Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Древний самозванец. Что делать, добравшись до трона?

Истории про самозванцев всегда будоражат ум. Может быть, в большей степени и у тех, кому порой присущ пресловутый синдром самозванца. Мы с Зои Лионидас, заокеанским лингвистом и переводчиком со средневековых языков, предлагаем Вам очередную историческую загадку. - Куда на сей раз Вы нас маните, Зои? - На сей раз, мы отправляемся в Сирию, которая в середине II века до н.э. была местом в высшей степени неспокойным. - Можно подумать, в наши дни там иначе. Ну хорошо, что там у них происходило? - После смерти Александра Великого прошло уже более полутора веков, а дележка, начатая его полководцами, или на греческий манер, «диадохами», все не желала утихать. После смерти своего царя, диадохи, не без трений и войн, в которых македонцы шли против македонцев, разделили между собой огромную державу. Проблема состояла в том, что никто из новоявленных царей и их потомков не воспринимал этот раздел как нечто окончательное, и зорко наблюдал за соседями, готовый воспользоваться первой же оплошностью с

Истории про самозванцев всегда будоражат ум. Может быть, в большей степени и у тех, кому порой присущ пресловутый синдром самозванца. Мы с Зои Лионидас, заокеанским лингвистом и переводчиком со средневековых языков, предлагаем Вам очередную историческую загадку.

- Куда на сей раз Вы нас маните, Зои?

- На сей раз, мы отправляемся в Сирию, которая в середине II века до н.э. была местом в высшей степени неспокойным.

- Можно подумать, в наши дни там иначе. Ну хорошо, что там у них происходило?

- После смерти Александра Великого прошло уже более полутора веков, а дележка, начатая его полководцами, или на греческий манер, «диадохами», все не желала утихать. После смерти своего царя, диадохи, не без трений и войн, в которых македонцы шли против македонцев, разделили между собой огромную державу. Проблема состояла в том, что никто из новоявленных царей и их потомков не воспринимал этот раздел как нечто окончательное, и зорко наблюдал за соседями, готовый воспользоваться первой же оплошностью с их стороны.

Сирия в результате этой дележки досталась Селевку I Никатору и его потомкам, среди которых, конечно же, не было согласия. Ко всему прочему, в эту бесконечную войну всех против всех из раза в раз пытался вмешаться набирающий силу Рим, действуя, конечно же, исключительно в собственных интересах.

- Верим, странно было бы представить государство, которое действует в интересах других.

- Посему, история наша начинается, когда на сирийский трон сел Деметрий I Сотер, законный царь и потомок старшей ветви рода, идущего от Селевка I, добывший для себя это право, разделавшись с собственным двоюродным братом – Антиохом V. Этот последний был потомком младшей ветви, умудрившимся занять трон, покуда Деметрий в течение нескольких лет пребывал в Риме в качестве заложника и гаранта «правильного» поведения сирийских царей.

В любом случае, воцарение Деметрия пришлось по вкусу далеко не всем, но ввиду того, что у свергнутого правителя, Антиоха V не было детей, противопоставить новому царю оказалось некого. Впрочем, подобные казусы никого и никогда не останавливали, т.к. всегда можно было отыскать некую авантюрно настроенную личность, готовую выдать себя за «нужного» человека, складно рассказывая всем, кто желал слушать, о своих «законных» правах и по необходимости – о «чудесном спасении». Возведение на трон самозванца было также крайне выгодно кукловодам, стоявшим за его спиной, т.к. незаконный правитель оказывался в полной зависимости от них, и уже потому на его лояльность можно было полагаться в достаточной мере.

- То же самое, что и во времена наших Лжедмитриев. Кого ж нашли в Сирии тогда?

- За давностью лет уже сложно в полной мере доказать, кто сумел отыскать юношу лицом, действительно похожего на покойного царя Антиоха. В позднейшие времена его с готовностью признает Рим и египетский царь Птолемей Филометор, который поспешит выдать за него дочь – Клеопатру Тею. Позднейшие источники уверяют, что этот человек на самом деле носил имя Александр Балас, причем неясно, идет ли речь о подлинном имени, или же о прозвище, причем «Балас» пытаются толковать как «господин», на одном из семитских языков.

- Как же он проделал свой путь из незвестности?

- Первым претензии этого неизвестного поддержал Гераклид – бывший казначей при Антиохе V, в позднейшее время сосланный на остров Родос. Нам неизвестно, действовал ли он из мести, или пытался подобным образом вернуть себе потерянное положение, но именно Гераклид доставил еще никому не известного «Баласа» в Рим, где сумел добиться безоговорочного признания того Сенатом.

Sailko CC BY-SA 3.0
Sailko CC BY-SA 3.0

К формирующейся коалиции присоединился Птолемей Египетский, как видно не упустивший возможность половить рыбку в мутной воде. Опираясь на эту серьезную поддержку, Александр Балас сумел собрать достаточно внушительное войско, вторгнуться в Сирию, и даже сумел занять Птолемаиду, но в первой же битве с царскими войсками в 152 г. до н.э. потерпел сокрушительное поражение.

- Но это же не конец истории?

- Пыл самозванца это не остановило, или же кукловоды, разумно спрятавшиеся за кулисами, побуждали его к дальнейшим действиям. Вторая попытка была предпринята двумя годами позже и завершилась полным успехом. Войско Деметрия было разбито, он сам погиб в бою и самозванец с триумфом вступил в свою столицу.

И вот здесь в полной мере явилось то, что этот человек принадлежал, возможно, к низшим классам и был совершенно не готов к делам правления. Единственное, что привлекало его на царском престоле была возможность вести разгульную жизнь и удовлетворять любые свои желания в пределах того, что было возможно в те времена.

- Ну а зачем еще в цари стремиться?

- Посему, недолгое правление Александра Баласа запомнилось лишь послаблениями, которые от него получили иудеи (за что Библия отзывается об этом эфемерном правителе с достаточной теплотой). Однако, это политическое решение было для него первым и последним, т.к. полностью отойдя от государственных дел, самозванец с головой окунулся в пучину удовольствий, тогда как реальную власть захватил один из придворных – Аммоний, сумевший оттеснить всех прочих претендентов на столь лакомый кусок.

-3

Аммония в первую очередь озаботило полное истребление членов прежней династии, но преуспеть в этом ему было не дано, т.к. двое сыновей Деметрия сумели бежать на о. Крит, откуда старший из братьев поднял восстание в Киликии – одной из провинций под властью Селевкидов.

- А как же самозванец?

Александр, которому волей-неволей пришлось возвращаться в реальный мир из объятий хмельных красавиц и череды бесконечных пиров, призвал на помощь тестя, однако, Птолемей не то разочаровался в своем же ставленнике, не то решил, что сила отнюдь не на его стороне, и предпочел присоединиться к Деметрию. В результате самозванец потерпел полное поражение, попытался бежать к одному из арабских эмиров, который почти немедля с ним разделался.

Так закончилось это эфемерное правление, оставив лишь смутную память о человеке, который явно взялся не за свое дело, и закономерно остался ни с чем.

- А посему всем урок! Зовут выдавать себя за царя какого-нибудь - не соглашайтесь.

Читайте также: