Найти в Дзене
Киновед в штатском

Это все, что останется: Лучшие фильмы 2025 года

Уходящий год выдался таким плотным на премьеры, что даже закаленные киноманы начали жаловаться на "переизбыток хорошего кино". И это - приятная роскошь, которую мы давно не ощущали. Кажется, в 2025-м по-настоящему расцвело все: хорроры стали умнее и красивее, а ромкомы - дерзкими и изобретательными, маститые режиссеры обрели второе дыхание и вспомнили, как удивлять не только формой, но и содержанием. В итоге большая часть фильмов этого года - не просто развлечение и услада для глаз, а концентрат авторских амбиций, личных исповедей и смелых экспериментов. Отсеяв лишнее и оставив только то, что действительно цепляет, я собрал для вас подборку работ, которые определили кинематографический пульс уходящего года и мое личное восприятие времени. Это не безапелляционный рейтинг, не вызов аудитории, не способ добиться драки в комментариях - лишь честный субъективный топ, где каждый фильм стоит на своем месте, потому что другого места у него попросту быть не могло. Если вы давно подозревали, ч
Оглавление

Уходящий год выдался таким плотным на премьеры, что даже закаленные киноманы начали жаловаться на "переизбыток хорошего кино". И это - приятная роскошь, которую мы давно не ощущали. Кажется, в 2025-м по-настоящему расцвело все: хорроры стали умнее и красивее, а ромкомы - дерзкими и изобретательными, маститые режиссеры обрели второе дыхание и вспомнили, как удивлять не только формой, но и содержанием. В итоге большая часть фильмов этого года - не просто развлечение и услада для глаз, а концентрат авторских амбиций, личных исповедей и смелых экспериментов.

Отсеяв лишнее и оставив только то, что действительно цепляет, я собрал для вас подборку работ, которые определили кинематографический пульс уходящего года и мое личное восприятие времени. Это не безапелляционный рейтинг, не вызов аудитории, не способ добиться драки в комментариях - лишь честный субъективный топ, где каждый фильм стоит на своем месте, потому что другого места у него попросту быть не могло.

13. Финикийская схема / The Phoenician Scheme

Если вы давно подозревали, что Уэс Андерсон втайне мечтал снять шпионский фильм, где вместо изящных гаджетов - грубая сила, вместо холодной логики - семейные травмы, а вместо спецагентского шика - фирменный андерсоновский хаос, то "Финикийская схема" подтверждает ваши наилучшие подозрения. Это его самая искренняя работа со времен "Королевства полной луны": тонкая, смешная и абсолютно трогательная. Бенисио дель Торо задает идеальный нерв - усталый, раздерганный, но отчаянно человечный. Миа Триплтон и Майкл Сера, словно два карманных навигатора в мире, где карты перепутаны, тащат на себе хитросплетенный сюжет, полный угроз и абсурдных поворотов. Андерсон снова говорит о родителях и детях, но в этот раз - с редким оптимизмом, будто давая героям шанс исправиться. В итоге это не столько шпионская комедия, сколько попытка взрослого человека признать собственные ошибки. И, черт побери, это трогает.

-2

12. Черный чемодан - двойная игра / Black Bag

Когда на экраны выходит очередная "Миссия невыполнима", но лучший шпионский фильм ставит Стивен Содерберг - это уже почти шпионский сюжет. "Черный чемодан" - легкий, умный, ироничный и в то же время удивительно плотный триллер, где семейная пара британских разведчиков внезапно оказывается в разных углах одной смертельной головоломки. Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт играют якобы идеальных супругов, которым вдруг приходится проверить свой брак на предмет госизмены. Сценарий Дэвида Кеппа превращает фильм в ярмарку подозреваемых: Том Берк, Наоми Харрис, Реже-Жан Пейдж - все в игре, и все с идеальными поводами для сомнений. Но вместо тяжелой паранойи Содерберг выбирает режим "Одиннадцати друзей Оушена": легкие диалоги, подколы, динамика и фирменная режиссерская ловкость. Экшн скромнее, чем у Итана Ханта, но наблюдать за тем, как Фассбендер с улыбкой раскручивает сюжетную пружину, куда веселее. Это шпионское кино, которое вы захотите пересмотреть - не ради трюков, а ради жанрового драйва.

-3

11. Сводишь с ума

Российский ромком с элементами квантовой мистики - жанр, который в природе встречается редко, но "Сводишь с ума" смело ведет себя так, будто он главный не только здесь, но и во всей индустрии. История Алисы и Ивана, двух незнакомцев, которые случайно "расщепили" реальность при подписании договора аренды квартиры, умудряется объединить питерскую романтику, бытовой абсурд и мистику зеркального портала между мирами. Сюжет будто создан для того, чтобы поколебать вашу веру в здравый смысл: в одной реальности жильцом стал Иван, в другой - Алиса, а зеркало в ванной превращается в окно в параллельную жизнь. Герои быстро перестают сомневаться в своем безумии и вместо этого спорят, кто и когда может пользоваться ванной. Да, по жанровым рельсам они обязаны влюбиться - и обязаны танцевать по комнате под поп-музыку, но фильм честно пытается выйти за пределы стандартного ромкома. Порой он слишком увлечен штампами, но добавленный фантастический элемент оживляет формулу: зеркало становится метафорой отношений, отражений, страхов, а также - банально - неудобной мебелью, которую жалко выбросить.

-4

10. Жизнь Чака / The Life of Chuck

Если кино и правда способно лечить - "Жизнь Чака" Майка Флэнагана должна лежать в каждой аптечке где-то между йодом и валерьянкой. Вопреки ожиданиям, что очередная экранизация Кинга погонит зрителя по темным уголкам сознания, фильм оказывается удивительно светлым - хотя и несет оптимизм, начиная… с конца света. Структурно картина движется задом наперед: мы видим апокалиптический третий акт, а затем постепенно возвращаемся к скромной и тихой жизни Чарльза Кранца, которого играет Том Хиддлстон с такой мягкой, почти хрупкой теплотой, что даже самые циничные зрители сдадутся минуте на пятнадцатой. Флэнаган здесь отказывается от хоррор-аттракционов в пользу кинематографической медитации: о том, как маленькие, почти незаметные детали делают жизнь важной. И в этом парадоксе - главная магия фильма. Он одновременно трогательный, умный и кристально искренний, будто созданный человеком, который знает о смерти все… и все равно выбирает жизнь. Если бы в кино выдавали дипломы за утешение зрителя, "Жизнь Чака" точно бы ушел с красным.

-5

9. Метод исключения / No Other Choice

Режиссер Пак Чхан-ук снова создает свой фирменный коктейль из мрачного абсурда, моральной деградации и черного юмора - и подает его так, что пьешь, зажмурившись, но с удовольствием. Его новый триллер "Метод исключения" рассказывает о Ман-су - скромном, недавно уволенном служащем, который решает добиться новой должности самым прямолинейным способом: последовательно устраняя конкурентов. Не карьерно. Физически... В дуэте с Сон Е-джин, играющей его умную и пугающе практичную жену, Ли Бен-хон создает портрет человека, который не столько сходит с ума, сколько наконец перестает притворяться цивилизованным. Пак ловко вплетает в историю комментарий о корпоративной тревоге и наступлении ИИ на рабочие места, но не превращает фильм в соцрекламу - наоборот, он наслаждается тем, как нелепость соседствует со злом. Следить за тем, как Ман-су каждый раз проваливает собственные хитроумные "операции", одновременно страшно и весело. Пак Чхан-ук снова доказывает: он мастер жанра, который может нарушать правила, не теряя стиля.

-6

8. Гамнет / Hamnet

"Гамнет" Хлои Чжао - это тот случай, когда фильм будто дышит рядом с вами. Он не просто рассказывает о смерти сына Уильяма Шекспира - он проживает ее, раскладывая боль на слои: семейные, творческие, почти мифологические. Чжао бережно адаптирует роман Мэгги О’Фаррелл, превращая историю в нежный, но разрушительный медитативный поток. И если зритель заканчивает просмотр, не сдерживая всхлипов - виноваты не только сюжет и актеры, но и музыка Макса Рихтера, которая становится отдельной стихией фильма. Джесси Бакли и Пол Мескал создают редкий по силе дуэт: брак, который одновременно трещит и цепляется за последние доводы, искусство, которое рождается прямо из травмы, и ребенок, чья хрупкость становится центром вселенной. Юный Джейкоби Джуп в роли Гамнета - открытие года: его простые, искренние реакции разрывают сердце сильнее драматических монологов. "Гамнет" - это кино, которое делает боль прекрасной, а красоту - невыносимой. Один из самых эмоционально опустошающих фильмов года, который все равно хочется пересматривать.

-7

7. Новая волна / Nouvelle Vague

Ричард Линклейтер в 2025-м неожиданно стал самым занятным экскурсоводом по истории кино: едва публика успела переварить его "Голубую луну", как режиссер уже нырнул в Париж 60-х, восстанавливая атмосферу рождения "На последнем дыхании". Его "Новая волна" - это не реконструкция, а живая открытка эпохе, где Годар (Марбек Гийом) еще не бог из учебников, а дерзкий экспериментатор, снимающий так, будто завтра пленку запретят. Линклейтер с азартом подростка разбирает миф на детали, показывая и творческий хаос, и хрупкость вдохновения. Зои Дойч и Обри Дюллен играют Себерг и Бельмондо с такой непринужденностью, что хочется верить - именно так все и было. Это фильм-улыбка, фильм-ритм, фильм, созданный человеком, который прекрасно понимает: великая революция начинается не с манифеста, а с камеры, нескольких друзей и упрямого желания снять кино по-своему.

-8

6. Орудия / Weapons

Зак Креггер врывается в хоррор-жанр так, как будто всю жизнь ждал этого момента. "Орудия" - редкий зверь: фильм ужасов, который не скатывается ни в артхаусную тяжеловесность, ни в дешевые трюки. Исчезновение класса начальной школы - сюжет, который легко превратить в сенсацию, но Креггер выбирает другое направление. Он строит повествование как сложный пазл, постоянно меняя точку зрения. Учительница (Джулия Гарнер), озлобленный отец (Джош Бролин), полицейский на пределе нервов (Олден Эренрайх) - каждый добавляет детали, которые одновременно объясняют и усложняют происходящее. Но настоящий шок приходит вместе с тетей Глэдис - Эми Мэдиган создала персонажа, о котором будут говорить не только хоррор-фанаты. Это тот случай, когда "жутко" становится синонимом "гениально", а атмосфера фильма хватает зрителя за горло так, что любая другая внутренняя тревога берет отпуск.

-9

5. Август

Новая экранизация "Момента истины" - не просто возвращение к советской классике, а попытка вывернуть ее наизнанку. "Август" Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева не спорит с фильмом Михаила Пташука, а идет параллельным путем: вместо строгой реконструкции детектива, создатели погружают зрителя в почти мистический лес, живущий собственной жизнью. Безруковский Алехин стал больше наставником, чем героем-машиной, а Таманцев (Никита Кологривый) неожиданно вытягивает сюжет эмоционально - его истерика ради "раскачивания" радиста превращается в лучший эпизод фильма. "Август" не боится модернистских ходов: флешбэков, снов, потоков сознания - всего того, что Богомолов вплетал в роман. Сложность делает фильм тяжелым, но и глубоким: здесь война - это работа, требующая нервов, расчета и почти безумной одержимости. Итог: редкий военный фильм, который уважает интеллект зрителя. Лучшее, что вышло на российские большие экраны в 2025 году.

-10

4. Грешники / Sinners

Райан Куглер снова сделал то, что умеет лучше всего - снял жанровое кино, которое внезапно оказывается больше, чем сумма своих кровавых, музыкальных и драматических частей. "Грешники" - вампирская притча, снятая с такой уверенностью, будто Куглер всю жизнь ждал момента, чтобы официально стать автором нового хоррор-шедевра. Майкл Б. Джордан играет сразу двух братьев, и это тот случай, когда "двойная роль" не рекламный трюк, а настоящая драматургическая необходимость: два Стэка возвращаются в родной город на Миссисипи, чтобы открыть музыкальную таверну и попутно разобраться в том, почему прошлое всегда на шаг быстрее будущего. Но в эту историю вмешивается зло - то ли древнее, то ли слишком современное, чтобы его распознать. И тогда в ход идут верность, ритм, кровь и блюз. "Грешники" работают как мощная метафора о том, что корни - это не только почва, но и цепи, и разорвать их можно только музыкой. Фильм передавливает, выжимает, но при этом выдает такую эмоциональную отдачу, что в финале ощущаешь себя участником церковной мессы. Если есть картина 2025 года, которая напоминает, зачем вообще нужен кинематограф - это она.

-11

3. Бугония / Bugonia

Когда Эмма Стоун и Йоргос Лантимос объединяются, в мире кино будто зажигают тревожную красную лампу: "Внимание! Эксперимент повышенной сложности". Но "Бугония" - даже для них случай особенный. По форме это почти античное сатирическое действо, по сути - параноидальная притча о власти, человеческой природе и том, как легко ложь превращается в оружие массового поражения. Лантимос здесь не просто шутит - он препарирует мир так, будто вскрывает кроличью нору безумия скальпелем и показывает, что глубина - бесконечна. Стоун, конечно, феноменальна, но впервые за долгое время ее партнер, Джесси Племонс, играет так, что временами буквально оттесняет ее за край кадра - и это только усиливает драматический эффект. Новичок Эйдан Делбис добавляет истории того человеческого тепла, без которого весь конструктивный безумный механизм Лантимоса бы просто развалился. "Бугония" - не фильм, а лаборатория, в которой события, эмоции и политические намеки кипят так бурно, что зритель выходит с ощущением: да, большой авторский кинематограф все еще может шокировать, очаровывать и менять правила игры.

-12

2. Сны поездов / Train Dreams

Клинт Бентли, будто на спор с индустрией, снял самый тихий и при этом один из самых мощных фильмов 2025 года. "Сны поездов" - это медитативное путешествие по жизни лесоруба Роберта Гранье, человека с руками, пахнущими смолой, и судьбой, в которой больше трагедий, чем хотелось бы. Вроде бы простое жизнеописание, но оператор Адольфо Велосо превращает эту суровую историю в почти мистический опыт: свет, туман, лес и рельсы складываются в поэзию, которой можно заслушаться, в которой хочется утонуть взглядом. Эджертон играет Гранье минималистично, будто стесняется громких эмоций - только тихая любовь и тихая боль. Бентли упрямо игнорирует правила "динамического кино" и напоминает: иногда сильнее всего бьет вовсе не экшн, а простая жизнь, снятая с уважением и вниманием. Красота кадра здесь не украшение, а суть. Фильм требует терпения, но отплачивает сторицей - редкий пример теплого, человечного кино, которое не боится собственной простоты.

-13

1. Битва за битвой / One Battle After Another

Каждый раз кажется, что Пол Томас Андерсон уже сделал свой главный фильм - и каждый раз он доказывает, что пределы еще не достигнуты. "Битва за битвой" - то самое событие года, после которого жмешь кнопку "Стоп" и понимаешь: да, это было настоящее кино. Амбициозное, эмоциональное, смешное и при этом удивительно легкое. Ди Каприо и Чейз Инфинити создают редкий по силе дуэт отца и дочери: нервный, трогательный, живой. Шон Пенн дарит зловещего антагониста уровня лучших времен эмоционального кинематографа. Андерсон умудряется совместить погоню, бытовой абсурд, семейную драму и политическую сатиру так, будто это все было придумано в один вдох. Музыка Джонни Гринвуда - отдельное произведение искусства, двигающее фильм так же мощно, как сюжет. "Битва за битвой" - это одновременно комедия, триллер, драма взросления и коллаж эпохи. Такой фильм появляется раз в десятилетие: уверенный, зрелый, но при этом наглый и молодой по духу. Настоящий шедевр и очевидный номер один.

-14

2025 год оказался редким подарком - не просто набором громких релизов, а настоящим фестивалем жанров, стилей и авторских амбиций. В списке лучших картин за отчетный период уживаются хоррор, исторические драмы, романтические эксперименты, мейнстримные блокбастеры и камерные инди-ленты - и каждая из них по-своему напоминает, зачем мы вообще ходим в кино. Чтобы смеяться так, что забываешь про попкорн. Чтобы плакать тихо, чтобы не услышали соседи по ряду. Чтобы снова почувствовать, что искусство все еще умеет тронуть что-то скрытое внутри грудной клетки. 2025-й не просто выдал удачную подборку - он доказал, что кино живет, дышит и продолжает расти. И, кажется, следующий год готов вступить в гонку не менее уверенно.

-15

И мы непременно обсудим все самое интересное из 2026-го, но сначала я бы хотел видеть ваше мнение относительно и этой подборки, и всего кинематографа уходящего года. Что не было, по-вашему, достойно данного списка, а какую знаковую картину я упустил? Какое кино должно занимать вершину топа? Почему "Грешникам" вообще не место в пятерке? Милости прошу в комментарии - ваши впечатления вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, верьте в чудо, и...

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: