конденсаторов или поверпаков, чистка рельс и колесных пар, никелирование и т.д.), фрикционные резинки просто отнимают у моделей часть поверхности соприкосновения металлических деталей, обеспечивающих этот токосъем.

-2


Резинки загрязняют рельсы. В процессе эксплуатации резинки истираются то метал, оставляя на нем микрочастицы, являющиеся диэлектриками. Эти микрочастицы налипают на рельсы. Более того, эти резиновые микрочастицы сами налепляют на себя частицы пыли, и в результате загрязнение рельс усиливается. Это приводит к ухудшению контакта между колесными парами и рельсами и еще пагубнее влияет на токосъем. Налипший слой резиновых микрочастиц и пыли приходится долго счищать с рельс, повреждая при этом лакокрасочное покрытие, которым покрыты ребра и подошвы рельс. Плюс к тому каждая такая чистка - это неминуемые потери среди антуража и окружающих строений.

-3

Резинки изнашиваются. Со временем они могут растягиваться. И если вовремя не заметить, это будет приводить к пробуксовке модели, повышенному истиранию резинок и, как следствие, ускорению загрязнения рельс и ухудшению токосъема. Кроме того, зачастую резинки со временем рассыхаются, лопаются, крошатся, в них появляются микротрещины, что приводит к увеличению отделения микрочастиц. Эти микрочастицы разлетаются по касательной от колес, загрязняют ходовую часть модели, рельсы и детали макета. Чтобы этого не происходило нужно проводить регулярную замену фрикционных резинок, и это приводит к дополнительным затратам. Бывает, что когда модель долго стоит на полке на рельсах, в районе соприкосновения резинок с металлом сами резинки «текут» оставляя на колесах и рельсах следы загрязнения, которые невозможно ничем убрать.

-4

Резинки усложняют обслуживание модели. Они плохо реагируют на спирт и другие чистящие жидкости. Поэтому для очистки колесных пар (редко, но такое приходится делать) резинки нужно полностью снимать с модели. Для этого нужно, как правило, снять крышку тележки, снять колесные пары. Это усложняет и увешивает время обслуживания модели локомотива.

Единственным оправданием для того, чтобы оставить на модели фрикционные резинки, может быть наличие на макете очень крутых подъемов и спусков и/или эксплуатация очень длинных составов. На мой взгляд, американские горки на макете - этот тоже некрасиво, не реалистично, скучно и не интересно, я считаю, что делать крутые спуски и подъемы - это моветон.

Эксплуатация очень длинных составов, как правило, требует, во-первых, больших размеров макетов и, соответственно, больших площадей для их размещения (что для подавляющего большинства моделистов недоступная роскошь), и, во-вторых, повышенных требований к локомотивному парку из-за увеличенных нагрузок на модели. Но и здесь увеличение тяговых характеристик целесообразнее делать путем увеличения сцепного веса тягового локомотива, использования сплоток, но не за счет применения фрикционных резинок.

-5


Я не использую фрикционные резинки на своих моделях. У меня макет абсолютно плоский и не замкнутый. Модели не наматывают бессмысленно круги часами. Наличие большого количества стрелок, дополнительно негативно влияющих на токосъем, отсутствие защитных оберегающих от пыли колпаков над макетом, нежелание часами оттирать рельсы от грязи, нежелание лишний раз заниматься чисткой рельс ввиду повышения рисков что-либо сломать в процессе - всё это заставляет меня на каждой вновь приобретенной модели перед покатушками удалять фрикционные резинки.

К сожалению просто так снять резинки и поставить модель на рельсы нельзя. Наличие бороздки под резинку на поверхности катания колеса может привести к сходу на стыках и стрелках. Поэтому приходится снимать колесные пары с резиновыми бандажами и менять их на аналогичные, обычные.

Присоединяйтесь к нам в ВК: vk.com/rail38

Подпишитесь на наш Телеграм-канал: t.me/rail38