Найти в Дзене

Что такое soft skills и как их развивать

Успех в карьере зависит не только от уровня профессионализма, знаний в области своей профессии и опыта. Специалист может быть профессионалом, выполнять работу, но ему будет трудно продвинуться по карьерной лестнице без умения руководить коллективом. У него не получится развить свой бизнес, если он не сможет заявить о себе потенциальным клиентам. В статье расскажем о том, какие навыки нужны человеку, чтобы быстрее достичь своих целей в профессии. Современный рынок труда определяет два вида навыков в профессии: hard skills – по-другому их называют твердыми, и soft skills (гибкие). Первые относятся к профессиональным, а вторые — к личным. Сейчас пойдет речь о гибких, мягких навыках. Софт скиллс — это умения, связанные с решением жизненных задач и общением с людьми. Ведь для того, чтобы добиться повышения или уважения среди коллег на работе, любому профессионалу нужно уметь ладить с теми, с кем он сотрудничает: с клиентами, коллегами и начальниками. Проще говоря, гибкие скиллы — это лично
Оглавление

Источник ru.freepik.com

Что такое soft skills и как их развивать
Источник ru.freepik.com Что такое soft skills и как их развивать

Успех в карьере зависит не только от уровня профессионализма, знаний в области своей профессии и опыта. Специалист может быть профессионалом, выполнять работу, но ему будет трудно продвинуться по карьерной лестнице без умения руководить коллективом. У него не получится развить свой бизнес, если он не сможет заявить о себе потенциальным клиентам.

В статье расскажем о том, какие навыки нужны человеку, чтобы быстрее достичь своих целей в профессии.

Что такое Soft Skills

Современный рынок труда определяет два вида навыков в профессии: hard skills – по-другому их называют твердыми, и soft skills (гибкие). Первые относятся к профессиональным, а вторые — к личным.

Сейчас пойдет речь о гибких, мягких навыках. Софт скиллс — это умения, связанные с решением жизненных задач и общением с людьми. Ведь для того, чтобы добиться повышения или уважения среди коллег на работе, любому профессионалу нужно уметь ладить с теми, с кем он сотрудничает: с клиентами, коллегами и начальниками.

Проще говоря, гибкие скиллы — это личностные качества. Этим навыкам нельзя научиться на курсах, вебинарах или тренингах. Эти скиллы закладываются в детстве, но их можно развивать в течение жизни. Работодатели ценят сотрудников, у которых гибкие навыки хорошо развиты.

К софт скиллам можно отнести такие навыки, как:

– эмпатия;

– креативность;

– способность быстро обучаться;

– умение вести переговоры и договариваться;

– креативное мышление;

– стрессоустойчивость и т.д.

Софт и хард скиллс должны идти рука об руку. Например, тестировщику программного обеспечения из жестких навыков пригодятся знание английского языка и языка программирования Python, а из мягких — пунктуальность и организованность.

Источник ru.freepik.com
Источник ru.freepik.com

Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать

Тренер Анна Аполосова из федерации тренеров Российского Союза Молодежи выделяет список из 14-ти гибких навыков. По ее мнению, они являются самыми важными и чаще всего требуются для работы. Анна считает, что каждый из них может в будущем успешно применяться во многих профессиях.

1. Коммуникация. Это обмен информацией между людьми. Сюда можно отнести обучение, обратную связь, переговоры с заказчиком или любой разговор с людьми.

Как развивать. Больше практикуйтесь на реальных задачах. Например, проводите лекции, презентации, устраивайте дискуссии с коллегами или друзьями. Можно почитать книги, например, Марка Роудза «Как разговаривать с кем угодно» или Дейла Карнеги «Как завоевать друзей».

2. Критическое мышление. Это способность анализировать информацию, ставить ее под сомнение, оценивать риски при принятии решений. Навык помогает проверять информацию, делать выводы, основываясь на фактах.

Как развивать. Чаще занимайтесь наблюдением и прокачивайте логику. Пробуйте наблюдать за поведением людей и объяснять его. Можно почитать «Давай обсудим» Оскара Бренифье и «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Тома Чатфилда.

3. Клиентоориентированность. Под этим словом понимается умение определять потребности и желания клиента. Например, если у вас хотят купить онлайн-курс, но нет нужной суммы, вы можете предложить покупку в рассрочку.

Как развивать. Проанализируйте свою целевую аудиторию и аудиторию других сфер. Примечайте, что интересно потенциальным покупателям или заказчикам. Полезно будет почитать книги: Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов», Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели».

4. Управление проектами. Проектом может быть что угодно: создание сайта, онлайн-курса, организация путешествия и т.д. Над ними работает целая команда из различных специалистов: копирайтеры, разработчики, редакторы и другие. В каждом проекте есть тот, кто им управляет. От этого человека зависит качество работы и сроки ее выполнения.

Как развивать. Представьте свою работу в виде проекта. Поставьте цель, задачи, этапы и сроки выполнения. Разделите все так, чтобы распределить свое время и ресурсы. Подумайте, как их можно оптимизировать. Из литературы по данной теме можно изучить: Марк Фостер «Сделай это завтра», Джефф Сазерленд «Scrum: революционный метод управления проектами».

5. Наставничество и менторинг. Современная система образования построена так, что часто выпускникам образовательных курсов и учреждений дается недостаточно знаний по полученной специальности, либо вообще дают не то, что может пригодиться в работе. Поэтому очень важно в начале карьерного пути найти себе наставника или ментора. В будущем вы тоже можете стать таким наставником.

Как развивать. Если у вас есть наставник, обратите внимание, какими компетенциями он обладает, как дает обратную связь, что вам нравится в его подходе к вам, а что нет.

6. Ненасильственное общение (ННО). Умение четко и понятно доносить информацию до собеседника и добиваться своей цели в разговоре, не прибегая к манипуляциям и угрозам. При этом важно избегать неуверенного тона и фраз в речи, чтобы не снизить уровень авторитета и доверия к вам.

Как развивать. Научитесь сопереживать людям. По возможности, посещайте тренинги ННО. А еще можно почитать книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни».

7. Принятие решений. Иногда бывает сложно сделать какой-то выбор. Но сделать его нужно. Например, выбрать одного из двух кандидатов на должность вашего помощника.

Как развивать. Прежде чем принять очередное решение, продумайте все возможные варианты и последствия. Если не можете самостоятельно справиться с выбором на работе, обратитесь к коллегам или руководству.

8. Решение проблем. Этот навык помогает справляться с трудностями как в работе, так и в жизни. Чтобы решить проблему и достичь результата приходится преодолевать преграды.

Как развивать. Обозначьте несколько главных проблем и придумайте по нескольку решений для каждой из них. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если не получится, то придумайте новые способы. Полезно почитать книгу Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро».

9. Эмоциональный интеллект. Способность понимать эмоции других людей, их настроение и намерения совершать какие-либо поступки. Это поможет вам расположить к себе собеседника. Например, если вы ведете лекцию и видите, что слушатели устали – сделайте перерыв. Или во время разговора по телефону чувствуете, что собеседнику неудобно с вами разговаривать или он торопится — первыми закончите разговор.

Как развивать. Нужно развивать эмпатию к другим людям. Понаблюдайте за эмоциями и настроением окружающих и подумайте о причинах того или иного их поведения. Хорошим помощником в прокачке эмпатии будут книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе».

10. Управление знаниями и обучаемость. Управление знаниями помогает искать нужные источники информации, а обучаемость — это способность принимать, запоминать и применять информацию на практике.

Как развивать. Прежде чем начать обучение чему-то новому, составьте его план для себя. Подумайте, какую именно информацию вы хотите получить и отбросьте лишнюю. Получили знания — сразу пробуйте применить на реальных задачах.

11. Работа в режиме неопределенности. Чтобы быть востребованным специалистом, нужно уметь быстро адаптироваться к изменениям. Важно управлять своим состоянием и поведением в стрессовых ситуациях.

Как развивать. Нужно тренировать самостоятельность, то есть учиться планировать свой рабочий день, чтобы успевать выполнять задачи в срок и отдыхать. Придумайте планы выходов из разных форс-мажорных ситуаций. Попробуйте новые инструменты в работе. Возможно, найдете такие, которые облегчат и ускорят ваш труд.

12. Бережливое производство. Умение устранять или минимизировать потери, улучшать процесс создания какого-либо продукта. Этот навык помогает снимать нагрузку на команду или отдельного сотрудника. Важно ее правильно рассчитать, чтобы работники не выгорели.

Как развивать. Организуйте собственное пространство, рабочую зону, поддерживайте ее в чистоте и порядке. Сделайте все, чтобы вам было удобно работать: поставьте удобное кресло, повесьте шторы любимого цвета, отсортируйте файлы на компьютере и т.д. Почитайте книгу Дэниела Джонса и Джеймса П. Вумека «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании».

13. Экологическое мышление. Важно уметь осознанно относиться к происходящим событиям, не причиняя вреда окружающим. Например, если у вас возникла проблема, не стоит паниковать, кричать, обвинять всех подряд в этом и мешать работать коллегам — попытайтесь спокойной ее решить.

Как развивать. Постарайтесь развивать проактивное мышление. Не отвечать грубостью на грубость, или вместо того, чтобы накричать на кота, уронившего горшок с цветком, спокойно убрать его. Почитайте книги Джона Миллера «Проактивное мышление» и «5 принципов проактивного мышления» или Тимоти Мортона «Стать экологичным».

14. Саморефлексия. Это самостоятельный анализ своей личности, своих поступков. Помогает оценивать свои действия и понять их мотивы и последствия.

Как развивать. Посмотрите на себя со стороны, понаблюдайте за собой. Подумайте, что вы любите, чем хотите заниматься, а чем нет. Полезно вести дневник и записывать туда новые идеи, желания и анализ своего поведения. Почитайте Далай-ламу и доктора Говарда Катлера «Искусство быть счастливым».

Источник ru.freepik.com
Как развивать. Посмотрите на себя со стороны, понаблюдайте за собой. Подумайте, что вы любите, чем хотите заниматься, а чем нет. Полезно вести дневник и записывать туда новые идеи, желания и анализ своего поведения. Почитайте Далай-ламу и доктора Говарда Катлера «Искусство быть счастливым». Источник ru.freepik.com

Как взаимосвязаны soft и hard skills

Мягкие и жесткие навыки должны работать в тандеме. Первые делают вторых более эффективными. К примеру, если специалист умеет не только написать текст или сделать графику по техзаданию, но и самостоятельно общаться с заказчиком, задать уточняющие вопросы, то ценность этого работника в глазах заказчика вырастет. Заказчик быстрее получит нужный ему результат. К тому же, если заказчику понравится обслуживание, он может порекомендовать исполнителя своим знакомым. Отсюда — авторитет, узнаваемость, рост дохода и желание совершенствовать свои умения.

Почему о важности гибких навыков заговорили именно сейчас?

Мир меняется, технологии становятся более развитыми. Лет 10 назад половину всех крупных компаний мира составляли производственные. Сейчас же на мировой рынок выходят digital-компании, которые связаны с информационными и цифровыми технологиями. Скорость подобных изменений растёт с каждым годом. Поэтому, независимо от той отрасли, в которой люди хотят работать, им важно понимать и тренировать гибкие навыки. Они пригодятся в любой профессии.

Как выглядит процесс обучения гибким навыкам?

В школьной программе мягким навыкам пока уделяют мало внимания. Поэтому в основном их развивают взрослые. Лучше всего это можно сделать по методу Колба: стараться выполнять одну и ту же работу, пока не получится нужный результат. При этом нужно постоянно анализировать, в чем случается проблема, почему не удалось справиться с задачей раньше.

Методы обучения бывают разные. Это может быть проработка различных неожиданных, стрессовых ситуаций или обучение командной работе. Некоторым софт скиллам можно научиться в университете — например, уметь самостоятельно искать информацию.

Тренируйте эмпатию, креативное и эмоциональное мышление, замечайте свои достоинства и недостатки, наблюдайте за поведением окружающих. И тогда вам будет проще прокачать ваши софт скиллы, понравиться HR-специалистам при поиске работы и найти ту, где вас оценят по достоинству.

Если вы хотите освоить актуальную профессию и стартовать в новой сфере, вы можете учиться за счет государства в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости».

В этом году набор на бесплатное обучение завершен. Но сейчас идет набор в резервный список на обучение в 2026 году. Те, кто в него попадут, первыми узнают об официальном старте набора на бесплатное обучение.

Чтобы попасть в резервный список, оставьте заявку на сайте.