Найти в Дзене
Всё k-pop

Кофейная культура в Южной Корее

Как Южная Корея стала самой "кофейной" страной Азии и почему всегда айс американо? Об этом и не только в статье! Когда мы говорим о Южной Корее, чаще всего вспоминается k-pop, дорамы, мода, косметика. Иногда — чайные церемонии, но реальность современной Кореи выглядит иначе. Сегодня Южная Корея — это страна кофе. Здесь очень много кофе. И очень много кофеен. Сейчас Корея лидирует по количеству кофеен на душу населения в мире. При населении в 50 млн в 2024 году количество кофеен превысило 100 000. Только в Сеуле более 18 000 кофеен и кофешопов. Более того, по статистике корейцы пьют по статистике в среднем 12 чашек в неделю. А согласно данным таможни за 2024 год, Корея импортировала рекордное количество кофе — 201 924 метрических тонны, включая кофейные отходы. Но кофе в Корее — это не просто напиток. Это часть образа жизни, способ социализации, в целом это социальный и культурный феномен. Кофе пришёл в Корею в конце XIX века. Для сравнения в России кофе появился в середине 17 века как
Оглавление

Как Южная Корея стала самой "кофейной" страной Азии и почему всегда айс американо? Об этом и не только в статье!

Когда мы говорим о Южной Корее, чаще всего вспоминается k-pop, дорамы, мода, косметика. Иногда — чайные церемонии, но реальность современной Кореи выглядит иначе.

Сегодня Южная Корея — это страна кофе. Здесь очень много кофе. И очень много кофеен.

Сейчас Корея лидирует по количеству кофеен на душу населения в мире. При населении в 50 млн в 2024 году количество кофеен превысило 100 000. Только в Сеуле более 18 000 кофеен и кофешопов. Более того, по статистике корейцы пьют по статистике в среднем 12 чашек в неделю. А согласно данным таможни за 2024 год, Корея импортировала рекордное количество кофе — 201 924 метрических тонны, включая кофейные отходы.

Но кофе в Корее — это не просто напиток. Это часть образа жизни, способ социализации, в целом это социальный и культурный феномен.

Начнем с истории

Кофе пришёл в Корею в конце XIX века. Для сравнения в России кофе появился в середине 17 века как лекарство, широко распространился в конце 17 - начале 18 веков, а в 19 веке распространился среди простого народа.

Почему упомянула Россию? Считается, что кофе в Корею привез император Коджон… от русских!

-2

Как это было: в 1896 году начинается японский натиск, появляется опасность государственного переворота, была убита королева Мин. Император Коджон с сыном, будущим императором Сунджоном, просит убежища в русской дипломатической миссии в Корее. Генеральный консул России в Сеуле Карл Иванович Вебер принял императорскую семью, и они гостили на русской территории около года. Именно там император Коджон пристрастился к кофе, который по утрам ему готовила Антуанетта Зонтаг, родственница консула.

Хотя Кочжон пробовал кофе и раньше от дипломатов, но именно российская немка Антуанетта Зонтаг показала ему, как правильно следует готовить этот напиток, — и он был впечатлен результатами.

Вернувшись в свой дворец, он продолжил пить кофе и начал его популяризировать среди знати. Он даже нанял русского архитектора, чтобы тот построил отдельный павильон для распития западного напитка — Чонгванхон или "Павильон умиротворенного созерцания". Там император принимал послов других государств и угощал их чаем и кофе.

-3

Интересно, что та самая госпожа Антуанетта Зонтаг, которая и познакомила императора с кофе, стала первой баристой Кореи! В 1902 году она получила право на открытие первой в стране современной гостиницы "Зонтаг", где на первом этаже была устроена кофейня под названием "Табан".

Так, родился новый термин и появился новый тип заведений общепита —табаны. Забавно, что в табанах изначально предлагали исключительно кофе, но вообще это слово переводится как "чайная комната" — 다방. В них собиралась в основном богатые для переговоров, деловых встреч и вечеров богемы.

Подводя некий итог этого периода: Кофе был элитным напитком при дворе и среди дипломатов. Кофе в Корее изначально был не привычкой и был не про вкус, а жестом — показать статус, принадлежность к новому времени, к Западу, к прогрессу. В целом кофе рассматривался как символ модернизации.

Идем дальше!

-4

В 1910 году Япония объявила Корею своей колонией. И к 20–30-м годам, когда жизнь в Корее постепенно начала входить в привычную колею, табаны начали открывать представители городской интеллигенции. Так, в период японской оккупации кофе становится напитком писателей, журналистов, художников.

Табаны быстро превратились в места отдыха и творчества. Там назначали деловые встречи и свидания, а также некоторые из них славились концертами и поэтическими вечерами.

При это в колониальные времена табаны оставались достаточно дорогими заведениями и были рассчитаны как минимум на средний класс. В интерьере были все представления хозяев о западной роскоши. Но стоит отметить, что посетители здесь оставляли в них гораздо меньше денег, чем даже в самых дешевых ресторанах, ибо платили только за кофе.

-5

После Корейской войны ситуация резко меняется. До освобождения они пили исключительно заварной кофе, но в 1945 г. с прибытием американских военных, корейцы познакомились с растворимым кофе, который был частью солдатского пайка в армии США. Так, корейцы открыли для себя "Нестле".

Это еще больше увеличивало популярность кофе в Корее, но и тогда кофе продолжал оставаться недоступным для "простого народа" напитком. Изменилось это только после того, как страна укрепилась экономически.

Так, в 1980-е годы самым популярным кофе стал "3 в 1". Получается, что кофе, поначалу бывший напитком элит, с середины двадцатого века, наоборот, максимально приблизился к народу. С 1980-х годов также повсеместно начали продавать жёлтые пакетики растворимого кофе "Максим", которые часто видим в дорамах и сейчас.

Вплоть до начала 2000-х. кофе не было высокого качества. Только с появлением культуры кофеен в 90-е начала возрастать популярность хорошего кофе, приготовленного по всем правилам.

Интересно, что успеху еще табанов способствовала Корейская война. Люди не могли позволить себе обеды в ресторанах, да и пригласить домой тоже проблематично, поэтому табан оказывался идеальным выбором. Так, их становилось еще больше.

Еще интересно! В 1962 году был принят закон, который установил четкие различия между табанами и прочими заведениями общественного питания, например, обычными кафе. Согласно новым правилам, подавать в табанах еду (за исключением легких закусок) и спиртное было противозаконным. Это так и осталось по сей день! В корейских кофейнях очень редко можно найти что-то больше десертов и сендвичей.

В конце 1980-х гг. у классических табанов появился конкурент: в Корее начали распространяться кофейни западного образца. В итоге со временем они вытеснили их вовсе.

-6

1999 год — начало новой кофейной эры в Корее. Это год открытия в Сеуле первого "Старбакса". После начали одна за одной появляться и другие сети кофеен — как зарубежных, так и отечественных.

В целом значительно увеличивается ассортимент и качество кофе, появляются новые способы приготовления и формат "кофе на вынос". Так, постепенно кофе вновь возвращаются к своему началу в Южной Корее – к сложному, изысканному напитку. И хотя в Корее по-прежнему очень популярны кофейные автоматы, растворимый кофе и пакетики "3 в 1", для большинства корейцев разбираться в приготовлении качественного напитка, сортах и брендах – признак статуса.

Более того, в Корее часто обжаривают зерна на месте вручную. Обжарочные часто ставят на первом этаже за стеклом – так, чтобы было видно процесс с улицы и заманивал посетителей.

В целом в корейских кофейнях, даже самых маленьких и неприметных, всегда стоит отличное оборудование. Интересно, что в 2017 году в Южной Корее проходил мировой чемпионат бариста. Число Q-грейдеров в Корее – около тысячи! Для сравнения: во всем мире их примерно шесть тысяч. Это доказывает, что с развитием кофейной культуры также сильно развивается уровень экспертности!

Кофейный бум и рождение "кофейни как пространства"

Так, в 1990–2000-х годах. в Корее начинается "кофейный бум" и кофе становится массовым. Экономика растёт, города развиваются, у людей появляется больше личных денег и меньше личного пространства!

И вот здесь появляется ключевая особенность корейской кофейни - кофейня в Корее — это не «зайти на 10 минут», это социальные пространства для общения (или работы/учебы).

Корейские кафе служат социальными центрами, где встречаются друзья, пары ходят на свидания, а студенты ищут убежища от учебы. Поэтому там часто уютная атмосфера, мягкое освещение, а удобные сиденья приглашают посетителей задержаться.

Причина очень простая: большинство рабочих мест сосредоточено в Сеуле и многим приходится переезжать и жить в маленьких квартирах, которые совсем не подходят для дружеских встреч или романтических свиданий.

Ну и корейцы славятся трудоголизмом и усердной учебой, поэтому нужно пространство для работы и учебы, особенно если квартира маленькая.

Так, кофейня становится безопасным третьим местом — не дом и не работа.

Поэтому в Корее нормально приходить в кофейню в одиночку и не разговаривать ни с кем, сидеть 3–4 часа с одним напитком и даже работать ночью.

-7

Но здесь некоторые корейцы перебарщивали, и в августе 2025 года Starbucks запретил приносить в заведения крупногабаритное офисное оборудование.

Местное руководство долго лояльно относилось к гостям-удалёнщикам, но со временем ситуация начала меняться. Компактные ноутбуки и планшеты превратились в полноценные рабочие места с несколькими мониторами, шумными клавиатурами и принтерами. Даже начали приносить с собой перегородки и удлинители.

В кофейнях всё ещё можно использовать ноутбуки и планшеты, но от мониторов и перегородок гостям придётся отказаться. Ограничения на время пребывания в кафе компания вводить не стала.

-8

При этом в своей Корее стремление к эффективности и известная культура "быстро-быстро" ("палли-палли", 빨리빨리), в которой приоритет отдаётся скорости, также изменили восприятие этого напитка.

Корейцы больше внимания уделяют функциональности чашки кофе. Это в большей степени функциональный напиток, который люди пьют ради кофеина, а не для общения, как в других странах.

Так, кофе навынос: 80% напитков покупают "на бегу" — из-за бешеного ритма жизни.

-9

Это, конечно, порождает большое количество мусора из стаканчиков на вынос на улицах города. Но благо достаточно быстро работают уборщики и эти горы стаканчиков, особенно у офисных центров, быстро исчезают.

Отличия корейских кофеен от западных

Следующий важный момент — визуальная культура.

-10

Очень часто кофейня выглядит как арт-пространство. Корейские кофейни стремятся сделать все, чтобы посетителям было не только вкусно, но и красиво, уютно и "инстаграмно". Это удивительная часть маркетинга, способ продажи своего товара и привлечения клиентов.

Почему?

Потому что в Корее визуальный образ — это часть идентичности. Если место не хочется фотографировать — оно проигрывает конкуренцию. А этих кофеен по стране уйма, поэтому и конкуренция очень высокая.

Можно сказать так: в Корее сначала фотографируют кофе, а уже потом его пьют.

-11

Более того, кофейни стали модными местами и для туристов, например, есть очень популярное кафе с видом на водопад Cafe Pokpo, которое часто добавляют в список мест к посещению в Сеуле!

Что в меню корейских кофеен?

-12

Уже говорила, что в кофейнях не будет широкого меню. Только перекус и десерты. Но здесь десерты — это отдельный культ. При этом кофе может быть недорогим, но десерты — премиальными. Сами десерты могут быть самыми разными: торты, макаруны, круассаны, авторские сладости.

Но если говорить о вариациях кофе то часто напиток важен не меньше, чем его подача. Опять же - чтобы было красиво сфотографировать в соц. сеть.

Часто встречаются сладкие вариации: Дальгона-кофе, фруктовые айс-латте, адзуки-кофе с красной фасолью, бинсу-кофе и т.п.. Вариация может быть очень большая.

Любят и сезонные напитки, например, тыквенный латте осенью, клубника весной-летом. Мне очень понравился напиток с мандаринами с Чеджу на Чеджу!

Но самый популярный напиток, абсолютный лидер — айс американо (даже зимой)

Айс американо — национальный напиток Кореи

Теперь поговорим про легенду — айс американо.

Его пьют: утром, днём, ночью, зимой, летом.

В Корее даде есть выражение 얼죽아 — что сокращение от фразы "лучше умру, чем буду пить горячее американо" или "даже если я замерзну насмерть, у меня будет американо со льдом"

Здесь заказ айс американо — маркер "своего" в корейской культуре. Я ее честно проиграла! Мне не вкусно)

-13

Почему именно он? Если коротко:

  • быстро,
  • без сахара,
  • не отвлекает от работы,
  • подходит под любой ритм жизни.

Кофе в Корее — это не романтика, несмотря на все аспекты выше.
Это топливо. Айс американо буквально символ корейского ритма жизни.

Причина большой любви корейцев к американо кроется в том, что многие воспринимают этот напиток не как социальный, а как эффективный способ употребления кофеина.

И поскольку эта культура палли-палли и того, что корейцы ооочень много работают, они предпочитают американо — один из самых дешёвых и быстрых в приготовлении напитков в кафе. Это просто смесь эспрессо, воды и льда. Обычно бариста готовит американо за минуту.

Более того, в чашке содержится всего 15 калорий, нет сахара и жира. А корейцы очень сильно следят за фигурой.

Но почему со льдом даже в лютую зиму?

Дело в том, что когда нет времени на перерыв с кофе, нет времени и на то, чтобы ждать, пока кофе остынет. А горячий кофе нельзя выпить залпом и быстро взбодриться. Кроме того, ощущение того, что холодный напиток все же бодрит по утрам или пробуждает, когда человек устал.

Поп-культура: айдолы, актеры и кофе

Личные бренды

Многие айдолы и актёры открывают собственные кофейни или инвестируют в них.

-14

Или их родители! Например, я была в кафе папы Чимина!

-15

И есть хороший кейс - G-Dragon и Café Aewol Monsant, который он открыл на острове Чеджу.

Что здесь важно:

  • кафе не "кричащее",
  • минималистичное,
  • очень эстетичное,
  • полностью отражает стиль самого G-Dragon.

Фанаты приезжают туда не только ради кофе, а ради ощущения "прикосновения" к артисту.

Дорамы и кино

-16

Кофейни — популярные локации для съёмок: свидания, признания, повседневные сцены. Если вы смотрели корейские дорамы, вы точно заметили:
кофейни там повсюду.

Почему?

  • универсальная локация,
  • не привязана к возрасту,
  • подходит для любых эмоций.

Кофе в кадре — это знак обычной жизни. Так дорамы становятся ближе к зрителю. Мы буквально можем сходить в те кафе и попить то же кофе, например, я была в кафе из дорамы "Гоблин". Это также повышает продажи.

А также снимают даже снимают дорамы, например, "Выпьем кофе?" (2021) про работу баристы.

Фан-культура

-17

Фанаты часто организуют "café events" ко дню рождения айдолов, где делают брендированные стаканы, постеры, подарки.

Кофейни становятся пространством фанатского сообщества, что тоже хорошо увеличивают узнаваемость и продажи. В российскую культуру тоже иногда приходит!

Так, кофейня превращается в фандомное пространство. Я, например, была на ивенте к дню рождения Юнхо из ATEEZ в Сеуле!

Реклама

Айдолы часто — лица кофейных брендов.

-18

Мой любимый кейс — Тэхен и Compose Coffee

В январе 2024 Compose Coffee выпустили несколько видео, в которых Тэхён исполнил роль и клиента, и баристы. Так, уже через месяц после того, как Ви из был объявлен рекламной моделью Compose Coffee, количество подписчиков бренда в социальной сети увеличилось на 53%, а в приложении бренда появилось около 3 млн новых пользователей.

Здесь вновь сработал "Эффект Ви из BTS"! Он вывел Compose Coffee на первое место по запросам на крупнейшей в Корее площадке по доставке продуктов питания. Вау!

Также отлично работают рукава для кофейных стаканов с изображением Тэхёна. Нельзя просто купить кофе, обязательно нужно будет сделать фото и рассказать в соц. сетях! Это опять работает как реклама.

Итог

В Южной Корее кофе — это не просто напиток. Это ритм города, способ общения, визуальный язык и часть поп-культуры. Чтобы понять современную Корею, нужно не только слушать k-pop и смотреть дорамы, но и стоять в очереди за айс американо.