Найти в Дзене

Памятник погибшим нижним чинам Пограничной стражи на Феодосийском посту. Крым, Феодосия.

21 июня 1902 года от феодосийского кордона Крымской бригады вышла шлюпка № 15 с 8 членами экипажа. На борту было: шесть гребцов, один старший вахмистр и один вольнонаемный рулевой. Шлюпка вышла из Феодосии в 7 часов утра и в 11 часов благополучно дошла до коктебельского кордона. Команда вышла в разъезд на коктебельский пост и для осмотра рыбацких баркасов. Также они перевозили продукты и известь для побелки соседнего кордона. Шлюпка была оборудована всем необходимым: это провизия, экипировка, спасательные жилеты и т. д. Команду ожидали обратно к вечеру того же дня. С полудня начался небольшой ветер, который 22 июня перерос в сильный, а потом в шторм. Поэтому никто не ожидал шлюпку обратно ни 21, ни 22 числа, полагая, что она отстаивается в Коктебеле. 23 июня по делам службы в Феодосию прибыл нижний чин из коктебельского поста. На вопрос, заходила ли в коктебельский пост отрядная шлюпка, он ответил, что заходила и что вышла обратно 21 июня около 6 часов вечера. Предполагая, что шлюпка
В настоящее время памятник утрачен.
В настоящее время памятник утрачен.

21 июня 1902 года от феодосийского кордона Крымской бригады вышла шлюпка № 15 с 8 членами экипажа. На борту было: шесть гребцов, один старший вахмистр и один вольнонаемный рулевой. Шлюпка вышла из Феодосии в 7 часов утра и в 11 часов благополучно дошла до коктебельского кордона. Команда вышла в разъезд на коктебельский пост и для осмотра рыбацких баркасов. Также они перевозили продукты и известь для побелки соседнего кордона. Шлюпка была оборудована всем необходимым: это провизия, экипировка, спасательные жилеты и т. д. Команду ожидали обратно к вечеру того же дня.

С полудня начался небольшой ветер, который 22 июня перерос в сильный, а потом в шторм. Поэтому никто не ожидал шлюпку обратно ни 21, ни 22 числа, полагая, что она отстаивается в Коктебеле.

23 июня по делам службы в Феодосию прибыл нижний чин из коктебельского поста. На вопрос, заходила ли в коктебельский пост отрядная шлюпка, он ответил, что заходила и что вышла обратно 21 июня около 6 часов вечера. Предполагая, что шлюпка вышла из коктебельского поста и остановилась в промежуточном Двуякорном посту (совр. Орджоникидзе), туда послали за справкой и получили ответ, что шлюпка не заходила.

Предполагая аварию, были организованы спасательные работы. 24 июня буксирный пароход "Кафа" вышел в море и прошел 30 верст по направлению хода шлюпки. Но из-за поднявшегося шквального южного ветра был вынужден вернуться обратно. Также о происшествии было сообщено командиру черноморской бригады для усиления наблюдения кавказских берегов. На случай появления у берегов выброшенных предметов от шлюпки и людей. Из керченского отдела вышел крейсер "Ворон", который, прибыв в Феодосию, доложил об отрицательном результате поисков.

Поступила информация, якобы сторож маяка Св. Ильи видел гибель шлюпки в районе горы Иван-Баба. Проверить эти сведения отправился командир отдела на крейсере "Ворон". Вместе с ними вышел пароход "Кафа", на случай, если будет указано место гибели шлюпки, обследовать морское дно. При расспросе сторож сказал, что гибели шлюпки не видел и в тот день был занят покраской маяка. Однако при дальнейших опросах рыбаков и дежурного Двуякорного кордона было установлено, что какая-то неопознанная шлюпка, обойдя гору Иван-Баба, показалась около 7 часов вечера между этой горой и маяком. Но с наступившей вдруг темнотой и налетевшим шквалом скрылась из видимости.

Без сомнений, шлюпка была опрокинута налетевшим шквалом, а затем, имевшая балласт, пошла ко дну. А люди погибли, борясь некоторое время со стихией. 11 июля к берегам Анапского поста Черноморской бригады пограничной стражи прибило труп, в котором опознали нижнего чина пограничной стражи. По широкому поясу в нем признали стражника Рубана, одного из гребцов.

Случившееся несчастье отнесли к неосторожности рулевого Панченко, который, как опытный моряк, должен был учесть ухудшающуюся погоду и не выходить в море. 2 августа 1902 г. Императором Николаем II последовало высочайшее повеление: "В бурную погоду шлюпкам пограничной стражи без крайней нужды не выходить в море и чтобы были приняты все зависящие меры для избежание в будущем подобных несчастных происшествий"

Больше информации:

Памятник погибшим нижним чинам Пограничной стражи на Феодосийском посту (утрачен) - город Феодосия - Людям и событиям в период до 1917 года - Онлайн Каталог-архив "Памятники - Крыма"