Каждый январь голливудская кухня выдаёт главное блюдо года — список оскаровских номинантов. И если в 2025-м мы плакали над анимацией про чувствительного паука, то в 2026-м, судя по всему, придётся рыдать над смертью сына Шекспира, восхищаться мускулатурой Дуэйна Джонсона и гадать, сколько же тонн цифрового зелено-фиолетового сияния вместит в себя «Злая: Навсегда». Пока Конан О’Брайен точит свои шутки для ведущего стула, давайте разберём этот предварительный фуршет, где высокое искусство соседствует с кассовыми гигантами, как неудачно поставленные статуэтки на одной полке.
Фавориты: между Шекспиром и Существом
Если верить оракулам в лице критиков, гонку возглавляют две картины, которые сложнее представить в одном предложении.
- «Хэмнет» Хлои Чжао. После кочевников в фургонках — шекспировская семья в елизаветинских воротниках. Драма о том, как Уильям Шекспир (Пол Мескал) и его жена (Джесси Бакли) теряют сына, уже заставила рыдать фестивальную публику. Это идеальный оскаровский рецепт: литературная основа, исторический костюм, тема вечного горя и актёрская игра «со слезой в голосе». Критики уже пишут Бакли номинацию на статуэтку. Девять потенциальных номинаций — это уже не шутки.
- «Франкенштейн» Гильермо дель Торо. Netflix снова делает ставку на режиссёрский гений и Джейкоба Элорди в роли несчастного Существа. Дель Торо + готический хоррор + история о чудовищности человека — формула, от которой академики тают, как мороженое в августе. Шансы высоки не только на «Лучший фильм», но и на дизайн производства и грим. Вопрос только в одном: перекричит ли эта красивая грусть кассовых гигантов?
Тёмные лошадки с большими амбициями (и бюджетами)
Здесь собрались те, кто пришёл не только за славой, но и с доказательствами в виде сотен миллионов кассы.
- «Грешники» Райана Куглера. Ужасы о близнецах (оба — Майкл Б. Джордан), древнем зле и блюзе в Миссисипи 1930-х уже собрали $350 млн. Академия последние годы кокетничает с хоррором («Прочь», «Переговорщик»), и у стильного, умного и чернокожего проекта Куглера все шансы ворваться в главную категорию. 13 потенциальных номинаций — это серьёзная заявка.
- «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона. Леонардо ДиКаприо в экранизации постмодернистского романа Пинчона «Винляндия» — звучит как розыгрыш для киношефов. Самый дорогой проект ПТА ($140 млн). Но будет ли академии, которая прохладно приняла его «Лакричную пиццу», по зубам эта абсурдная сатира? Или это снова будет история «гениально, но не для «Оскара»?
- «Аватар: Пламя и пепел» Джеймса Кэмерона. Третья часть обещает быть самой мрачной. Надежды — только на технические категории (визуальные эффекты, звук). Шансы на «Лучший фильм» призрачны, но Кэмерон уже дважды доказал, что его Pandora для академиков — неприлично красивая, но чужая планета.
Персональный зачёт: за кем следить?
- Дуэйн «Скала» Джонсон в «Крушащей машине». Да-да, тот самый. В биографической драме о бойце MMA Марке Керре он, по слухам, показывает такую драматическую глубину, что может сместить с пьедестала всех «настоящих актёров». Номинация Скалы на «Оскар» — это тот сценарий, ради которого стоит смотреть церемонию.
- Адам Сэндлер в «Джей Келли». Netflix будет проталкивать его в «роли второго плана» (где он, по слухам, затмевает самого Джорджа Клуни). После «Бриллианта» Сэндлеру давно пора на серьёзное признание, и, кажется, шанс наконец выпал.
- Джесси Бакли в «Хэмнет». Её называют главной претенденткой на победу. Сила, с которой она играет горе, уже стала легендой фестивалей.
- Байопик-фактор: Джереми Аллен Уайт в роли Брюса Спрингстина («Избавь меня от небытия») — идеальная заявка. Молодой, талантливый актёр в роли молодого, талантливого музыканта. Академия обожает такие метаморфозы.
Что в итоге? Предсказание с щепоткой цинизма
Главная интрига 2026 года — это схватка искусства и монет. С одной стороны — камерный, безупречно сделанный, но тоскливый «Хэмнет». С другой — громкие, зрелищные, но рискованные «Грешники» и «Битва за битвой». «Франкенштейн» дель Торо может сыграть роль тёмного, но благородного компромисса.
Лично я ставлю на то, что академики, уставшие от экспериментов, в очередной раз выберут безопасную, благородную и безупречно грустную драму — то есть «Хэмнет». А Дуэйн Джонсон, сорвав овации, статуэтку всё же не получит — система не готова к такому удару по своему снобизму. Но само его появление в списке номинантов станет главной пиар-победой года.
Так что готовьтесь. В марте нас ждёт зрелище, где Скала в смокинге будет пытаться не раздавить хрупкую статуэтку, а Хлоя Чжао, возможно, произнесёт свою вторую вирусную речь. А мы будем сидеть и гадать, почему «Злая: Навсегда» с её восемью потенциальными номинациями всё же не взяла главный приз. Потому что магия магией, но трагедия Шекспира всегда в тренде.