Найти в Дзене
Автор Светлана Гафурова

За деньги да?

Слушайте! Я тут удивительную, можно сказать, потрясающую, новость прочитала на местном официальном новостном портале. У нас в Уфе есть театр оперы и балета. Театр знаменит тем, что когда-то в нем начинал свой творческий путь знаменитый на весь мир танцовщик Рудольф Нуреев. Правда, живший не совсем однозначно. Видимо, поэтому в нашем довольно-таки ханжеском городе пытаются не очень-то про него и вспоминать. А вот в Казани, например, перед таким же театром оперы и балета красуется великолепный памятник знаменитому, но неоднозначному танцовщику, хотя, какое отношение он имеет к Казани? Но на этот раз наше знаменитое культурное учреждение чрезвычайно удивило, если не сказать - шокировало - многих заядлых театралов, не пропускающих ни одну премьеру. Во время премьерного показа знаменитой оперы Джоаккино Россини "Цивильский цирюльник" - шуточной комедии положений, во втором акте прозвучал хит Инстасамки "За деньги - да!" правда, на итальянском языке - в исполнении солистки театра Гульнары Ва
Инстасамка и высокая культура. Почувствуйте разницу!
Инстасамка и высокая культура. Почувствуйте разницу!

Слушайте! Я тут удивительную, можно сказать, потрясающую, новость прочитала на местном официальном новостном портале.

У нас в Уфе есть театр оперы и балета. Театр знаменит тем, что когда-то в нем начинал свой творческий путь знаменитый на весь мир танцовщик Рудольф Нуреев. Правда, живший не совсем однозначно. Видимо, поэтому в нашем довольно-таки ханжеском городе пытаются не очень-то про него и вспоминать. А вот в Казани, например, перед таким же театром оперы и балета красуется великолепный памятник знаменитому, но неоднозначному танцовщику, хотя, какое отношение он имеет к Казани?

Но на этот раз наше знаменитое культурное учреждение чрезвычайно удивило, если не сказать - шокировало - многих заядлых театралов, не пропускающих ни одну премьеру.

Во время премьерного показа знаменитой оперы Джоаккино Россини "Цивильский цирюльник" - шуточной комедии положений, во втором акте прозвучал хит Инстасамки "За деньги - да!" правда, на итальянском языке - в исполнении солистки театра Гульнары Валеевой.

Как объясняет московский режиссер-постановщик Сергей Широков официальному республиканскому агентству "Башинформ", идея включить в классическую оперу современную музыку не случайна. Спектакль, в первую очередь, должен заинтересовать молодое поколение. А как еще привлечь внимание молодежи, как не хитами от любимых современных артистов? Ведь и смысл оперы как никогда перекликается с современной действительностью – деньги во главе всего. Даже любовь – и ту можно купить.

Для справки:

Сергей Широков прославился как постановщик различных телешоу и концертов на федеральных каналах. С 2008 года он является режиссером-постановщиком новогоднего «Голубого огонька», также создавал концерты для мировых звезд оперы и эстрады – Дмитрия Хворостовского, Анны Нетребко, и даже работал над номерами для «Евровидения». Широков также является четырехкратным обладателем премии ТЭФИ.

Такой смелый шаг вызвал скандал в культурных кругах республики. Некоторые зрители, да и сами исполнители, не приняли включения пусть и популярной песни, но сомнительного свойства в классической, устоявшейся веками оперы. Есть исполнители, которые отказались принимать участие в "осовремененной" интерпретации классики.

Обдумывая эту новость я пришла к выводу, что пошлость современной жизни настойчиво проникает даже в казалось бы незыблемый репертуар современных театров, куда в погоне за популярностью, зрительским интересом и, конечно же, за теми же самыми пресловутыми деньгами впускают людей популярных, но не профессиональных., а порой попросту пошлых.

Яркий пример тому участие Ольги Бузовой в спектакле МХАТа "Чудесный грузин", которое также вызвал целую волну возмущения и критики.

Ольга Бузова на сцене МХАТа в 1921 году
Ольга Бузова на сцене МХАТа в 1921 году
Кинокритик и режиссер Давид Шнейдеров выразил возмущение происходящим. "Я считаю, что Станиславский и Немирович-Данченко перевернулись в гробах. Я очень надеюсь, что они восстанут из гроба и устроят зомби-апокалипсис, потому что это позор для художественного театра. Понимаете, Россия устроена так, что даже у Бузовой миллионы поклонников, такая судьба. , - заявил он в эфире радиостанции "Говорит Москва".
Шнейдеров предположил, что у поклонников театрального искусства не возникнет желания посетить спектакль с участием Бузовой. "Думаю, что у людей, которые ходят в театр, даже любопытство не проснется посмотреть на это произведение. Здесь ведь хайп двойной. Во-первых, Бузова, во-вторых, молодой Сталин. Надо не забывать, что это неизвестные страницы из жизни молодого Иосифа Виссарионовича. Она ведь там еще будет петь. Насколько я понимаю, она играет в этом спектакле привычную для себя роль проститутки. Конечно, она не берет за это деньги, она деньги берет с поклонников. Мне кажется, это позор, реально", - гневается мужчина.
Не остался в стороне и Станислав Садальский. Он заявил, что обязательно посетит спектакль, чтобы оценить "масштаб катастрофы". "С ее приходом в МХАТ театральное искусство в России может закончиться. Или же, напротив, зацветет новыми красками. Возможно, Ольга сыграет лучше многих непрофессионалов и профессионалов. И нам только останется рукоплескать ей и кричать «Браво!»", - цитирует актера "Вечерняя Москва"

Так и произошло. Зрительный зал был полон. И по окончании спектакля зрители аплодировали и кричали "Браво" девушке из "Дома-2".

И это самое печальное в подобных историях... Люди перестали различать в искусстве, в литературе, в культуре, в поэзии настоящее и высокое искусство от проходного, пошлого и низкосортного имитаторства. Хабальство и наглость, простое попадание в ноты уже может вызывать восторг даже у искушенной вроде бы публики.

И почему бы нет, когда за деньги - да!

Я это довольно-таки часто встречаю и в поэзии, например. Сегодня напечатать свою книгу стихов может буквально каждый, кто способен срифмовать хотя бы четыре строки. И буквально каждый, кто это сделал и получил сто лайков в интернете за свое "творчество" считает себя уже великим поэтом. А если у человека есть деньги, он может и книжку издать в твердой обложке на мелованной бумаге с иллюстрациями.

Берешь такую книгу в руки и приходишь в ужас! Думаешь, а прочел ли автор хотя бы одно стихотворение в своей жизни? Пушкина, например или Лермонтова... Не говоря уже о каких то трактатах по культуре, литературе, искусству, философии, стихосложению...

То есть я хочу сказать о том, что есть масскультура и есть культура в истинном своем смысле и в истинном своем назначении.

И вот такое смешение масскультуры с настоящей культурой приводит к ее нивелированию, а впоследствии и к полному уничтожению. Вот почему опасны подобные эксперименты. За деньги много чего можно сделать. Купить любовные услуги, например. Но это не будет любовью. Можно напечатать дорогую книгу с графоманским поэтическим текстом, но это не будет поэзией. Можно спеть поп-шлягер Инстасамки, но это не будет великой оперой и великим искусством. Это будет лишь пиар-ходом для привлечений зрителей и для получений тех самых денег. Но не искусством, не культурой, не литературой, не поэзией.

Утрата понимания этого тонкого момента может привести нас к полному закату культуры...

Гульнара Валеенва на сцене  театра оперы и балета в Уфе исполняет песню Инстасамки "за деньги -да" в опере "Севильский цирюльник"
Гульнара Валеенва на сцене театра оперы и балета в Уфе исполняет песню Инстасамки "за деньги -да" в опере "Севильский цирюльник"

А вы как считаете, дорогие читатели, возможно ли и оправдано внедрение пошлости и хабальства в высокое искусство и в высокую культуру?

Но не сравнивайте, пожалуйста, Рудольфа Нуреева с Инстасамкой. Нуреев все же, несмотря на свой свободный, скажем так, образ жизни, создавал шедевры высокой культуры и искусства в сфере балета. А Инстасамке, боюсь это не под силу даже за очень большие деньги, как не под силу оказалось выступать и Ольге Бузовой на сцене легендарного МХАТа.

Как говорится в русской пословице: "Всяк сверчок знай свой шесток!"