1633 год положил начало одному из самых громких скандалов в истории католической церкви.
Монах Хуан Батиста Моралис из ордена доминиканцев отправился в Китай для проповеди. Христианские миссионеры, прибывшие в Поднебесную раньше Моралиса, предстали пред ним в китайских одеждах. Они свободно говорили по-китайски, переводили труды Конфуция и участвовали в местных обрядах и церемониях. Католические священники ублажали духов предков, как будто это была очередная церковная служба.
Немного отойдя от полученного шока, Моралис вступил в спор с коллегами, обвиняя их ереси. Но те: «Мы спасаем души китайцев и следуем заветам святого Игнатия Лойолы».
Эти священники на самом деле не были никакими конфуцианцами или даосами. Они были католиками до кончиков волос. Это были иезуиты, представители одного из самых противоречивых орденов в истории католической церкви, общества Иисуса. Кстати, этот орден, до сих пор продолжает существовать и чувствовать себя, в общем-то, неплохо.
Чёрный папа
Монастыри, епископы, ордена. Все бесят. Они слишком богаты и погрязли в политике. Библия тоже бесит. Она на латыни. Бесят прихожане, которые не понимают суть учения. А как они её поймут, если нужно понимать латынь, а на ней уже лет 700 никто особо не говорит.
В городах Западной Европы люди любого достатка и статуса начали открывать для себя веру по-новому. Точнее, вернуться назад: «Вернись к идеалам раннего христианства. Перестань суетиться. Хватит думать о мирских заботах. Будь скромнее и проще».
Вот и хромой Игнасио де Лойола из Страны басков задумался об этом. В 29 лет его ранило, и его военная карьера закончилась. После того, как Лойола оправился от ран, он отправился в паломничество по святыням Испании и Италии, а затем ненадолго заехал в Иерусалим.
Вскоре Лойола взялся за учёбу: сначала в Испании, а затем в Париже. Там в 37 лет он сменил имя на Игнатий и нашёл группу из девяти единомышленников. Вот они-то и основали общество Иисуса 1534 году. Или, как вам будет угодно, орден иезуитов. Довольно быстро единомышленники пробили броню церковной бюрократии, ведь чтобы официально зарегистрировать орден, нужно было отправиться в Рим и получить одобрение самого папы. Ватикан не только позволил им стать священниками. В 1540 году папа официально признал общество Иисуса.
Католических орденов в Европе было множество, но иезуиты выделялись своей строгой супервертикальной структурой. Во главе стоял генерал. Он избирался пожизненно и сам подбирал себе полковников, которые служили при нём советниками. Если в других орденах важные решения принимались коллегиально, у иезуитов всё решал приказ.
Отбор был строгим. Минимум 8 лет подготовки с жёсткой дисциплиной и беспрекословным подчинением, сеансов медитаций по духовным упражнениям Лойолы. Кандидат должен был обладать безупречным характером. Главу же иезуитов за глаза называли чёрным папой.
Орден ставил перед собой цель по защите и распространению католической веры. Это был период великих географических открытий и начало европейского колониализма. А значит поле для их деятельности огромное.
Паутина захватывает свет
Начали они с Индии, куда их пригласил король Португалии, известный покровитель ордена. Туда, что называется, рванул Франциск Ксаверий, близкий друг Лойолы. Первым пунктом его миссии стала столица португальской Индии Гоа, куда он прибыл весной 1542 года.
Ксаверий представлял не только иезуитов, но и вообще всю католическую церковь. Назначал священников, добивался разрешений на строительство церквей, но самое главное, он проповедовал. Местных жителей он очень впечатлял своими эффектными ритуальными выступлениями с песнями и плясками. Ксаверий даже выучил несколько локальных языков. Тех, кто впечатлялся особенно сильно, он, конечно, крестил. Так что Ксаверий сделал нечто очень важное — создал главную иезуитскую базу для всех дальнейших проектов в восточном полушарии.
В конце жизни проповедник отправился в Японию. Там пришлось действовать тоньше. Он наладил контакты с местными военными феодалами, поселился при их дворах и занялся культурным обменом. И если самураям аскетизм был знаком, то вот отказа от мирских благ ради царства небесного в их Бусидо не было.
Ну и ладно, подумал Ксаверий. Ради благого дела он оделся в шелка, стал раздаривать подарки и вошел в высший свет. Ему ведь было не привыкать. Как и его друг Лойола он изначально был испанским дворянином. И образование соответствующее, да и про роскошь он кое-что понимал. До того, как принять обеты целомудрия и безбрачия, он в Париже преподавал философию Аристотеля. Ему позволили служить в буддистском храме, который японцы любезно передали под церковь.
К началу XVI века христианство в Японии уже обрело тысячи последователей. Особенно много священников было на острове Кюсю. Там когда-то начинал свою миссию Ксаверий. Неподалёку от Кюсю активно торговали португальцы. И остров стал воротами в Японию. Сначала для европейских миссионеров, а потом и для европейского пороха.
Ксаверий до конца своей жизни оставался верен своим миссионерским практикам и продолжал неистово адаптировать христианство к местным обычаям. Умер он по дороге из Китая в Индию в 1552 году.
Его дело продолжил итальянский миссионер Алессандро Валиньяно. Он перенял методики Ксаверия, развил их, создав стандарт для всех дальнейших миссионеров иезуитов. Он сформировал подход, используемый римскими миссионерами до сих пор и благодаря которому иезуиты остаются, наверное, самым терпимым орденом и поныне.
После того как в Японии установилась власть сёгунов иезуитов начали преследовать. Просто так, на всякий случай. Они посмотрели на соседние Филиппины, где за испанскими торговцами и миссионерами пришла колониальная власть, и решили, что вот этого нам не надо. В итоге, в 1587 году, через 38 лет после прибытия Ксаверия, власти выслали всех иезуитов из Японии, а тех, кто принял христианство, начали распинать на крестах.
Миссионерство иезуитов в Африке, в Америке. Кстати, в Америке их совсем не ждали. Первоначально они начинали в португальских колониях. В испанских колониях доминировали доминиканцы. А доминиканцы не недолюбливали успешное общество Иисуса. И только в 1568 году при Филиппе II иезуитов допустили испанские колонии.
Через духовное развитие человека
Через какую-то пару поколений все возможные миссии иезуитов были основаны. И чем бы еще заняться? И они решили заняться правильным просвещением.
С последним у них самих особых проблем не было. Они понимали, что такое качественное образование, как его организовывать. Многие из иезуитов преподавали в университетах до того, как облачиться в чёрное. Спрос на образование был огромным.
И момент подходящий настал. Авторитет папства постоянно падал из-за многочисленных расколов. Простого соблюдения ритуальных требований, канонов было уже недостаточно. Времена, когда можно было, как святой Бонифаций, прийти к язычникам и срубить их священное дерево, ушли в прошлое. Теперь людям нужно было понимать, зачем они следуют за папой, и кто это вообще такой и как всё это отражается на их жизни. А без грамоты не разберёшься. Нужно было уметь читать, писать, разбираться в основах логики.
Тут-то и настал звёздный час иезуитов. Отправной точкой для целого феномена стал небольшой сицилийского городок Мессина. Там была организована первая иезуитская школа. К моменту смерти Лойолы по всему миру, включая колонии, уже работало 46 иезуитских школ, а через два века их стало более 700. Таких охватов не достигала ни одна образовательная сеть вплоть до XIX века.
Из первой в мире иезуитской школы в Мессине в итоге вырос местный университет, один из старейших в Италии. Но иезуитская школа была лишь частью более крупной структуры. Это были такие иезуитские административные центры, в которые входили храм, дома для проживания членов ордена, здания школ.
Труднее всего было с деньгами. Иезуитская система работала как огромное некоммерческое общество. Но орден умел договариваться с властью и получал от неё пожертвования. На эти пожертвования иезуиты и жили.
Какими бы способами не выживала образовательная сеть иезуитов, она была невероятно эффективной. Более того, она, в общем-то, была революционной. В иезуитские школы принимали детей всех сословий. Бесплатно, из любой глубинки, но со вступительными экзаменами на базовые навыки письма и чтения, а ещё на основы латыни. Да, это сразу отсекало восемь человек из десяти, но для сословного общества это был прорыв.
Иезуиты, конечно, были заинтересованы воспитывать будущих священников, но они особо не настаивали. Многие их выпускники потом шли делать карьеры в миру.
Обычно в школах одновременно училось от ста до тысячи детей. Поступали в возрасте от восьми до десяти лет. Впереди у этих ребят было пять лет углублённого изучения латыни, древнегреческого, риторики, логики, истории Древней Греции, Рима и античной поэзии. В некоторых школах ученики даже ставили античные пьесы и учились играть на музыкальных инструментах. И, конечно, ещё была средневековая религиозная философия и труды гуманистов.
Преподавали в этих школах сами иезуиты, которые перед этим проходили тест на профпригодность. При этом все школы ордена придерживались одной и той же программы, которая ещё и дополнялась, потому что иезуиты учителя из первых рук получали, например, знания о географии от иезуитов-миссионеров. Да и сами преподаватели регулярно посещали колонии.
После базового курса ученики переходили на вторую ступень. Три года изучения философии Аристотеля. А тех бедолаг, которые решили стать священниками, ждал четырёхлетний курс по теологии Фомы Аквинского, изучению древнееврейского языка и Библии.
Через иезуитские школы прошли целые поколения европейских мыслителей. Например, Рене Декарт, основатель рационализма или Жан -Батист Мольер, благодаря которому французский язык называют языком Мольера. Все они там учились.
Иезуитская образовательная система распространилась далеко за пределы католического мира. Так, в 1685 году два выпускника иезуитской школы приехали в Москву и основали там академию по иезуитскому образцу. Это были братья Лихуды, чья славяно-греко-латинская академия считается первым в истории России вузом. Через полвека туда поступит Ломоносов. И таким образом иезуиты через старые руки основали ещё и первый российский университет.
Удар в спину
Репутация иезуитов была далеко не безупречной. Вокруг ордена периодически всплывали скандалы, связанные с коррупцией и уходом от налогов. Идеальная мишень для показательных репрессий.
Сначала иезуитов запретили там, где они начинали, в Португалии. Расследование покушения на короля Джозефа I привело в высшие круги Португалии. Один из них, который попал под подозрение, оказался иезуитом. Через год, в 1759 году, орден запретили, а самого обвиняемого признали виновным во всех смертных грехах и казнили. За этим последовали аресты и запреты во Франции, Испании и в других странах.
В 1773 году папу Римского вынудили распустить знаменитый орден. Но в Европе нашлись две страны, которые дали приют иезуитам. Лютеранская Пруссия и православная Россия. После раздела Польши оба государства получили огромные территории в Восточной Европе, где всегда было много иезуитов. Из этих законсервированных осколков орден позже и возродился. В 1814 году, пока Европа отправлялась от наполеоновских войн, папа восстановил общество Иисуса.
Снова стали открываться школы с обновлённым расписанием, а ещё и иезуитские университеты. Они работают и сегодня, хотя и давно потеряли свою монополию. Орден нашёл также новый дом в США, где сыграл важную роль в укреплении католической культуры среди ирландских и итальянских эмигрантов. Иезуиты продолжили миссионерскую работу в новых африканских колониях. Их наследники — это современные благотворительные церковные программы по поддержке беженцев из стран глобального юга.
Способность иезуитов к адаптации дошла, наверное, до своего естественного предела. Иезуиты стали теми, кого они учили. Вечером 13 марта 2013 года на площади у собора Святого Петра в Ватикане собралась толпа из 150000 человек. Люди ждали появления нового понтифика. Им оказался бывший кардинал Хорхе Марио Бергольо.
Мировые СМИ из каждого утюга начали сообщать о том, что новый папа особенный. Он аргентинец, первый понтифик из Нового света. Но была еще одна деталь. Он стал первым папой иезуитом. Да, из того самого ордена, из общества Иисуса.
Выживают, как правило, те, кто быстрее и успешнее адаптируется к переменам. Пусть даже им для этого нужно, как правило, немного удачи.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.
А еще мы приглашаем вас в свою Группу во "ВКонтакте"! Там у нас исторические и просто интересные статьи, познавательные факты, цитаты известных людей и многое другое.