Найти в Дзене
Еще один книголюб

Пространство Готлиба-Липскерова

Как же я рада, что под занавес года решилась вновь окунуться в мир любимого автора, к которому так непростительно долго не возвращалась! Дмитрий Липскеров покорил меня с первой встречи и, кажется, навсегда. Автор, чьи романы дарят ни с чем не сравнимое наслаждение. Роман "Пространство Готлиба" я взяла с собой в поездку, предвкушая целых пять часов в самолете, посвященных исключительно этой книге. В полете я не отрывалась от страниц, да и возможно ли это с книгами Липскерова? И никаких "сначала было скучновато" здесь быть не может. Автор (сугубо субъективно, конечно) цепляет меня с первого абзаца. Здесь на Дзене мне крайне редко попадаются отзывы на его книги, за 5 лет вроде только один от Александра (канал Книжное похмелье с Александром Антоновым), да в некоторых статьях о популярных новинках, где автор вплетает в реализм какой-либо сюр, бывало вспоминали Липскерова (например, под статьей о романе Кати Качур "Любимчик эпохи" на канале БиблиоЮлии) Дмитрий Липскеров родился в Москве в 1
Оглавление

Как же я рада, что под занавес года решилась вновь окунуться в мир любимого автора, к которому так непростительно долго не возвращалась!

Дмитрий Липскеров покорил меня с первой встречи и, кажется, навсегда. Автор, чьи романы дарят ни с чем не сравнимое наслаждение. Роман "Пространство Готлиба" я взяла с собой в поездку, предвкушая целых пять часов в самолете, посвященных исключительно этой книге.

В полете я не отрывалась от страниц, да и возможно ли это с книгами Липскерова? И никаких "сначала было скучновато" здесь быть не может. Автор (сугубо субъективно, конечно) цепляет меня с первого абзаца.

Здесь на Дзене мне крайне редко попадаются отзывы на его книги, за 5 лет вроде только один от Александра (канал Книжное похмелье с Александром Антоновым), да в некоторых статьях о популярных новинках, где автор вплетает в реализм какой-либо сюр, бывало вспоминали Липскерова (например, под статьей о романе Кати Качур "Любимчик эпохи" на канале БиблиоЮлии)

Немного об авторе

Дмитрий Липскеров родился в Москве в 1964 году. Его отец – кинодраматург и сценарист Михаил Фёдорович Липскеров (о нем можно прочесть в прекрасной статье Александра), а мать – музыкальный редактор Государственного дома радиозаписи Инна Липскерова. Писательская деятельность началась в 1989 году с постановки его пьесы «Река на асфальте» в театре Табакова. Первый роман, «Сорок лет Чанчжоэ», был опубликован в 1996 году в журнале «Новый мир». Липскеров был председателем попечительского совета литературной премии «Дебют», которую сам же и разработал в 1998 году, а в 2008 году основал премию «Неформат». Успешный бизнесмен и владелец сети ресторанов.

автор
автор

О книге

В принципе, почти все произведения Липскерова имеют общие черты, его стиль узнаваем безошибочно. Его можно описать так: балансирование на грани реальности и фантасмагории, а "Пространство Готлиба" – это еще и сюрреалистическая антиутопия, с любовной историей, и даже содержащую в себе своеобразную философскую притчу.

В центре сюжета – история двух инвалидов-колясочников, Анны и Евгения, встретившихся в санатории. После возвращения домой: Евгений – в Москву, на Арбат, Анна – в Санкт-Петербургскую область (!), поселок Шавыринский, они начинают обмениваться длинными-предлинными письмами.

Да-да, тот самый полюбившийся мне эпистолярный жанр!

Поначалу переписка кажется невинной: рассказы о жизни, о предпочтениях (телевизор или тишина, город или пригород), о еде и пейзажах за окном, а благодаря желанию Анны, письма написаны в изысканной манере XIX века.

Постепенно привыкая друг к другу, Евгений и Анна начинают делиться воспоминаниями о прошлом, и выясняется, что оба стали инвалидами в результате прошедшей так называемой Метрической войны – войны за право России сохранить национальные единицы измерения: аршины, вершки и так далее. И воевали мы на два фронта: с Грецией и Японией! Мужчина пострадал от японской стрелы, а Анна – из-за связи с греком. История о том, как двадцатилетняя Анна стала инвалидом, сама по себе шокирует.

За что я отдельно благодарна автору за его деликатное погружение в этот его вечный абсурдистский мир.

А после рассказов о прошлом в повествование властно вторгаются фантастические, сюрреалистические элементы:

  • говорящий жук, поселившийся в руке Евгения

Во время прогулки с другом Бычковым по парку, Евгений почувствовал укус. Подумал на слепня, но откуда слепню взяться поздней осенью? Неприятные ощущения усиливались, Евгений обратился к врачу, и услышал досадный диагноз: это редкий жук, и избавляться от него смертельно опасно.

  • найденные руки, выполняющие различные функции в доме Анны

Анна Веллер обнаруживает у двери своей квартиры черный футляр. Решив, что его оставили по ошибке, она оставляет его у двери, пока однажды ночью из футляра не доносятся звуки, разбудившие и напугавшие Анну. Она вскрывает футляр и находит… отрезанные до локтя человеческие руки с инструкцией по их применению и надписями на каждой: «Лучший друг», «Лучшая подруга» и… «Горький». Вот.

Просто примите это как данность! 😅

В итоге, внимание читателя приковывают эти мистические элементы, отодвигая на второй план развитие отношений Евгения и Анны.

В повествование добавляется трогательная история несчастной любви Бычкова (верного друга и боевого товарища Евгения) и женщины "из бутылки", которая непостижимым образом исчезает, когда Бычков по ошибке выбрасывает ЕЁ бутылку.

Со стороны Анны появляются назойливые соседи: почтальонша и ее брат. Но во время первого же совместного чаепития Анна понимает, что он ей вовсе не брат. Неприкрытые, горячие взгляды смущают Анну, она жалуется Евгению на соседа, но ничего не может поделать. Настойчивые приставания доходят до попытки изнасилования.

Ну, а вишенкой на торте является история жука Hiprotomus Viktotolamus, бывшего в прошлой жизни русским императором Аджип Сандалом (!), изгнанником с жутким проклятием – умерщвлять женщин, встречающихся на его пути…

Нейросетка тоже полюбила Липскерова, видимо
Нейросетка тоже полюбила Липскерова, видимо

Спасибо, Дмитрий, за Ваши романы!

Почему я так подробно рассказала? Наверное, потому, что автор не столь популярен, как хотелось бы. Его мало читают, и я не вижу смысла хранить в секрете сюжеты этой сокровищницы.

Для особых ценителей в книге много разных аллюзий, то на Кафку, то на Пелевина, то на Булгакова. Люблю их подмечать, правда если сильно экшн начинается, то невольно пробегаешь их, еле фиксируя, обычно так и происходит у Липскерова.

Что еще из хорошего? То, что любую книгу Дмитрия Липскерова можно скачать с его сайта абсолютно бесплатно (за исключением последней 2024 года). За ней я, безусловно, поохочусь. Пока цена кусается (1500 и выше), но я еще подожду. Называется новинка "Феликс убил Лару".

Ой, не могу молчать, пока искала эту книгу, обратила внимание на аннотацию к ней!

Ох уж этот Озон
Ох уж этот Озон

Это ж с ума сойти) А ведь я помню еще то время, когда на Озоне продавались ТОЛЬКО книги 😅🤣🤣

Впрочем, не могу не отметить, отличное попадание)

Всем хороших книг!

Отметьтесь, кто читал произведения этого автора, пожалуйста, так сказать для статистики )