Нижегородский, по рождению Горьковский метрополитен в России третий - почти по всем параметрам: началу строительства (1977), запуску для пассажиров (20 ноября 1985 года), длине линий (без малого 22 километра) и числу станций (15). Иная картина складывается, если сравнивать в масштабах бывшего Союза: в сопредельных странах моложе только системы Днeпpoпeтрoвска и Алма-Аты, а меньше - этих же городов и Еревана. Схема в вагонах положена на план города, и реалистично лишена "перспективных участков", ибо выросло уже поколение, привыкшее, что участки эти остаются перспективными всю их жизнь. Как и в Новосибирске, где метрополитен по всем параметрам чуть-чуть уступает Нижегородскому, здесь полторы линии - полноценная Автозаводско-Нагорная (15 километров) и недоразвитая Сормовско-Мещерская (7 километров).
О том, что в крупнейшем промышленном центре РСФСР масштаб подземки должен быть иным, напоминает высотка управления метрополитеном (1985) - она нависает над привокзальной площадью и совершенно затмевает сам Московский вокзал, также весьма немаленький (справа за ёлкой).
Почти у входа - типовой надземный вестибюль, плюс-минус такие они почти у всех станций:
Инфографика с безупречным англоязычным дубляжом обновилась, видимо, в 2018 году к Мундиалю. Особенно трогательно выглядит надпись "Вход рядом"... ещё трогательнее было бы, конечно, "Выход рядом", но на выходе "не те двери" вообще без каких-либо надписей. Все станции без исключения - мелкого заложения: эскалаторы кое-где есть, но они лишь дублируют лестницы.
С фотоаппаратом я сюда приехал аккурат на конец эпохи - весь метрополитен был увешан бумажками из принтера, напоминавшими, что с 1 января 2026 года жетон больше не является средством оплаты проезда. Из продажи они пропали чуть заранее - когда я ткнулся в кассу, услышал в ответ даже несколько возмущённое "жетонов у нас нет, есть только билеты!". Но жетоны Нижегородского метро - это действительно эпоха: удивительно, но в городе, где строят "Метеоры" и "Аэроходы", экранопланы и военные самолёты, судовые реакторы и ещё бог весть какой хай-тек, так и не смогли создать простой рабочий жетон для метрополитена!
Так, когда советские рубли сменились российскими, оказалось, что нижегородский жетон по весу и диаметру идентичен 2-рублёвой монете, и в 1999-м, с подорожанием проезда до 3 рублей - спрос на жетоны как-то резко осыпался. Метрополитеновцы придумали альтернативу - проезд по 2 жетонам, которые выдавались вместе. В 2002, когда стоимость проезда достигла 4 рублей, проезд по монетам сделали легальным - так Нижегородский метрополитен нежданно-негаданно первым в бывшем Союзе ввёл оплату непосредственно на турникетах. Ну а к тому времени, как цена достигла 5 рублей, в турникетах что-то подкрутили, и 2-рублёвой монетой их стало не обмануть.
И всё бы ничего, но как-то один нижегородец приехал в Петербург, после бессонной ночи в душном вагоне машинально кинул в турникет жетон из родного метро... и прежде, чем понял свою ошибку, обнаружил, что турникет его пропускает! Конечно же, он рассказал об этом друзьям, а так как проезд в Санкт-Петербургском метрополитене всегда был дороже, теперь нижегородцы перед отъездом в Северную столицу или заезжие петербуржцы в Нижнем Новгороде затаривались жетонами впрок. Ограничение "не больше 4 жетонов в одни руки" помогало слабо, и тогда в 2009 году администрация метрополитена нашла оригинальное решение - продырявила жетоны, тем самым уменьшив их вес.
В пролетарском городе это оказалось не лучшей идеей - говорят, многие суровые работяги с того же ГАЗа (в царство которого и ведёт основная линия) ещё долго бойкотировали подземку, так как слыхали от отсидевших коллег, чьи вещи дырявые... Постепенно все привыкли, ну а у меня нашлась хоть и безобразная, а всё ж какая-никакая фотка дырявого жетона 2014 года.
Теперь турникеты оснащены валидаторами для банковской карты, для транспортной карты и для разового бумажного билета. Последний представляет собой обычный чек с куар-кодом, который нужно подносить к вон тому светящемуся красным проёму. Зачем - не понятно: по банковской карте проезд те же 40 рублей, но не надо стоять в очереди в кассу.
Кассы, однако, пока действуют, тем более что автоматов в метро нет:
А отдельно Нижегородский метрополитен в декабре порадовал глаз всяческим новогодним настроением. Оно особенно приятно в сочетании с общей открытостью: запрет на фотосъёмку тут снят давно, и пока не восстановлен даже через внутриведомственные циркуляры (как на РЖД) - на многих станциях за мной пристально наблюдали охранники и полицейские, но вопросов не задавали ни разу.
Единственный параметр, по которому Нижегородский метрополитен в России не на третьем месте - трафик: тут он предпоследний (29 миллионов пассажиров в год_ - меньше, причём в 2,5 раза, только в Самаре, а в бывшем СССР ещё в Алма-Ате, Ереване и Днeпpoпетрoвске. Я хорошо помню, как в 2002 году утром мы оказались единственным пассажирами не вагона, а целого поезда! Нынешнее метро, впрочем, не выглядит пустым: с интервалом 4-5 минут в час-пик и 10-12 минут в межпиковое время в вагонах всегда людно, а платформы почти не успевают опустеть.
Сами вагоны, по 4-5 в составе, тут абсолютно типичные "номерные" из Петербурга/Ленинграда и Мытищ, и выделяет их разве что олень с областного герба. Всего на ходу 130 вагонов: 62 поступили в 1985-87 годах с запуском Автозаводской линии, 18 - в 1991-93 с запуском Сормовско-Мещерской, а ещё 50 - новые, стали в 2012 году подарком горожанам на пересечение Оки.
Обычный, чуть уставший интерьер. Реклама в метро есть и в вагонах, и на станциях - но не слишком мельтешит перед глазами:
Куда заметнее логотип к 40-летию подземки, отмечающий многие вагоны. Теоретически, тут и фирменные поезда есть, обычно существующие несколько лет и чем-то заменяемые - но мне такие не встречались.:
В другой реальности мы могли бы сейчас иметь Сормовско-Нижегородскую линию вдоль Волги и две (Автозаводскую и Нагорную) параллельных линии по разным берегам Оки, однако в итоге на данный момент у метрополитена уникальная схема в форме трезубца - длинная Автозаводско-Нагорная линия по левому берегу и аж три коротких ответвления на её северном конце.
Поэтому пойдём по станциям с юга на север, от окраины к центру. Над путями - стильные, но совершенно не читаемые таблички с названиями станций, и первая на нашем пути - "Парк Культуры":
Как следует из названия линии, её южная часть проходит через соцгород Горьковского автозавода. Открытая в 1989 году конечная (проектировался как "Ждановская") находится в самом его сердце - около Дворца культуры. У неё какой-то очень стильный, буквально парящий односводчатый зал:
Но стоит помнить, что самая любимая архитекторами и художниками поверхность в Нижегородском метро - это торцевые стены, обращённые наружу! На большинстве станций, чтобы составить полное впечатление, нужно пройти зал из конца в конец и немного подняться по лестницам:
Не знаю, какие совершения и символы изначально планировалось здесь увековечить, но печать Перестройки на "Парке Культуры" - отнюдь не социалистические сюжеты:
Хотя соседняя "Кировская" у Главной проходной АвтоГАЗа, пущенная в том же 1989 году - вполне канонична:
На торцах - абстрактные мозаики:
На одну из которых сквозь старые советские турникеты взирает сам Сергей Мироныч. Да, панно тут в кассовых залах часто с двух сторон, а нынешняя администрация повадилась ставить рядом с ними посты досмотра, которые фоткать в упор я так и не набрался наглости.
А название станции начертано гранитом по мрамору - не завидую я тем, кто решит её переименовать!
Самой красивой вывеской, впрочем, может похвастаться соседняя "Комсомольская", пущенная в 1987 году:
Она расположена у другой проходной, около музея Горьковского автозавода, и радует глаз абстрактными узорами факелов и знамён над путями да рисунком линий на полу:
Выход со станции только один, но - со своим панно:
В том же 1987 году открылась соседняя "Автозаводская" за самым коротким в метро перегоном (890 метров). По расположению вроде и не более автозаводская, чем её соседки... но дело в том, что она имела все шансы называться "Северной" - по соответствующей проходной АвтоГАЗа. Дальше, видимо, кто-то заметил, что вообще-то линия строится на юг, а потому и название поменяли срочно.
"Автозаводская" оказалась самой тёмной и неухоженной станцией Нижегородского метрополитена, но своей стильности не лишена. Тут и хищные силуэты колонн, и "флорентийские мозаики" над путями, в которых видишь силуэты знакомых с детства машин:
"Пролетарская" открывает обязательную в каждой подземке Первую очередь - группу изначальных станций, которыми в 1985-м открылся Горьковский метрополитен:
Пожалуй самая невзрачная в этой подземке, "Пролетарская" полностью оправдывает своё название брутальностью и простотой.
А вот её соседка хороша хотя бы своим названием - "Двигатель Революции"! Тем более - кованными чёрными буквами на мраморной стене:
Из названия же можно понять, что мы покинули сферу влияния АвтоГАЗа: "Двигатель Революции", ныне "РУМО", а изначально завод "Фельзер и Ко", был в 1915 году эвакуирован на Волгу из Риги.
Тут тоже есть абстрактные панно на заданную тему. Но в целом, название - определённо, главная достопримечательность "Двигателя Революции":
Следующая "Заречная" - одна из красивейших станций Нижнего Новгорода. За путями плещется речная волна, а таблички плывут по ней барками и белянами:
Эта станция не более заречная, чем ещё 13 станций (кроме "Горьковской")... но рядом проходит Заречный бульвар, который и дал ей название. Да, линия окончательно покинула промзоны:
Главная фишка "Заречной", впрочем, даже не стены, а пара майолик художественной четы Валерия и Татьяны Гришиных в кассовых залах, за турникетами. Это "Юность":
И "Сказочный град" - конечно же, Китеж, который по легенде находился именно в Нижегородском Заволжье. Я был уверен, что их вставили сюда позже, никаких подтверждений этому в интернете не нашёл, но согласитесь, для 1985 года тут слишком уж много церковных сюжетов! И если в Китеже они логичны, то "Юность" выглядит не очень-то трудовой...
"Ленинская" - ещё один необычайно стильный и необычайно лёгкий односвод:
А кассовые залы на ней отмечены витражами:
С южной стороны - ещё и памятник метростроевцу, опять с инверсией эпохи: появился тут в 2012 году.
Так как именно с этого места в 1977 году началась стройка. Там, где была забита первая свая, в 1978-м поставили памятный знак. Вернее, теперь на том месте стоит "Вкусноточка", а знак в 2017 году передвинули метров на 20-30.
Полоска неба, а в ней след от самолёта - так считывается интерьер станции "Чкаловская", самой мелкой в Нижнем Новгороде, а то и во всей России: всего 6 метров от поверхности земли.
На торцах - фигуры высшего пилотажа на фоне Земли и Луны. Валерий Чкалов - на Нижегородчине тоже земляк, и я бы сказал - второй самый чтимый земляк после Максима Горького:
А вот дальше встречает действительно интересная станция - "Московская", которая принадлежит сразу обеим линиям. Схемы движения по ним менялись год от года: до 2012 года (когда появилась "Горьковская") разделение на две линии оставалось сугубо формальным - "Московская" значилась конечной для обеих, но с "Бурнаковской" до "Парка Культуры" можно было доехать через неё одним поездом. Следующие 6 лет поезда ходили, через одного до "Горьковской" и "Буревестника", по вилочной схеме, знакомой по подземкам Еревана (где линия формально одна, но двухвостая), Баку (где на этом построено всё движения) и Москвы.
И лишь в 2018 году, когда открылась "Стрелка", "Московская" наконец заработала как полноценная кроссплатформенная пересадка: сормовско-мещерские поезда ходят по боковым путём, автозаводско-нагорненские - по центральным, а каждая платформа обслуживает противоположные направления двух разных линий.
Между тем, множественное число при упоминании центральных путей - не опечатка: столичные "Партизанская", "Полежаевская" и "Кунцевская" - трёхпутные станции, и только у "Московской" Нижегородского метро было 4 пути. Большую часть своей истории она оставалась самой широкой станцией метро во всём бывшем Союзе - более 50 метров. И лишь в 2020 году её потеснила новая 4-путная станция - по странному совпадению, "Нижегородская" Московского метро! С противоположной платформы можно хорошо рассмотреть, что у метропоездов под вагонами:
По залу станции тянется силуэт кремлёвской стены, а в торцах - московские сюжеты:
Причём панно здесь не два, а четыре:
С этой же станцией связана и самая известная трагедия в истории Горьковской подземки: 13 июля 1984 года на перекопанной привокзальной площади ополз котлован в сырых приречных грунтах. Под 12-метровой толщей земли и грудой сорванных металлоконструкций оказались заживо похоронены двое студентов радиотехнического факультета местного политеха, успевших тут поработать дай бог пять дней - местный Алексей Цитронов и некий паренёк из Туапсе, имя которого так и затерялось в архивах. Откопали их лишь через несколько часов - но помочь было уже нечем...
Разве что посадили начальника стройотряда Анатолия Захарова, который вообще не имел права пускать в котлован студентов, а в тот день отдыхал на Горьковском водохранилище. Отсидев 5 лет, он вернулся в Горький, как ни в чём ни бывало вновь устроился в метро... и вскоре погиб в ДТП под Владимиром.
Молва же гласит, что иногда поздно вечером в тоннелях можно услышать стук отбойных молотков и увидеть призраков - полупрозрачные силуэты в оранжевых жилетах. Впрочем, правильный нижегородец обязан эту легенду не любить и в идеале считать её выдумками РЕН-ТВ для москвичей.
Кассовый зал впечатляет бесконечным рядом турникетов:
Ну а "Горьковскую" пришлось ждать так долго потому, что для её запуска надо было пересечь Оку - реку в общем-то немалую, тем более за полтора километра от устья. Второй по величине в России метромост (после Обского в Новосибирске) начали строить в 1992 году, и как нетрудно догадаться, строили долго и мучительно: в мои первые приезды 2002-06 годов его ещё не было.
Начинаясь прямо от вокзала, он заметно изменил городскую логистику, но ещё сильнее её изменила сама возможность пересечь Оку за несколько минут без риска пробок. Общая длина сооружения со всеми подходами - более 6 километров, непосредственно мост - 1344 метра по автополотну и 1234 по ярусу метрополитена:
А так как обе станции ещё и довольно далеко от моста (в Новосибирске - на его оконечностях), через него проходит самый длинный за пределами Москвы и Петербурга метроперегон России (3,2км).
Вот как это выглядит изнутри. Особых видов с моста нет - он заметно шире, чем оба пути, а стёкла не блещут чистотой и по зиме часто запотевают.
Вот наконец и "Горьковская", целиком построенная в 2008-12 годах и по сути вдохнувшая жизнь в полумёртвую подземку - кое-где пишут, что пассажиропоток с её запуском вырос вчетверо, а уж вдвое так наверняка! И пусть находится она довольно далеко от исторического центра, сам факт прихода метро в Нагорную часть превратил его в полноценный, всегородской транспорт.
Дальше строятся "Площадь Свободы" и "Сенная" - долго, но по крайней мере по состоянию на сейчас достаточно активно: с их запуском линия пройдёт центр Нижнего насквозь, к канатной дороге в заволжский Бор, действующей с того же 2012 года.
Ну а дизайн тут столь постсоветский, сколь это только возможно! На прошлом и следующем кадрах - два панно с разных сторон платформы:
А здесь - центральные части обоих. Интересно, что на них можно увидеть одни и те же объекты в разных ракурсах: на прошлом и следующем кадрах Ярмарочный собор Александра Невского с разных точек (причём Стрелка за ним - ещё старая, суровая, портовая, с лесом кранов), на обоих кадрах ниже - Нижегородский кремль и его самая мощная Дмитриевская башня, глядящая от реки. Ну а мост - Канавинский (1930-35, 796 метров), последний перед устьем Оки и до сих пор самый оживлённый. На одном из предыдущих кадров именно с него снят вид метромоста.
Своей любви к торцевым панно нижегородский архитекторы и тут не изменили. Если на кадре выше запечатлён средневековый Нижний Новгород, то у одного из выходов - Нижний Новгород времён очень развитого капитализма:
Ну, конечно, и сам Горький не забыт. Обратите внимание на эскалатор - это тоже станция мелкого заложения, но уже на грани возможностей такого строительства: в 20 метрах ниже уровня земли, "Горьковская" самая глубокая в системе.
Теперь вернёмся на Московскую да перейдём на Сормовско-Мещерскую линию, чтобы проехать по ней в обе стороны.
В одну сторону, за недостроенной в 1993-96 станция "Ярмарка" (никак о себе не напоминающей) - станция "Стрелка". Самая молодая в Нижегородском метро, она была построена в 2015-18 годах, думаю ясно, к какому событию - среди пустых пространств вокруг гордо высится стадион. На единственном входе - опять торцевое панно, теперь совсем в другом стиле:
Поезда тут ходят в реверсном режиме - то есть, прибывают и отправляются с одного и того же пути. Более того, лишь при прибытии поезда тут платформа слева: Сормовско-Мещерская - единственная в постсоветских странах левосторонняя линия метро! Да и в мире таких подземок немного - в основном они или в странах с общим левосторонним движением (Британия, Япония, Гонконг), или в некоторых ибероязычных странах (Мадрид, Буэнос-Айрес, Лиссабон и др.) и Швеции, где исходные метрополитены, ставшие прототипами для прочих, заработали до того, как на дорогах утвердили правостороннее движение. А вот здесь - просто слегка перемудрили...
Дождавшись поезда (интервалы на СМЛ раза в полтора побольше, чем на АНЛ) и проскочив "Московскую", попадаем на станцию "Канавинская", открытую в 1993 году:
Здесь на торцевые панно средств уже не хватило, но вот такая композиция в кассовом зале напоминает, что они могли бы быть:
У "Канавинской" единственный в Нижегородской подземке интересный вестибюль-"шайба". А заснял его я в 2023 году, когда от вокзала до ОКБМ "Африкантов" наш блогерский отряд решил пройтись пешком.
За ней - мрачноватая, готическая, или даже я бы сказал готичная станция "Бурнаковская" со зловещими шипами ламп на потолке. Идеальная, на мой взгляд, станция метро из Девяностых:
Интересно, что торцевые стенки у обеих пущенных в 1993 году станций - вогнутые. Украсить их явно могли бы как-нибудь необычно:
Последняя конечная (на данный момент) - станция "Буревестник", открытая в 2002 году. Несмотря на это - довольно стильная: так, с обратной стороны на косых полосках названия следующих станций - дальше по линии таковыми должны стать "Варя" и "Сормовская", но их строить пока не начинали.
Ну а поскольку рождённый ползать летать не может, "Буревестник" - самая мелкая станция Нижнего Новгорода. Даже просто наземная - весь её зал находится в здании! Только выйти снять его снаружи я не догадался, а если бы и догадался - пришлось бы довольствоваться тем, что видно в темноте.
Ещё в Нижнем Новгороде есть городская электричка и НЦД (Нижегородские центральные диаметры) в Бор, старейший в России (с 1896 года) трамвай с уникальными вагонами (местные "МиНиН" на базе белорусских машин и уральские трамваи с необычным ретро-обликом), Детская железная дорога с очень красивыми вокзалами, да и на канатке через Волгу лучше кататься не сырой зимой. В общем, стоит сюда ещё приехать.