#аватар #кино
Джеймс Кэмерон - это не просто режиссер, это целое явление, настоящий визионер, который создавал тренды, попутно ставя рекорды как по выделяемым бюджетам, так и в части сборов. Стоит ли удивляться, что в пятерке самых кассовых лент за всю историю три принадлежат именно Кэмерону. Но другой вопрос, стоит ли бесконечно эксплуатировать историю, которая в какой-то момент оказалась успешной? Кэмерон за короткий срок сумел снять два продолжения, которые были если не лучше оригинала, то точно ему не уступали ("Пираний 2" тут нет). Второй "Аватар" тоже получился все-таки не хуже оригинала, даже несмотря на допущения в виде излишней живучести некоторых персонажей, но достаточно долгий срок разработки, великолепная визуальная составляющая, сделавшая шаг вперед по сравнению с оригиналом, достаточно динамичная история с некоторыми отсылками к "Моби Дику" - все это сделало свое дело, поэтому вторая часть мощно выстрелила, пусть и не достигла вершин оригинала. Но уже тогда складывалось ощущение сериализации фильма, у Кэмерона очень круто получается экшн, но с глубинным раскрытием персонажей выходит не всегда. Тем не менее, "Аватар 2" из своего трехчасового хронометража посвятил именно этому, а зрелищные сцены оказались раскиданы на оставшуюся часть времени. Ждать снова 13 лет не пришлось, триквел выпустили всего лишь спустя 3 года. И тут уже был вопрос, сможет ли Кэмерон чем-то удивить или сделать новый поворот истории, ошеломив зрителей, или все же велики шансы кинуться в самоповтор? Трейлеры были неплохие, но однозначно ответить на вопрос можно было бы только после просмотра ленты. К сожалению, отечественные кинотеатры решили, что нашему зрителю новогоднее настроение создаст Сарик Андреасян со всякими переосмыслениями "Буратино", поэтому до середины января новый "Аватар" точно не придется увидеть на больших экранах, однако, фильм получилось посмотреть сразу, сегодня готов поделиться мыслями об увиденном. ПОЕХАЛИ!
История начинается примерно через год после событий второго "Аватара". Семья Джейка до сих пор живет у рифового племени Меткайина, но из них всех каким-то делом занят лишь Джейк, готовящийся вновь схлестнуться с бывшим работодателем. Нейтири находится в трауре по погибшему сыну, Лоак пытается получить внимание отца, который мысленно считает его причастным к гибели брата, а Кири пытается постигнуть смысл жизни. Больше всех не парится Паук, который бегает в маске по джунглям, косплея Тарзана. Джейк считает, что от Паука надо избавиться и решает его сплавить, отправившись всей семьей в путешествие на воздушном корабле вместе с представителями соседнего племени. Семья становится свидетелями нападения на корабль помешанного на насилии вулканического племени Мангкванов под предводительством безжалостной интригантки Варанг. Отбить атаку им не удается, из-за чего вся семья оказывается в разных частях леса.
Джейк сталкивается с аватаром своего врага полковником Куодричем, который одержим в своем решении найти Паука и перетянуть его на свою сторону. Он временно соглашается помочь Джейку, после чего они вместе сталкиваются с агрессивным племенем Мангкванов. При помощи Кири находящийся при смерти Паук получает новые свойства, позволяющие существовать на планете с меньшим количеством проблем, о чем также узнает Куодрич. Именно тогда он решает пойти ва-банк и найти себе самого неожиданного союзника.
Первое, что сразу бросается в глаза - ощущение дежа-вю. Да, кажется, что все это уже видели, ведь от второй части фильм особо не отличается ни структурно, ни сценарно, ни по визуальной составляющей. В трейлерах было обещано, что приключения главных героев будут показаны в новой среде рядом с вулканическими разломами, однако, почти все сцены вновь связаны с водой. Прошло слишком мало времени, чтобы визуально можно было что-то улучшить, поэтому эффекта новизны в фильме нет. Хоть по сюжету, хоть по действию - это пережевывание материалов из второй части. Спасибо, что хоть никто не стал в фильме шторами торговать, но элементов, способных прямо-таки ошеломить зрителей тут нет.
Сценарные конфликты, на которые также уходить добрая часть сценарного времени, смотрятся странно. Джейк снова хочет получить титул "Папаша года", даже не пытаясь понять своего сына Лоака, тот все время рефлексирует, что его не воспринимают родители, Кири пытается понять, как она родилась и при каких обстоятельствах, Паук продолжает изображать Тарзана, а Нейтири периодически фыркает на до сих пор глубоко беременную Ронал, которая отвечает ей тем же. Даже Куодрич превращается в какого-то друга семьи, который вроде и враг, но и в морду давать ему не хочется. Тут словно Кэмерона покусали сценаристы "Форсажа", из-за чего в фильме много семейных страданий из серии "меня не похвалили, а еще меня не услышали, ща я им покажу".
Даже мотивация части персонажей придумана словно на коленке: то представители корпорации хотят схватить Паука, чтобы провести над ним опыты, то в последний момент решают сделать подлость и нанести удар прямо в скопище китов. А все лишь для того, чтобы объяснить, почему произошла финальная битва фильма.
Единственная, кто действительно вносит разнообразие в это уныние - это Варанг, героиня Уны Чаплин. Ее персонаж - это очень хитрая и мстительная злодейка, способная быстро подстраиваться под выгодный вариант, при этом, обладающая мастерством война. Пожалуй, именно Варанг хоть как-то двигает это затхлое пространство, привнося в него действие. Ее неожиданный дуэт с Куодричем - это такое отзеркаливание Джейка и Нейтири, только за новой парочкой хотя бы интересно смотреть, в отличие от главных героев.
Конечно, с точки зрения визуальных эффектов и работы художника этот фильм - настоящее пиршество для глаз. Хотя ничего инновационного мы тут и не увидим, но прорисовка и проработка настолько глубокие, что в какой-то момент полностью погружаешься в ощущение присутствия на Пандоре. Экшн-сцены пусть и не особо отличаются от второй части, но Кэмерон в этом тоже силен, поэтому здесь никаких нареканий нет совсем.
Третий "Аватар" оставляет двоякие ощущения: это все тот же удивительно подробно проработанный инопланетный мир, переданный через самые передовые визуальные эффекты, он способен захватить в боевых сценах, однако, вторичность сценария, надуманные проблемы главных героев, дыры в сюжете, достаточно плоские в большинстве своем герои, сведенные к определенной функции, наводят на мысли, что именно так продолжать не стоит.
"Аватар 3" собрал 69% положительных рецензий у критиков, что на данный момент наиболее низкий показатель франшизы. При бюджете свыше 400 миллионов долларов фильм пока идет, чтобы взять за выходные 350-400 миллионов и дальше не отставать, тем более, что выносливость у франшизы всегда очень хорошая, но смутно ощущается, что преодолеть планку в 2 миллиарда долларов для фильма будет проблемно. Кстати, даже по премиям и номинациям видно, как индустрия отреагировала на фильм: если он где-то и встречается, то в основном за визуал и работу художника. Есть даже песня и музыка, которые в этой части удивительно блеклые и незапоминающиеся. В одном из интервью Кэмерон сказал, что пока с 4-й частью он не торопится и возможно, что уйдет из продолжения. Вполне возможно, что стоит сосредоточиться на чем-то новом.
Смотреть ли это кино? Визуально это стоит увидеть, по технической части это мощное кино, но его недостатки видны гораздо сильнее предыдущих частей. Впрочем, на большом экране это вполне можно сгладить. Несмотря на имеющиеся проколы, фильм заслуживает свои 6 баллов из 10.
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.