Найти в Дзене

Как Крузенштерн и Резанов связали Простоквашино, «Юнону и Авось» и японские склады на Сахалине: неожиданная история

Кажется, нет более мудрых философов, чем герои наших советских мультфильмов. Помните тот момент в «Зиме в Простоквашино», где Матроскин, поссорившись с Шариком из-за ёлки, восклицает: «Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?» В детстве это казалось просто смешной абсурдной фразой. Но за ней скрывается реальная, почти приключенческая история русской кругосветки, личных конфликтов, романтической драмы и… жёсткой геополитики на далёком Сахалине. История, которая неожиданно связывает мультяшного кота, рок-оперу «Юнона и Авось» и японские склады. При чём здесь вообще Крузенштерн? Всё началось в 1803 году. Иван Крузенштерн возглавил первую русскую кругосветную экспедицию. Но на борту был «пассажир» — камергер Николай Резанов, представитель Российско-Американской компании (РАК). Очень скоро выяснилось, что начальником экспедиции считает себя именно Резанов, получивший для этого секретные инструкции от императора. Отношения между гордым моряком Крузенштер

Кажется, нет более мудрых философов, чем герои наших советских мультфильмов. Помните тот момент в «Зиме в Простоквашино», где Матроскин, поссорившись с Шариком из-за ёлки, восклицает: «Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?»

В детстве это казалось просто смешной абсурдной фразой. Но за ней скрывается реальная, почти приключенческая история русской кругосветки, личных конфликтов, романтической драмы и… жёсткой геополитики на далёком Сахалине. История, которая неожиданно связывает мультяшного кота, рок-оперу «Юнона и Авось» и японские склады.

При чём здесь вообще Крузенштерн?

Всё началось в 1803 году. Иван Крузенштерн возглавил первую русскую кругосветную экспедицию. Но на борту был «пассажир» — камергер Николай Резанов, представитель Российско-Американской компании (РАК). Очень скоро выяснилось, что начальником экспедиции считает себя именно Резанов, получивший для этого секретные инструкции от императора.

Отношения между гордым моряком Крузенштерном и амбициозным царедворцем Резановым сразу не заладились. Они перестали разговаривать и общались лишь записками — точь-в-точь как Матроскин с Шариком через Печкина! Позже каждый утверждал, что публичные извинения приносил именно другой. Но, как говаривал тот же Матроскин: «А мы уже помирились, потому что общий труд для моей пользы — он объединяет». Их общая цель была сугубо практической: найти пути снабжения продовольствием русских колоний на Аляске, где люди голодали.

От романтической Калифорнии к суровому Сахалину

Дальше — история, известная многим по рок-опере. После кругосветки Резанов отправился в испанскую Калифорнию, влюбился в 15-летнюю дочь коменданта Сан-Франциско Кончиту, обручился и поехал в Петербург хлопотать о межконфессиональном браке. Однако, Резанов заболел и умер по дороге в Красноярске. А корабли, на которых он прибыл и отплыл, назывались соответственно «Юнона» и «Авось».

Но мало кто знает, что параллельно Резанов запустил другой, «силовой» сценарий решения продовольственной проблемы — на Дальнем Востоке.

«Юнона» идёт на Сахалин: миссия снабжения

Пока сам Резанов вёл дипломатические и романтические переговоры в Калифорнии, он отправил на Сахалин в 1806 году экспедицию под командованием лейтенанта Николая Хвостова на том самом фрегате «Юнона». Цель: исследовать, можно ли надавить на японцев, чтобы те начали торговать с русскими колониями.

8 октября 1806 года экипаж «Юноны» прибыл в айнское селение Кусюн-Котан (ныне Корсаков) на Сахалине. Были торжественно подняты два флага: военно-морской Андреевский и коммерческий флаг Российско-Американской компании — жест, показывавший единство государственных и частных интересов.

Резанов
Резанов

«Позволенным расхищением… привязал сердца их к россиянам»

Контакты с коренными жителями — айнами, которых японцы серьёзно притесняли, — сложились удачно. А вот с японскими чиновниками диалог не пошёл. Тогда Хвостов пошёл на решительные действия. Его отряд при поддержке местных айнов захватил японские торговые склады.

Что сделали русские моряки? Они конфисковали часть товаров (очень нужных для колоний!), а другую часть — щедро раздали айнскому населению. Как позже писал Хвостов: «Позволенным расхищением японских богатых магазинов я привязал сердца их к россиянам». Это был ход, сочетающий прагматизм (добыча провианта) и геополитику (завоевание лояльности населения Сахалина).

Незамкнутый круг

Так круг замкнулся. Конфликт Крузенштерна и Резанова, начавшийся в каютах корабля, отозвался в диалоге кота и пса из детского мультфильма. А романтическая история «Юноны и Авось» обрела своё жёсткое, деловое продолжение на сахалинском берегу, где «Юнона» действовала не как символ любви, а как инструмент защиты российских интересов.

Всё это — грани одной большой истории: истории Российской империи, которая искала своё место в мире, а её герои — будь то адмиралы, дипломаты или даже мультяшные коты — решали извечный вопрос: кто подумает о «нас» и наших интересах? Иногда для этого приходилось идти на хитрость, а иногда — поднимать флаг над далёкой бухтой.

Так что в следующий раз, услышав имя Крузенштерна из уст Матроскина, вспомните не только про кругосветку, но и про склады на Сахалине, щедрость к айнам и ту самую «Юнону», которая была в эпицентре и романтической, и вполне себе реальной, дерзкой истории.

#историяроссии #крузенштерн #резанов #простоквашино #сахалин #юнонаиавось #российскоамериканскаякомпания #интересныефакты #дзенистория #русскиепутешественники