Найти в Дзене
Мир в Йоттабайтах

Зачем на самом деле нужен «Авиарежим»? Развенчиваем мифы: упадет ли самолет из-за вашего смартфона

Оглавление

«Дамы и господа, пожалуйста, переведите ваши мобильные устройства в авиарежим на всё время полета». Эту фразу мы слышим чаще, чем пожелание приятного аппетита.

В массовом сознании укоренился страх: если я забуду выключить интернет, мои радиоволны вмешаются в работу автопилота, самолет «ослепнет» и случится катастрофа. Но так ли это на самом деле в 2025 году? Давайте разберемся.

1. ГЛАВНЫЙ СТРАХ: СБОЙ НАВИГАЦИИ

В 80-х и 90-х годах электроника самолетов была защищена гораздо слабее. Теоретически, старые телефоны, работающие на определенных частотах, могли создавать наводки в бортовой сети. Это проявлялось как неприятный треск или гул в наушниках пилотов.

Однако современные лайнеры (Boeing, Airbus) строятся по принципу «высокой электромагнитной совместимости». Все критические кабели экранированы, а системы дублированы. За всю историю авиации не было ни одной катастрофы, причиной которой официально стал бы включенный телефон пассажира.

2. ТАК ЗАЧЕМ ЕГО ВКЛЮЧАТЬ?

Если самолет не упадет, почему стюардессы так строго за этим следят? Есть три реальные причины:

Причина №1: Комфорт пилотов

Представьте, что вы сидите в наушниках, и в них постоянно раздается характерное «ты-дык, ты-дык, ты-дык» — звук, который издавали старые колонки перед тем, как на телефон приходило СМС. Если 200 человек в салоне одновременно не включат авиарежим, у пилотов в гарнитурах может начаться настоящая звуковая канонада, которая будет мешать им слышать диспетчера в критический момент посадки.

Причина №2: Наземные сети

Когда вы летите на высоте 10 км со скоростью 850 км/ч, ваш телефон пытается «зацепиться» за вышки сотовой связи на земле. Поскольку вы движетесь очень быстро, телефон постоянно переключается между сотнями вышек, создавая на них огромную паразитную нагрузку. Операторам связи это очень не нравится.

Причина №3: Ваша батарея

В поисках сигнала на огромной высоте телефон начинает работать на максимальной мощности. Он буквально «кричит» в эфир, пытаясь найти хоть одну вышку. В итоге за 2-3 часа полета ваш аккумулятор может сесть со 100% до нуля, а сам гаджет — ощутимо нагреться.

3. ПОЧЕМУ ТЕПЕРЬ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ WI-FI?

Многие удивляются: «Почему мне запрещают сотовую связь, но продают Wi-Fi на борту?».

Дело в том, что Wi-Fi в самолете работает на других частотах и через специальную антенну на крыше лайнера, которая связана со спутником. Эта система официально протестирована и сертифицирована. Она не создает помех для радиостанции пилотов, в отличие от вашего телефона, который хаотично ищет сеть 4G/5G на земле.

4. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ ЗАБУДУТ ВКЛЮЧИТЬ АВИАРЕЖИМ?

Скорее всего — ничего. Самолет благополучно взлетит и сядет. Но авиация — это сфера, где безопасность строится на исключении даже 0.0001% риска. Пилоты должны быть сосредоточены, и лишний шум в их наушниках — это фактор стресса, который никому не нужен.

ИТОГ:

Включать авиарежим нужно не для того, чтобы самолет не упал, а из уважения к экипажу и для сохранения жизни вашей батареи. Это простая «цифровая гигиена», которая делает полет спокойнее для всех.