Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Сталкер (1979, СССР, фантастика, Тарковский vs. Стругацкие))): Артефакты? Нет.

"Сталкер" - один из моих любимых фильмов. Повесть "Пикник на обочине" братьев Стругацких мне тоже нравится, но не случайно Тарковский заставлял их переписывать сценарий по мотивам этой повести стотыщ раз. "Пикник на обочине" написан для детей. Это приключенческая повесть, сделанная в традиционном ключе. "Золотой век научной фантастики". Герой повести, Шухарт, ездит в Зону для того, чтобы добыть "хабар", артефакты, вещи, которые современной науке неизвестны. Да, там есть какие-то переживания, эмоции, все как полагается. Но почему туда он шастает? Потому что тут, на Земле, побывали пришельцы из более развитой цивилизации, устроили пикник, потом насрали, а за собой не убрали. Эти объедки - артефакты, из которых можно выработать новые технологии, если ума хватит. Постепенно у Шухарта начинает происходить что-то с мозгами. В повести таких зон было много, их огородили АКЛ, поставили вышки, пулеметы - до дальнейших разбирательств. Но разбирательств не последовало, а различные авантюристы

"Сталкер" - один из моих любимых фильмов.

Повесть "Пикник на обочине" братьев Стругацких мне тоже нравится, но не случайно Тарковский заставлял их переписывать сценарий по мотивам этой повести стотыщ раз.

"Пикник на обочине" написан для детей. Это приключенческая повесть, сделанная в традиционном ключе. "Золотой век научной фантастики".

Герой повести, Шухарт, ездит в Зону для того, чтобы добыть "хабар", артефакты, вещи, которые современной науке неизвестны. Да, там есть какие-то переживания, эмоции, все как полагается.

Но почему туда он шастает? Потому что тут, на Земле, побывали пришельцы из более развитой цивилизации, устроили пикник, потом насрали, а за собой не убрали. Эти объедки - артефакты, из которых можно выработать новые технологии, если ума хватит.

Постепенно у Шухарта начинает происходить что-то с мозгами.

В повести таких зон было много, их огородили АКЛ, поставили вышки, пулеметы - до дальнейших разбирательств. Но разбирательств не последовало, а различные авантюристы стали проникать за колючую проволоку и по-прежнему дыбать "хабар", артефакты. Ставка возросла. Там находиться смертельно опасно, но за это платят!

Фильм выстроен совершенно по-другому принципу.

Кадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма "Сталкер" (1979)

Сталкер, герой фильма в блестящем исполнении А. Кайдановского, - чел не от мира сего. А почему? Потому что он один раз побывал в Зоне. Вдобавок она притягивает его к себе. Зона - наркотик.

Реальный мир понятен, относительно изведан, а Зона - это тайна, загадка, которую разгадывать и разгадывать!

Сталкер дает прозвища "клиентам", которых обещает привести в некую комнату, которая исполняет любые желания.

Интуитивно он угадывает их типажи, но рисуется дурачком. Ему действительно важно привести их в эту комнату. Он - НЕРАВНОДУШЕН. Он в самом деле хочет помочь этим двум пациентам, хотя понимает, что это вряд ли возможно.

Потенциально Зона может всё. На ее добрую волю сталкер и рассчитывает, тем более, что в самом начале путешествия наглого Писателя зона реально пощадила (причем тот этого так и не понял).

Кадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма "Сталкер" (1979)

Фильм снят ошеломительно. Причем художником-постановщиком выступил сам Андрей Тарковский. Лучше всего сделан переход из реального черно-белого мира в мир нереальный. Превосходная сцена, когда герои монотонно едут на дрезине, а потом всё останавливается, и все попадают в цветной мир. Но только не в такой "цветастый" мир, как в Голливуде, а в туманный зеленый мир средней полосы России.

При этом они не понимают, что уже попали в другой мир.

- Ну и что? - говорит Писатель. - Это какой-то развод. Тут идти двести метров.

- Ты че, алень, тут надо идти в обход. По прямой линии ты не дойдешь, - говорит ему Сталкер. - А вообще-то, хрен с тобой, иди как знаешь. Вы все слышали, что я тут не при чем? Во всяком случае, я этого дебила предупредил.

Сталкер кидал "какие-то" гаечки с примотанными к ним бинтиками. А Писатель пошел с полиэтиленовым пакетом в руке.

Но потом вернулся.

- Кто мне сказал вернуться? Ты? Или ты?

"Да мог бы и не возвращаться. Ты сам так захотел".

Начинается удивительное приключение, путешествие в неизведанное.

Кадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма "Сталкер" (1979)

Причем Сталкер умиляется, видя Зону, а на остальных она не действует в этом плане (дискурсе).

Писатель и Физик преследуют свои цели. Но, по-крайней мере, все уже понимают, что Зона - очень опасное место для человеческой жизни.

А может быть, Зона опасна для людей в глобальном смысле. Если каждый герой данного фильма отвечает за свой типаж в реальности.

Тарковский показывает магический реализм высшей пробы.

Но щадящая зона помогает персонажам стать самими собой, понять, что каждый из них - личность, а не типаж. Принять себя такими, какие они есть, как сказал бы иной психолог (в фильме это не показано, конечно).

Я думаю, что если бы действительно инопланетяне побывали на нашей Земле, то мы бы даже не догадались, что они здесь были. Не было и не будет никаких НЛО.

Кадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма "Сталкер" (1979)

Оценка: 10 из 10.

Режиссер: Андрей Тарковский
Сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий,
Андрей Тарковский (по мотивам повести Стругацких "Пикник на обочине")
Операторы: Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
Композитор: Эдуард Артемьев

В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих.

Интересные факты о фильме:

  • Андрей Тарковский считал "Сталкера" своим лучшим фильмом.

Читайте также на моем канале:

Кадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма "Сталкер" (1979)