Найти в Дзене

Не надо целовать того, кто тащит охапку дров

Однажды на вокзале ко мне быстро подошла красивая женщина. Правда, красивая. И доброе лицо у нее, милое. И говорила она хорошие, добрые слова.
Но давайте скажу прямо. Она говорила слишком долго. А у меня в руках были тяжелые сумки. Поставить их было невозможно: мы были в проходе. И люди шли тоже с сумками и чемоданами, невольно толкая нас. А может, и вольно… Мы мешали.
И я торопилась, надо было

Однажды на вокзале ко мне быстро подошла красивая женщина. Правда, красивая. И доброе лицо у нее, милое. И говорила она хорошие, добрые слова. 

Но давайте скажу прямо. Она говорила слишком долго. А у меня в руках были тяжелые сумки. Поставить их было невозможно: мы были в проходе. И люди шли тоже с сумками и чемоданами, невольно толкая нас. А может, и вольно… Мы мешали.

И я торопилась, надо было идти на посадку. Я мягко сообщила об этом, удерживая сумки уже с трудом. Но женщина продолжала говорить, как ей нравятся мои книги. Она перегородила путь мне и другим. И говорила хорошее!

Но не к месту. Не ко времени. Совершенно игнорируя мое неудобное положение.

«Почему я не могу познакомиться с хорошим человеком? Мне даже дружбу трудно завести?»

Иногда дело вот в этом: не к месту. Не ко времени. 

У Мопассана в рассказе молодая дама поцеловала мужа. Выразила чувства. 

Но именно в этот момент он держал в руках охапку дров для камина. Очень тяжелую ношу. А жене вздумалось проявить нежность именно сейчас. И она сбоку подошла к мужу, поцеловать; тот вывернул шею под неестественным углом и чуть не рухнул под тяжестью, отвечая на поцелуй. И его чувства были далеки от романтических в этот миг. Но он сдержался и проявил нежность. Рискуя стать калекой. 

И дело не в единственном случае. Жена не понимала уместности и своевременности. А это неизбежно приводит к проблемам в отношениях. И даже к краху отношений.

Хороший добрый человек иногда поступает так же. Он не чувствует времени и места. Игнорирует положение того, к кому проявляет чувства. Преграждает путь. Невольно, но мешает. 

И потом расстраивается, что ему не ответили или ответили как-то сдержанно. Хотя намекали и прямо говорили: «Сейчас я немного занят! Мне сейчас не очень удобно разговаривать! Давайте не здесь и не сейчас!», - хотя и так совершенно очевидно, что здесь и сейчас надо остановиться. 

Хороший человек говорит слишком много и долго о своих хороших чувствах. Не понимая, что на часах два часа ночи. Или что второй человек спешит. Что он замерз или еле удерживает тяжесть. Что он голоден или засыпает. Или болен. 

И карета превращается в тыкву. И золото слов - в пепел. И в половодье чувств захлебываешься, а не плывешь. Все хорошее превращается в обузу, если оно не к месту и не ко времени.

Надо хоть на миг подумать о положении и состоянии другого человека. Удобно ли ему разговаривать? Чем он занят сейчас? Ну, хоть предположительно. Может, пришел с работы и ужинает с семьей? Или спать лег ночью? Обычно ночью люди спят. 

Сколько по времени длится рассказ? И говорите только вы, а другой человек вставляет только короткие реплики? Человек смотрит на часы и перебирает ногами от нетерпения? Шатается от усталости после концерта? 

Но все это так неудобно говорить взрослому человеку. И не говорят. Вежливо терпят. 

Может, зря. Может, надо искренне поговорить с хорошим человеком, который не понимает принцип уместности и своевременности? А на этом принципе построено взаимоприятное общение…

«Извините, я боюсь опоздать!», - сказала я мягко. Но дама ответила: «Еще минутку, пожалуйста, я еще не все рассказала!». И заступила мне дорогу. Улыбаясь, продолжая говорить хорошее, но перекрыла путь. Ей очень хотелось не «поговорить», а говорить. 

Мне все равно пришлось уйти. Поезд не ждет. И сумки вырывались уже из рук. И, наверное, эта милая женщина расстроилась. От нее вот так все уходят. И она не может понять, в чем дело. Она же говорит хорошее. Искренне. 

Но вот так бывает: не то время и место превращают хорошее в иное. В тяжелые дрова или сумки…

Иногда надо просто увидеть другого человека. 

Если нет способности понимать других, надо просто заставить себя посмотреть на часы. 

Оглядеть место, где происходит разговор. Вы точно хотите при посторонних, например, излить личное? Или задать личные вопросы? Вы не на проезжей части остановили человека? Не на входе в туалет, извините? Вы не разбудили его ночью? Вы не отрываете его от работы? Вы не начали расспросы, когда человек откусил еду и застыл теперь с полным ртом? Может, он сел пообедать, может, ему неудобно общаться? 

Вы уверены, что человек переписывается в сети с незнакомцами? Он знает, кто вы? Или вы тот самый незнакомец и есть? 

О, как много вопросов надо себе задать, если не ладится контакт с другими людьми, несмотря на самое доброе намерение и расположение. 

Я знаю даму, которая познакомилась с хорошим и добрым человеком, довольно известным литератором. Он выслушивал, поддерживал, проявлял внимание. Сначала. А дама писала и звонила круглосуточно. Она так обрадовалась, что встретила понимающего человека, того самого, долгожданного! И не ограничивала себя. И отношения рухнули. Хотя дама писала только хорошее. Но поток сообщений в любое время суток привел к печальному итогу. 

Надо учитывать время. Место. Меру. Состояние человека. Заставлять себя это учитывать. 

Не превращаться в токующего глухаря. В глухую тетерю, которая ничего не видит и не хочет видеть.

И все это для некоторых людей так просто! Они просто чувствуют уместность и время. Но это как музыкальный слух; у одних он есть.

Другие его лишены. И надо заставлять себя не петь слишком громко и долго. Слышать и понимать других. Представлять, чем может быть занят человек. О чем он думает.

И тогда общение станет обоюдно приятным. И человека перестанут избегать; ах, это опять она! В прошлый раз полтора часа говорила и писала всю ночь! Спрячусь-ка я от нее.

И прячутся. Вы удивитесь, но часто проблема в общении именно в этом: в неуместности и несвоевременности. В желании поцеловать того, кто тащит дрова…

Анна Кирьянова