Найти в Дзене
ТРАНСПОРТ и БДД

🚨 Кто несёт уголовную ответственность за ДТП? Не только водитель

📌 Субъекты преступлений против безопасности дорожного движения — это не только водители. По сути, за ДТП с тяжкими последствиями могут привлечь трёх категорий лиц: 👤 1. Водитель — «активный» субъект По ст. 264–264.3 УК РФ отвечает тот, кто непосредственно управлял ТС и нарушил ПДД или правила эксплуатации. ❗️Важно: ▫️Права не нужны, чтобы стать субъектом — даже без прав или лишённый их — всё равно подпадаете под ст. 264 УК РФ. Причём это квалифицирующий признак (п. «в» ч. 2, 4, 6 ст. 264 — срок строже). ▫️Опьянение — тоже: — в ст. 264 УК РФ — отягчающее обстоятельство (тяжкий вред/смерть — до 12 лет); — в ст. 264.1 УК РФ — конструктивный признак (уголовка уже за повторное управление в пьяном виде — даже без ДТП!). 🧑‍💼 2. Руководитель, ИП, ответственный за безопасность перевозок Если речь — об автобусе, такси, пассажирском микроавтобусе и т.д., то ответственность делится. Водитель может понести наказание по ст. 264 УК РФ, а его начальник — по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не

🚨 Кто несёт уголовную ответственность за ДТП? Не только водитель.

📌 Субъекты преступлений против безопасности дорожного движения — это не только водители.

По сути, за ДТП с тяжкими последствиями могут привлечь трёх категорий лиц:

👤 1. Водитель — «активный» субъект

По ст. 264–264.3 УК РФ отвечает тот, кто непосредственно управлял ТС и нарушил ПДД или правила эксплуатации.

❗️Важно:

▫️Права не нужны, чтобы стать субъектом — даже без прав или лишённый их — всё равно подпадаете под ст. 264 УК РФ. Причём это квалифицирующий признак (п. «в» ч. 2, 4, 6 ст. 264 — срок строже).

▫️Опьянение — тоже:

— в ст. 264 УК РФ — отягчающее обстоятельство (тяжкий вред/смерть — до 12 лет);

— в ст. 264.1 УК РФ — конструктивный признак (уголовка уже за повторное управление в пьяном виде — даже без ДТП!).

🧑‍💼 2. Руководитель, ИП, ответственный за безопасность перевозок

Если речь — об автобусе, такси, пассажирском микроавтобусе и т.д., то ответственность делится.

Водитель может понести наказание по ст. 264 УК РФ, а его начальник — по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), если:

▫️допустил к рейсу водителя без предрейсового медосмотра;

▫️знал о неисправностях, но дал «зелёный свет»;

▫️систематически нарушал регламенты допуска.

🔧 3. Механик / мастер / техник, отвечающий за ТО

Если ДТП произошло из-за технической неисправности (тормоза, рулевое, т.п.), проверят не только водителя, но и того, кто выпускал машину в рейс.

По ст. 266 УК РФ (Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) отвечают:

▫️лица, проводившие ремонт «на коленке»;

▫️выпустившие ТС с заведомыми неисправностями;

▫️не проводившие диагностику по регламенту.

❗️Ключевой вопрос следствия: Кто был обязан обнаружить и устранить неисправность?

Ответ — в должностных инструкциях, приказах по автопарку, регламентах ТО.

💡 Что делать руководителю автопарка

🔹Чётко пропишите в должностных инструкциях: кто отвечает за допуск, ТО, предрейсовые осмотры.

🔹Не экономьте на диагностике — доказательства исправности при ДТП спасут не только машину, но и свободу.

🔹Контролируйте «человеческий фактор» — особенно у пассажирских перевозчиков. Один неадекватный водитель — риск для всех.

🔹Не пускайте на маршрут в сомнительных случаях — лучше перестраховаться, чем отвечать по ст. 238 или 266 УК РФ

📌 P.S. Если у вас нет времени на самостоятельную проработку всех регламентов, инструкций и приказов — можно использовать готовые шаблоны документов по БДД, разработанные с учётом требований ГИБДД, Ространснадзора и судебной практики https://t.me/protransport1/24

#УголовнаяОтветственность #ДТП #БезопасностьДвижения #Автопарк #ЮридическаяГрамотность

👣 Зайти в транспортный отдел