Найти в Дзене
Клуб 7 Вершин

Евгений Штиль об итогах кинофестиваля "Вертикаль"

Наибольшая конкуренция среди фильмов-участников киноконкурса XXVIII Московского кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ-2025 была в номинации "Спорт-экстрим". В итоге серьёзных споров члены жюри минимальным перевесом голосов отдали победу в этой номинации фильму об уникальном мировом рекорде "Боксёрский поединок на куполе воздушного шара", продюсером которого стала Федерация бокса России, а руководил проектом Сергей Бойцов.
В истории Московского кинофестиваля "Вертикаль" был период, когда имена победителей и призёров оставались в секрете до самих церемоний награждений и показов, но затем атмосфера вокруг документального кино об экстремальных видах спорта, путешествиях и приключениях изменилась и гораздо более продуктивным сталь стиль, когда за десять дней до награждений победители и призёры знали, что они стали таковыми.
Но это изменение не коснулось других интриг киноконкурса, среди которых распределение участников SHORt-list-a и призёров по номинациям и аргументы судейства в отношении того или иног

Наибольшая конкуренция среди фильмов-участников киноконкурса XXVIII Московского кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ-2025 была в номинации "Спорт-экстрим". В итоге серьёзных споров члены жюри минимальным перевесом голосов отдали победу в этой номинации фильму об уникальном мировом рекорде "Боксёрский поединок на куполе воздушного шара", продюсером которого стала Федерация бокса России, а руководил проектом Сергей Бойцов.
В истории Московского кинофестиваля "Вертикаль" был период, когда имена победителей и призёров оставались в секрете до самих церемоний награждений и показов, но затем атмосфера вокруг документального кино об экстремальных видах спорта, путешествиях и приключениях изменилась и гораздо более продуктивным сталь стиль, когда за десять дней до награждений победители и призёры знали, что они стали таковыми.


Но это изменение не коснулось других интриг киноконкурса, среди которых распределение участников SHORt-list-a и призёров по номинациям и аргументы судейства в отношении того или иного фильма всегда интересны и участникам и зрителям.
В нынешнем году на XXVIII кинофестивале ВЕРТИКАЛЬ-2025 много было вопросов от журналистов, болельщиков и любопытных зрителей, но главными были: почему нет победителя номинации "Постановочные и игровые фильмы", и какой расклад был в номинации "Спорт-экстрим"?

Почти в каждом кинофестивале "Вертикаль" конкуренция в "спортивной" номинации оказывается очень напряжённой, а конкурсная сложность "Спорт-экстрима" в том, что часто невозможно передвинуть эти фильмы в другую номинацию, если картина достойная, но чисто спортивная.

В нынешней сессии ВЕРТИКАЛи-2025 в искомой номинации после просмотра SHORT-list-a остались следующие киноработы:
--"Промысел ветра" - реж. Олег Долженков (Екатеринбург) - 98'
--
"Гонка трёх морей. Поражение достойное победы." - реж. Павел Минаев (Самара) - 38' 44"
--
"Байкал. Живая вода." - реж. Стас Елисеев (Москва) - 41' 46"
--
"Горы зовут" - реж. Николай Пиотровский ("Экшн Бразерс" - Москва) - 51' 38"
--
"Боксёрский поединок на куполе воздушного шара" ("Создан боксом") - реж. Сергей Бойцов (Федерация бокса России, Москва) - 107'
--
"Создан детством" - реж. Сергей Бойцов (Москва) - 3' 14"

Если разбирать по порядку, начиная с первого, то постоянный участник кинофестивалей "Вертикаль" уральский режиссёр и оператор Олег Долженков - неоднократный, кстати, победитель и призёр "вертикальных" киноконкурсов - сейчас находится в стадии экспериментов с музыкальным оформлением документального кино о кайтинге после феноменальной победы 2022 года с оригинальной спортивной песней и музыкой, которую оценили профессионалы-композиторы! Это очень сложный путь, на который вступил Олег Долженков, но "дорогу осилит идущий", и "пожелай нам не сбиться с пути ": мастер занимается тем что любит, и что его вдохновляет на творческие поиски. Но создать современное успешное кино в одиночку - это почти нереально!

-2


Парусный спорт - бездонное пространство для кино, но тем и сложнее снимать то и там, где снимать можно "всё" и "всё" будет интересно. Гонка отнимает у яхтсменов свободное время - время отдыха - если они будут снимать сами по ходу гонки, а снимать на вахтах в парусной гонке нельзя: ухудшается контроль за бесценным гоночным временем и тактикой хода. Нужно иметь в яхтенной команде свободного от вахт кинооператора, но на такое пойдут только те организаторы, кто имеет черты и данные продюсеров или предрасположенность к продюсерству, если говорить о начинающих кинодокументалистах. Фильм Павла Минаева "Гонка трёх морей. Поражение достойное победы." мог победить на любом международном киноконкурсе, если бы - если бы! - в составе экипажа яхты был профессиональный кинооператор освобождённый от вахт.

Фильм "Байкал. Живая вода." режиссёра Стаса Елисеева из Москвы не вышел за рамки "любительского кино", хотя включает в себя уникальный материал про соревнования "моржей" в ледяной байкальской воде, и уже этого одного события достаточно было для полноценного кино. Но "моржи" утонули "в винегрете" других тематик: в этнографии, в конных путешествиях, и получилась неудобоваримая "видео-смесь", которая и является признаком начинающего документалиста. Пожелаем Стасу Елисееву и его творческому коллективу роста, развития, чёткого анализа открытий и ошибок!

И по большому счёту в итоговом споре за победу в номинации "Спорт-экстрим" остались два фильма: это - "Горы зовут" режиссёра Николая Пиотровского от компании "Экшн Бразерс" (Москва) и "Боксёрский поединок на куполе воздушного шара" режиссёра Сергея Бойцова (продюсер: Федерация бокса России, Москва) .

Обе киноработы имеют одни и те же недостатки: неоправданная затянутость, невнятные неподготовленные интервью, неаккуратные постановки интервью, отсутствие разработанного сюжета и вместо этого простое следование некой хронологии событий, читай, хронологии съёмок.

Точно так же и достоинства обоих фильмов сходны: работа с уникальным изобразительным материалом, масштабная организация съёмок, участие коллектива дрон-пилотов высочайшего уровня для получения захватывающих кадров, полное управление процессом. Но именно в этих позициях фильм "Боксёрский поединок на куполе воздушного шара" режиссёра Сергея Бойцова получил предпочтение и стал победителем номинации "Спорт-экстрим". В нём, фактически впервые в отечественной кинодокументалистике, произошло органичное совмещение разнородных тематик - видов спорта, в которых характер операторской работы не совместим один с другим: бокса, воздухоплавания, вертолётного и самолётного видов спорта и парашютизма. Технически это была рабочая задача для оператора-постановщика воздушных съёмок Антона Ельчанинова, с которой он блестяще справился, учитывая жесточайшие требования к безопасности, подчёркнутые ещё и командиром теплового аэростата - знаменитым пилотом, рекордсменом мира, Президентом "Федерации воздухоплавательного спорта России" Иваном Меняйло, который даже минимальные нарушения никак бы не пропустил. Посудите сами, боксёрский поединок на куполе требовал видеоряда, который для воздухоплавания избыточен, а появление в кадре самолётных фигур высшего пилотажа и пролётов вертолётов вообще обнулило изобразительные интересы бокса и воздухоплавания; получить в этой многоэтажной, объёмной композиции какую-то гармонию, а значит, подкупающие зрителя эмоции - задача ого-го какая! - и пусть до конца, то есть, до совершенства, с нею команда Сергея Бойцова не справилась, но, во-первых, это ещё только начало, но какое начало! и уже полученный материал - данный фильм - показал, без сомнений, многообещающий кинопроект, великолепный задел и основание для будущих успехов, не зря в кадрах участники событий постоянно, даже с назойливой однообразностью, повторяли, что "мы - команда, мы - коллектив, мы - вместе", а значит нам многое по плечу! Так создатели удивительного действа сами же поразились тому что такое они сумели сотворить общими, коллективными усилиями. Эти чувства, неизбежно отразившиеся в картине, и стали колоссальным достоинством и определяющими факторами для выделения "Боксёрского поединка на куполе воздушного шара" в качестве победителя спортивной номинации ВЕРТИКАЛи-2025. С чем создателей его, и в первую очередь, автора и руководителя проекта - "горящего" Сергея Бойцова - и поздравляем! в уверенности, к тому же, в уникальности и следующих проектов, один из которых - "Создан детством" - о гимнастических упражнениях на куполе воздушного шара зрители XXVIII-й "Вертикали" уже познакомились из трейлера, который был представлен на церемонии награждения победителей 13 декабря в Центре НКО на ВДНХ.

В итоге "Боксёрский поединок" получил, кроме наград за выигрыш номинации "Спорт-экстрим", ещё и Специальные дипломы жюри за "Лучшую работу операторов FPV-дронов": Гавриилу Щицыну, Эрику Аракеляну и Игорю Верёвкину, и за "Лучшую работу оператора-постановщика воздушных съёмок": Антону Ельчанинову, а фильм "Горы зовут" режиссёра Николая Пиотровского довольствовался почётным "Призом зрительских симпатий". Но у компании "Экшн Бразерс" и этой "горной" киноработы всероссийский эфир c 18 декабря 2025 по всем кинотеатрам страны, а "боксёрам" ещё добиваться такого интереса со стороны кинопроката. Но и он, очевидно, к команде Сергея Бойцова придёт.



Второй, из основных, вопрос от зрителей и журналистов на церемониях показов и награждений ВЕРТИКАЛи-2025 был о номинации "Постановочные и игровые фильмы": почему в ней не выделен победитель?!

Напомним, что в SHORT-list "постановочной-игровой" номинации вышли следующие работы:
--"Один День в Москве начала XX века" - реж. Галина Малова-Гра (Москва) - 43' 05"
--
"Имитация" - реж. Станислав Ковалёв (Москва) - 19'
--
"Darossalam" - реж. Нафизех Зияи (Германия-Иран) - 25' 43"
--"Первый день зимы" - реж. Митя Легат (Словения) - 7' 45"
--"Телёнок"(The Calf) - режиссёр Шахрияр Шокри (Shahryaar Shokri) Иран - 11'
--"Гора" (Mountain) - реж. Теймур Гадери (Иран, Курдистан) - 02'00"
--"Гора - это я" (The Моuntain is minе) - реж. Реза Голчин (Иран) -75'
--"Выше ноги от земли" - реж. Яна Миронова (Беларусь, Минск) - 11'
--
"Спасатель" - реж. Владимир Антаресов (Узбекистан, Ташкент) - 5' 47"
--"Вечный сигнал" - реж. Максим Гундоров (Моск. обл.) - 3' 50"
--"Между горами и звёздами" (Among mountains and stars) - реж. Мартин Мурар (Martin Murár) Словакия (Slovak republic) - 35' 15"


Экспертов и членов жюри удивили картины из Ирана: кинематографисты этой страны показывают неизгладимое, почти таинственное, следование своим национальным традициям, оставаясь в рамках своего глубинного смыслового менталитета в формировании видеоряда даже в тех случаях, когда высвечивают острые cовременные социальные проблемы. Эта парадоксальность иранского кино становится его силой, привлекая вдумчивого зрителя многозадачностью в каждой сюжетной и образной линии, позволяя найти в конфликтах героев ответ родственный религиозным, читай, вечным ценностям. К сожалению, в спор этих четырёх иранских фильмов не смогли вмешаться любопытные работы режиссёров из Словакии и Словении - Мартина Мурара (Martin Murár) и Мити Легата (Mitja Legat): "Между горами и звёздами" (Among Mountains and Stars) и "Первый день зимы" (First Day of Winter), именно из-за качественно иной парадигмы кино как кино: получается, надо было выбирать отдельно победителя из иранских фильмов и отдельно - из европейских, что, конечно же, недопустимо для целостного международного киноконкурса, каковым является, уже 28 лет, московская "Вертикаль". Если бы в череде представленных картин был безусловный многослойный фильм - маленькая вселенная - примиряющий киноменталитеты Востока и Запада, тогда победитель номинации был бы выделен, но в сложившейся ситуации выделять победителя этой номинации было невозможно.

К слову, другой участник "постановочной" номинации - молодёжный киноэксперимент "Имитация" режиссёра Станислава Ковалёва от московской компании ООО "ЭБАУТ" (ABOUT PRODUCTION) никак с лидерством не справлялся, лишь обозначив острую проблему привязанности современного молодого поколения к электронным устройствам и компьютерным играм, но не предложивший никакого выхода или рецепта, или даже намёка, кроме физических контактов на грани секса.



Основные шансы на лидерство в номинации "Постановочные и игровые фильмы" имел фильм режиссёра Нафисе Зияи "Дароссалам" (Nafiseh Ziyaei "Darossalam") с великолепной, волшебной иранской актрисой в главной роли - Падиной Киани (Padina Kiani), и заслуженный профессиональный приз "Лучший актёр первого плана" она получила, но сам этот фильм победителем номинации жюри не назвало, хотя и сценарий данной картины заворожил многих своей оригинальностью и сюрреалистичностью.

Зато обладатель профи-приза "Лучший оператор-постановщик" - это создатель иранского фильма "The Mountain is mine" ("Эта гора - моя") Садек Соури (Sadegh Souri): необыкновенный оператор, мастерски решивший в классическом чёрно-белом ключе сложный психологический взрывной сюжет, автором которого является режиссёр картины Реза Голчин (Reza Golchin).

Очень душевный, подкупающий своей невинностью фильм "Телёнок" режиссёра Шахрияра Шокри из Ирана, рассказывающий о древнем обычае - жестоком и непонятном современному человеку - когда возникшая, по тем или иным причинам, угроза от домашнего животного к его хозяину означала необсуждаемую необходимость забоя этого животного - тем не менее, не получил наград из-за безакцентного режиссёрского исполнения, а профи-приз лучшего актёра уже безальтернативно ушёл к Падине Киани.

Награда же "Лучшего актёра второго плана" бесспорно отправилась к словацкому скалолазу-актёру Расто Далецкому (RASŤO DALECKÝ): он в фильме "Между горами и звёздами" блестяще сыграл "Пещерного человека", который за симпатичной девушкой-скалолазкой лазил по скалам без верёвки, без страховки, голыми ступнями и сам - только в набедренной повязке. Этот образ "Пещерного человека"-скалолаза без страховки - вообще уникален сам по себе: такого не было, до сих пор - до этой картины - в мировом кинематографе - несомненный успех, счастливая находка словацкого режиссёра Мартина Мурара.

Ну, и фильм Мити Легата "Первый день зимы" не остался без награды: почётный приз жюри "Дебют" для автора впервые участвующего в Московском кинофестивале "Вертикаль" - это признание профессионального мастерства дебютанта, что очевидно при встрече с его многослойной, яркой, добротной картиной.
Так номинация "Постановочные и игровые фильмы" ВЕРТИКАЛи-2025 осталась без победителя, но это - не беда! - такое бывает в практике кинофестивалей, и означает только весьма придирчивый подход членов жюри к своему выбору.

Ждём следующего кинофорума - "Вертикаль" 2026 года: как то там расположатся фильмы-участники по номинациям и по пьедесталам почёта. Остался всего год до него: не просто ждём, а работаем на новую "Вертикаль".
Рассказ же о других номинациях нынешней XXVIII-й "Вертикали-2025 в наших следующих публикациях.

Оргкомитет
Экспертный совет
Жюри
ВЕРТИКАЛЬ-2025

Официальный сайт www.8848.ru ___________________________



ОРГАНИЗАТОРЫ XXVIII-го Международного кинофестиваля "ВЕРТИКАЛЬ-2025":

--
Продюсерский центр "Вертикаль-ТВ" - организация-инициатор проведения кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ с 1998 года - alpfest@mail.ru

--
Генеральный партнёр кинофестиваля: Группа компаний промышленного альпинизма "НАСТ-АЛЬП" - www.nast-alp.ru

--
Генеральный ТВ-партнёр: телеканал "Точка отрыва" компании Стрим-ТВ
...Как смотреть Точку отрыва:
- спутниковый/кабельный канал
"Точка отрыва" есть в пакетах всех крупных операторов: Ростелеком, Триколор, Билайн, Мегафон, НТВ+. Необходимо его найти в списке оператора.

Генеральный информационный партнёр: Экстремальный портал - www.VVV.ru

Генеральный масс-партнёр: Центр поддержки НКО Москвы - https://nkocenter.ru/

Главный партнёр видео-сопровождения: Документальный экран Информационного агентства Репорт-Информ - www.report-inform.ru

Техническая мастеринг-поддержка: Творческое объединение - Студия Microplan - www.studio-microplan.ru

Все вопросы по: fond-krugosvet@mail.ru
Официальный сайт Московского кинофестиваля "Вертикаль"
www.8848.ru ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ !!!



***