Найти в Дзене
Две Войны

7 самых провальных немецких танков: почему на них отказывались воевать

Разработчики бронетехники Рейха неплохо справлялись с любой, поставленной перед ними задачей. Они педантично и пунктуально выполняли все пожелания заказчика, проявляя при этом высокий уровень профессионализма и завидную изобретательность, находя оригинальные технические решения. Любопытно, но целесообразность создания очередного технического шедевра и возможность его дальнейшего применения интересовали их меньше всего, по их мнению, это проблема исключительно заказчика. Создается впечатление, что творили они исключительно из любви к искусству или желания откусить свой кусок от огромного военного пирога. Не удивительно, что в Германии с завидной периодичностью появлялись довольно экзотичные образцы техники, которые сложно назвать адекватными с точки зрения здравого смысла. Некоторые из них даже были изготовлены мелкими сериями. Они полностью соответствовали ТЗ, были работоспособны и справлялись со своими функциями. Единственная их проблема заключалась в том, что они были абсолютно бесп
Оглавление

Разработчики бронетехники Рейха неплохо справлялись с любой, поставленной перед ними задачей. Они педантично и пунктуально выполняли все пожелания заказчика, проявляя при этом высокий уровень профессионализма и завидную изобретательность, находя оригинальные технические решения.

Любопытно, но целесообразность создания очередного технического шедевра и возможность его дальнейшего применения интересовали их меньше всего, по их мнению, это проблема исключительно заказчика. Создается впечатление, что творили они исключительно из любви к искусству или желания откусить свой кусок от огромного военного пирога.

Не удивительно, что в Германии с завидной периодичностью появлялись довольно экзотичные образцы техники, которые сложно назвать адекватными с точки зрения здравого смысла. Некоторые из них даже были изготовлены мелкими сериями. Они полностью соответствовали ТЗ, были работоспособны и справлялись со своими функциями. Единственная их проблема заключалась в том, что они были абсолютно бесполезны и становились головной болью командования вермахта, которое тщетно пыталось найти им хоть какое-то применение.

О некоторых таких изначально ненужных машинах, проектирование и изготовление которых было просто бессмысленной тратой материальных и трудовых ресурсов Рейха я и расскажу в этой публикации.

№7 Скоростной авиадесантный танк-разведчик Pz. I Ausf.C

Разработка лёгкого разведывательного танка для авиадесантных войск началась осенью тридцать девятого года. Она была поручена фирмам «Daimler-Benz», отвечающей за корпус и башню и «Krauss-Maffei», которой досталась ходовая часть. Проектирование шло очень медленно, прототип вышел на испытания в июле сорок второго года. Хотя он получил обозначение Pz. I Ausf. C, что намекало на преемственность с семейством танков Pz. I, по сути он был совершенно новой машиной.

Pz. I Ausf. C получил ходовую часть Книпкампа с шахматным расположением катков. Его боевая масса составляла 8 тонн, он имел лобовую броню в 30 мм, которая выдерживала огонь 20 мм пушек и противопульное бронирование по бортам. Он получил мощный (150 л.с.) двигатель, который работая в паре с восьмиступенчатой КПП мог разогнать его до 80-ти км/ч. Собственно говоря, высокая скорость была его единственным достоинством, все остальное оказалось гораздо хуже.

Удельное давление на грунт составило 0,79 кг/см2. Радиостанция обеспечивала связь на три километра с места и километр в движении. Согласитесь, это показатели как-то не соответствуют танку-разведчику.

Но самое непонятное это выбор вооружения. Оно состояло из пулемета MG 34 и противотанкового ружья EW 141, оба калибром 7,92 мм. Для середины сорок второго года это было уже нонсенсом, его боевая эффективность была равна нулю. Кроме того, за время проектирования серьезно изменились не только требования военных к разведывательному танку, но и концепция применения ВДВ. После огромных потерь при захвате Крита, десантников решили привлекать только для выполнения спецопераций, в которых танкам нет места.

Танк Pz. I Ausf. C. Фото в открытом доступе.
Танк Pz. I Ausf. C. Фото в открытом доступе.

В целом, к моменту запуска Pz. I Ausf. C в серию он уже был не нужен от слова «совсем». Тем не менее, до конца года выпустили серию из 40-ка машин. Единственный случай боевого применения произошел на Восточном фронте, туда осенью сорок третьего года перебросили два танка, которые были подбиты в течении месяца. Оставшиеся 38 распихали по учебным частям, расположенным во Франции. После высадки союзников все они за короткое время были уничтожены.

№6 «Карманный Тигр» танк Pz. I Ausf.F

Самая характерной отличительной чертой этой боевой машины является то, что ее невозможно классифицировать. При массе среднего танка в 21 тонну (на уровне танков Pz. III и Pz. IV) он нес броню соизмеримую с броней тяжелого «Тигра» (80 мм) и был вооружен всего двумя 7,92 мм пулемётами MG-34, что мало даже для легкого танка и соответствует, скорее танкеткам.

Своим появлением он обязан забавному бюрократическому казусу, который был прямым следствием немецкой педантичности. Все началось с генерал-полковника Вальтера фон Браухича, сменившего в тридцать восьмом году генерала Фрича на посту главкома сухопутных сил вермахта. Браухич был твердо уверен, что блицкриг блицкригом, но штурмовать глубокоэшелонированные оборонительные позиции все же придется. Следовательно, нужен соответствующий инструмент, тяжелые танки с противоснарядным бронированием.

Генералитет эту мысль вполне одобрил, но к единому мнению, каким должен быть этот танк прийти так и не удалось. В итоге, командование панцерваффе заказало Департаменту вооружений сразу два. Если с первым все более-менее понятно (по ТЗ вес не более 65 тонн, броня не менее 80 мм и вооружение калибром 105 мм), то зачем им понадобился второй, с экипажем из двух человек и двумя пулеметами, но таким же мощным бронированием остается загадкой.

Что он будет делать с укреплениями, даже если защита позволит подползти к ним практически вплотную совершенно непонятно. На него даже не смогли составить внятное ТЗ, единственное ограничение масса до 18-ти тонн, чтобы он мог проходить по понтонным переправам.

Танк Pz. I Ausf.F. Фото в открытом доступе.
Танк Pz. I Ausf.F. Фото в открытом доступе.

Тем не менее, в условиях жесткой конкуренции за военные заказы фирма «Daimler-Benz» охотно взялась за разработку изначально бессмысленного проекта. Более того, к разработкам привлекли еще двух партнеров: фирмы «Krauss-Maffei» и «MAN». Когда до командования панцерваффе дошло, что живучесть определяет не только защита, но и подвижность, боевую массу проектируемых танков ограничили 30-ю тоннами.

Проект 65-ти тонного танка закрыли сразу, а вот такой же неповоротливый, но формально не попадающий под это ограничение Pz. I Ausf.F бюрократы просмотрели, а партнеры-разработчики предпочли скромно промолчать и в сорок втором году сваяли 30 абсолютно ненужных Рейху танков.

Вермахт немного ошалел от такого подарка, найти им применение оказалось гораздо более сложной задачей. Поначалу их решили использовать при штурме Мальты, но после отмены операции «Геркулес» загнали под Ленинград в Синявинские болота. Опыт применения показал, что на роль танков первой линии они не годятся и на этом их боевая карьера завершилась. Оставшиеся танки отправили во вспомогательные войска, и они доживали свою жизнь относительно успешно борясь с партизанами.

№5 Разведывательный танк Pz.II Ausf.L «Лукс»

Разведывательный танк «Лукс» в принципе оказался довольно удачной машиной, тем не менее не оправдал возлагавшихся на него надежд, к моменту его появления он уже был бесполезным. По сравнению с базовой «двойкой» все реализованные в нем решения были, безусловно шагом вперед.

Корпус был серьезно перекомпонован, он получил ходовую часть Книпкампа с шахматным расположением катков, обеспечивающую высокую плавность хода и отличную проходимость. Широкие (360 мм) гусеницы обеспечивали 12-тонной машине удельное давление на грунт 0,62 кг/см2 и имели прекрасное сцепление с дорогой даже на слабых грунтах.

Танк Pz.II Ausf.L «Лукс». Фото в открытом доступе.
Танк Pz.II Ausf.L «Лукс». Фото в открытом доступе.

Новый двигатель мощностью 180 л.с, работающий в паре со значительно доработанной трансмиссией обеспечивал удельную мощность 15,2 л.с/тн и разгонял машину до 60 км/ч, для разведывательного танка результат превосходный. Он был оборудован мощной 80-ваттной радиостанцией FuG-12 и коротковолновой Fu.Spr.f. Однако, несмотря на все техническое совершенство, проект был обречен. Причина в том, что он появился слишком поздно.

Доставшаяся по наследству от базовой «двойки» 20-мм автоматическая пушка KwK 38 к сорок третьему году уже конкретно устарела. Она могла пробить с трех с половиной сотен метров всего 25 мм брони и была бессильна против «тридцатьчетверок». В то же время его 20-30 мм лобовая и 15-20 мм бортовая броня без проблем пробивалась советскими противотанковыми ружьями.

Все это серьезно подрывало саму концепцию глубинной разведки. Глазами панцерваффе они так и не стали. Попытки модернизации оказались безуспешными и весь выпуск «Лукса» ограничился 135-ю экземплярами, которые ничем не отметились в боевых действиях.

№4 Тяжелобронированный разведчик Pz. II Ausf.J.

Трудно сказать, кому из немецких военачальников пришла в голову весьма креативная идея: совместить вполне жизненную концепцию легкого разведывательного танка Pz II Ausf.L «Лукс» с весьма спорной концепцией «легкого танка тяжелого бронирования» Pz I Ausf. F. По идее, новая машина должна быть скоростной и маневренной и при этом быть максимально бронированной. Иначе, как слепой верой в могущество немецкой инженерной мысли это объяснить сложно. На удивление, она получила серьезную поддержку среди генералитета.

На этот раз количество невнятных и явно завышенных и противоречивых друг другу требований просто зашкалило. Однако разработчиков фирмы «Daimler-Benz» это совершенно не испугало. Они с радостью приступили к разработке проекта в содружестве с теми же уже проверенными партнерами из компаний «Krauss-Maffei» и «MAN».

Танк Pz. II Ausf.J. Фото в открытом доступе.
Танк Pz. II Ausf.J. Фото в открытом доступе.

Какой был практический смысл в создании этого весьма оригинального гибрида объяснить невозможно. Тем не менее, стоит признать, что новый образец оказался более удачным, чем Pz I Ausf. F. В экипаже появился третий человек. 20 мм автоматическая пушка в сочетании с пулеметом были более эффективными, чем два пулемета.

Массу удалось уменьшить до восемнадцати тонн. Теперь понтоны его уже держали. Правда, бортовую броню уменьшили до 50 мм, но защита все равно осталась не хуже, чем у «Пантеры» и превосходила защиту «тридцатьчетверок».

Снижение массы на четыре тонны благоприятно сказалось и на других показателях. При том же двигателе в 150 л.с достичь скорости «Лукса» разумеется не удалось, но он оказался шустрее предшественника, разгонялся до 31 км/ч, на 5 км/ч больше. Кроме того, снизилось удельное давление на грунт, проходимость и подвижность улучшились.

Выпускали его в сорок втором году, параллельно с Pz. I Ausf.F и сделали в таком же количестве экземпляров, 30 штук. Поскольку обе машины по концепции были похожи как сиамские близнецы, нет ничего удивительного в том, что они воевали бок о бок в одних и тех же частях. Так что на боевом пути Pz. II Ausf.J останавливаться нет никакого смысла, он полностью копирует боевой путь Pz. I Ausf.F как по перемещениям, так и по результатам боевого применения.

№3 Штурмовое орудие «Штурмпанцер II» (Бизон II).

В вермахте очень любили 15 cm тяжелую пехотную гаубицу sIG 33 за ее разрушающую мощь. Единственный ее недостаток это довольно большая, около двух тонн боевая масса, что затрудняло ее использование. Самым оптимальным и простым решением проблемы было сделать ее самоходной, установив на шасси устаревающих танков. На подобных переделках специализировалась фирма «Alkett». В сорок первом году она и получила задание установить sIG 33 на шасси танка Pz. II.

«Штурмпанцер II» (Бизон II). Фото в открытом доступе.
«Штурмпанцер II» (Бизон II). Фото в открытом доступе.

Опыт подобного проектирования у специалистов «Alkett» уже был. Годом ранее они уже сделали подобную САУ на шасси танка Pz. I Ausf. B. Тогда мудрить не стали. Гаубицу в неизменном виде вместе с колесами, лафетом и щитком закатили на корпус танка и прикрыли рубкой.

Получился уникальный уродец высотой под три метра, но основную задачу он выполнял и в вермахте понравился. Повторить эту схему на шасси «двойки» не удалось. Если жесткая подвеска тракторного типа танка Pz. I гаубицу держала, то более продвинутая подвеска танка Pz. II (более мягкая и с большими ходами) для этой цели оказалась совершенно непригодна. При поднявшемся центре тяжести машины обеспечить ее устойчивость она не могла.

Проектировщики «Alkett» с завидным упорством и изобретательностью стали решать возникшие технические проблемы. Орудие опустили внутрь корпуса. Поскольку места для него катастрофически не хватало, двигатель развернули поперек корпуса, что увеличило его ширину на 320 мм, а заодно увеличили длину на 600 мм, добавив шестую пару катков. Решение технически красивое, но после его реализации проект потерял всякий смысл. Использовать шасси уже имеющихся танков Pz. II для переделки в САУ оказалось невозможно.

Собственно говоря, на этом уже можно было ставить точку и похерить проект еще на стадии эскизной проработки. Однако «Alkett» довела работы до конца и к январю сорок второго года изготовила партию в 12 экземпляров. Единственным разумным объяснением может быть только то, что фирма решила полностью освоить выделенные средства.

Всю партию отправили в Северную Африку, где САУ из-за перегруженного шасси, слабой защиты и отвратительной маневренности продемонстрировала полную непригодность к ведению боевых действий. К концу сорок второго года все машины были потеряны от огня англичан и технических проблем.

«Штурмпанцер II» (Бизон II). Фото в открытом доступе.
«Штурмпанцер II» (Бизон II). Фото в открытом доступе.

№2 «Штурмтигр»

Опыт Сталинграда показал, что для разрушения укрепленных позиций, ДОТов и бункеров далеко не всегда хватает мощности 150 мм гаубицы, а в условиях городских боев необходима серьезная защита, позволяющая выдерживать огонь противотанковых средств противника. В результате в конце сорок второго года по личному приказу Гитлера началась разработка тяжелого штурмового орудия на базе «Тигра».

Первоначально САУ хотели вооружить 210 мм гаубицей (аналог «Кувалды Сталина»), но ее разработка затянулась и с подачи рейхсминистра вооружений Шпеера на «Штурмтигр» установили только что разработанный 38 cm реактивный бомбомет Raketenwerfer 61 от которого отказалась кригсмарине.

Первый прототип фирма «Alkett» изготовила в октябре сорок третьего года. Монстр вполне удался, он получил самое мощное в своем классе вооружение в сочетании с самой мощной на тот момент защитой. Его 150 мм лобовая броня выдерживала огонь практически всех танковых и противотанковых пушек, а фугасная ракета бомбомета массой три с половиной сотни килограммов из которых треть составлял тротиловый заряд была в состоянии пробить пару метров фортификационного железобетона. Все это настолько впечатлило Гитлера, что несмотря на противостояние генштаба он настоял на запуск его в производство.

Первая партия «Штурмтигров» в количестве 12-ти штук была собрана в начале осени сорок четвертого года. К этому моменту он был уже абсолютно не нужен. Никаких штурмов в обозримом будущем уже не предвиделось, а для обороны он совершенно не годился. 66-тонная машина была слишком медленной и неповоротливой и обладала малым запасом хода.

При всей своей разрушительной мощи бомбомет, как и все реактивные системы того времени был очень неточным, на дистанции в пять километров разброс составлял более пары сотен метров. К тому же темп стрельбы в один выстрел за десять минут менее всего соответствовал быстро меняющейся ситуации в оборонительных действиях.

«Штурмтигр». Фото в открытом доступе.
«Штурмтигр». Фото в открытом доступе.

В итоге было собрано всего 18 машин, которые ограниченно использовали практически до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий он не оказал. За всю боевую карьеру зафиксировано всего два удачных выстрела. Одним был полностью уничтожен большой бункер на линии Зигфрида, другая ракета, разорвавшись среди группы «Шерманов» повредила восемь из них, причем три восстановлению уже не подлежали.

№1 Сверхтяжелый танк «Маус»

Про сверхтяжелый танк «Маус» написано уже столько, что в особых представлениях он не нуждается. Он стал реальным воплощением мечты Гитлера иметь на вооружении практически неуязвимого монстра, способного снести все на своем пути. Творение доктора Порше действительно впечатляет. Он был на самом деле огромным, длина с пушкой 10,2 метра, ширина и высота около 3,7 метра. С боевой массой 189 тонн он стал самым тяжелым танком из когда-либо построенных в мире. Бронирование мощнейшее, корпус 200 мм по кругу, башня еще больше: 220 мм по бортам и 260-280 мм во лбу.

Вооружался он 12,8 cm пушкой KwK-44 с длиной ствола 55 калибров, спаренной вместо пулемета с еще одной 7,5 cm пушкой KwK-40, что обеспечивало ему потрясающую огневую мощь.

Вопреки расхожему мнению он был вполне работоспособен. Управлялся легко и имел неплохую маневренность. По полигону ездил без поломок и мог таскать за собой груз такой же массы. С полуметровым клиренсом и гусеницами шириной 1,1 метр каждая не особо боялся бездорожья. Без проблем ехал по полуметровому слою грязи, мог преодолеть полутораметровую стенку, почти трёхметровый ров и подъем более 30 градусов.

Были решены и проблемы транспортировки. Для перевозки по ЖД была сконструирована специальная платформа, общую массу в 250 тонн железнодорожные мосты держали. Что же касается автомобильных, то на них он и не собирался выезжать. Водные преграды он должен был преодолевать по дну. При этом управлялся и получал силовое питание для электротрансмиссии по кабелю от стоящего на берегу второго «Мауса». В целом, полигонной игрушкой он не был, мог не только ездить, но и воевать.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

«Маус» на платформе. Фото в открытом доступе.
«Маус» на платформе. Фото в открытом доступе.

Вопрос только один: зачем он был нужен? Ниши для него не просматривается ни в обороне, ни в нападении. Абсолютно неуязвимым он не был, и у союзников, и у Красной армии были артсистемы, способные если и не пробить его, то обеспечить экипажу сотрясение мозга, не сочетающееся с его дальнейшим функционированием. Кроме того, как и любой другой танк защита не спасала его от подрыва на мощном фугасе.

Что же касается обороны, то вряд ли кто стал бы вступать с ним в лобовую дуэль. Его просто обошли бы, предоставив разбираться с толстокожим монстром артиллерии крупного калибра и авиации. И кому как не немцам об этом было лучше всех знать, именно эту тактику они применяли, столкнувшись с тяжелыми французскими танками еще в сороковом году.

В боевых действиях «Маус» не участвовал. При приближении Красной армии к Куммерсдорфскому полигону испытатели не захотели проверять, сколько «тридцатьчетверок» он сможет подбить и взорвали оба прототипа. Впрочем, не очень удачно, один остался практически целым, что позволило из двух подорванных собрать один, который и стоит сейчас в Кубинке.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

Какие ещё танки можно добавить в этот список?