Найти в Дзене
Кризистан

На сколько бензина хватит зарплаты китайцу, американцу и русскому? Посчитал, показываю цифры

На чьей средней зарплате уедешь дальше? Решил возобновить старую рубрику и снова помериться бензином. Все эти разговоры о «покупательной способности» и «уровне жизни» часто витают где-то очень далеко в облаках. Одних догнали, других обогнали — слушать приятно, но с реальностью не вяжется. Так что спустимся на землю, а точнее на асфальт. Бензин здесь — идеальный измеритель. Он универсален, всегда востребован, везде нужен. А возможность купить его на честно заработанные деньги — отличное отражение состояния экономики. Сегодня смотрим на две системы, два мира. США, где личное пространство измеряется в акрах газона, а жизнь без машины немыслима. И Китай, где высокоскоростные поезда уже стали символом прогресса, но растущий средний класс всё активнее садится за руль. Что покажут цифры на заправке? В конце статьи и на наши достижения взглянем, чтобы вы могли сравнить их с китайскими и американскими и сделать собственные выводы. Последние данные американской статистики рисуют привычно радужну
Оглавление

На чьей средней зарплате уедешь дальше? Решил возобновить старую рубрику и снова помериться бензином.

Все эти разговоры о «покупательной способности» и «уровне жизни» часто витают где-то очень далеко в облаках. Одних догнали, других обогнали — слушать приятно, но с реальностью не вяжется. Так что спустимся на землю, а точнее на асфальт. Бензин здесь — идеальный измеритель. Он универсален, всегда востребован, везде нужен. А возможность купить его на честно заработанные деньги — отличное отражение состояния экономики.

Сегодня смотрим на две системы, два мира. США, где личное пространство измеряется в акрах газона, а жизнь без машины немыслима. И Китай, где высокоскоростные поезда уже стали символом прогресса, но растущий средний класс всё активнее садится за руль. Что покажут цифры на заправке? В конце статьи и на наши достижения взглянем, чтобы вы могли сравнить их с китайскими и американскими и сделать собственные выводы.

Начнем с Америки, где без машины — никуда

Последние данные американской статистики рисуют привычно радужную картину для работающего американца. Средняя почасовая оплата труда к концу 2025 года достигла 31,76 доллара. При стандартных 160 рабочих часах в месяц это выливается в 5182 доллара ежемесячно (на наши деньги — около 416,8 тысячи рублей).

Были времена, когда бензин в США дорожал, но они прошли. Теперь американцам можно радоваться стабильному снижению цен. Год назад галлон «регуляра» стоил 3,046 доллара, а теперь средняя цена упала до $2,858.

Цены по штатам варьируют от 0,61 до 1,17 доллара за литр
Цены по штатам варьируют от 0,61 до 1,17 доллара за литр

Пересчитываем американский галлон в привычных нам литрах, и это смешные 0,755 доллара. На наши деньги — 60,73 рубля за литр. Экономика, где топливо исторически было дешёвым ресурсом, продолжает это демонстрировать.

Делим зарплату на цену литра и получаем 6863 литра. Да, вы не ослышались. Почти семь тысяч литров. На обычной легковушке с баком на 50 литров это 137 полных заправок. Считать пробег даже неловко. Бензина хватит, чтобы несколько раз объехать страну по периметру. Что и делают многие обычные американцы: путешествия по своей стране там один из самых распространенных вариантов семейного досуга. Если в привычной географии, то топлива хватит на 16 поездок из Москвы в Сочи и обратно.

Я много таких сравнений провел и могу сказать, что разрыв между США и остальным миром в этой конкретной категории — не просто разрыв, а пропасть. Американская экономика фактически субсидирует личную мобильность своего населения. А люди, в свою очередь, принимают это как должное.

-2

В Китае благосостояние растет

В Поднебесной статистика любит годовые показатели. По последним данным местных статистиков, средняя годовая зарплата наёмных работников в Китае составила 124110 юаней. В месячном эквиваленте — 10342,5 юаней (около 118,1 тысячи рублей).

Рост по сравнению с прошлыми годами есть, и он ощутим. За 10 лет зарплаты выросли более чем в 2 раза! Причем высоких темпов роста цен в Китае все эти годы не наблюдалось. Так что результат просто отличный.

Цена на топливо может показаться достаточно высокой в сравнении с американской, но в целом по миру она ниже среднего уровня. По данным GlobalPetrolPrices, литр бензина в Китае стоит в среднем 7,36 юаня (84,08 рубля). Это дороже, чем в сегодняшних США, но в 2 раза дешевле, чем в Сингапуре. И — да, ценообразование у китайцев близко к рыночному, а цена уже несколько лет снижается, а не растет.

Был период взлета цен, но ситуация быстро выправилась, и теперь доступность бензина населению в Китае растет
Был период взлета цен, но ситуация быстро выправилась, и теперь доступность бензина населению в Китае растет

Средней китайской зарплаты хватит на 1405 литров. Почти в пять раз меньше, чем у американского коллеги. Для растущего автопарка Китая объем значительный, но он заставляет иначе расставлять приоритеты. Деньги населения чаще работают на иные цели — недвижимость, образование, сбережения, а личный автомобиль и топливо для него уже стали важной, но пока не обязательной статьей расхода. В Китае нет такого как в Штатах, когда в магазин без машины не доедешь или ребенка в детский сад не отвезешь.

Много ли это бензина в масштабах Китая? Можно 3 раза проехать по самой длинной скоростной трассе из Харбина в Хайкоу, ее протяженность примерно 5700 км. Или 55 раз съездить из центра Пекина до Великой стены и обратно.

А что у нас? Для полноты картины посчитаем и российские данные

Тем более, что средняя зарплата у статистиков исправно растет, стимулируя многих россиян задаваться вопросом «а почему у меня не так». Самая свежая цифра среднего заработка — 92866 рублей.

Средняя стоимость литра АИ-95 по тому же глобальному мониторингу — 66,28 рубля. Считаем и получаем 1401 литр. То есть наша покупательная способность по бензину почти в точности равна китайской. Если прикинуть километраж, то можно проехать по трассе «Москва — Владивосток» до конца, она около 9200 км. Но вернуться не получится, денег хватит только до Новосибирска.

Получается, что по «бензиновой доступности» средний россиянин и средний китаец сегодня находятся в одной весовой категории. Для страны, занимающей одно из первых мест в мире по добыче нефти, эта цифра даёт обильную пищу для размышлений. Впрочем, выводы делайте сами.

Друзья, поддержите лайками! А если хотите читать больше о российской экономике, подписывайтесь в телеграм, всем рад.