Найти в Дзене

Кинопротест 2025: Почему главные хиты года призывают нас «взломать» систему?

2025 год в кинематографе запомнится не только спецэффектами, но и невероятной честностью. Пока мир сотрясают реальные протесты и политические кризисы, кино перестало прятаться за декорациями фэнтези. Большие режиссеры выпустили «триптих сопротивления» — три фильма, которые заставляют нас взглянуть в лицо угнетению и спросить: «А на чьей стороне я?» Разбираем, как Пол Томас Андерсон, Джафар Панахи и Клебер Мендонса Фильо создали главные манифесты нашего времени. Мы уже упоминали этот фильм, но в контексте протеста он раскрывается по-новому. Ди Каприо играет Боба — бывшего революционера, который бежит от фашиствующих сил в США. Код протеста: Фильм начинается с того, как герои врываются в центр содержания мигрантов, чтобы освободить людей. Когда действие прыгает на 16 лет вперед, оказывается, что «ничего не изменилось». Для главного героя время — это размытое пятно. Единственный способ измерить его — это его взрослая дочь (её играет актриса с символичным именем Чейз Инфинити). Она — та с
Оглавление

2025 год в кинематографе запомнится не только спецэффектами, но и невероятной честностью. Пока мир сотрясают реальные протесты и политические кризисы, кино перестало прятаться за декорациями фэнтези. Большие режиссеры выпустили «триптих сопротивления» — три фильма, которые заставляют нас взглянуть в лицо угнетению и спросить: «А на чьей стороне я?»

Разбираем, как Пол Томас Андерсон, Джафар Панахи и Клебер Мендонса Фильо создали главные манифесты нашего времени.

1. «Битва за Битвой»: Леонардо Ди Каприо против американского фашизма

Мы уже упоминали этот фильм, но в контексте протеста он раскрывается по-новому. Ди Каприо играет Боба — бывшего революционера, который бежит от фашиствующих сил в США.

Код протеста: Фильм начинается с того, как герои врываются в центр содержания мигрантов, чтобы освободить людей. Когда действие прыгает на 16 лет вперед, оказывается, что «ничего не изменилось». Для главного героя время — это размытое пятно. Единственный способ измерить его — это его взрослая дочь (её играет актриса с символичным именем Чейз Инфинити). Она — та самая надежда, которая не дает системе окончательно стереть личность Боба.

2. «Это была просто случайность»: Кино как акт неповиновения

Джафар Панахи снял этот фильм тайно, находясь под запретом в Иране. Само существование этой картины — уже акт сопротивления.

-2

Сюжетный взлом: Бывшие политзаключенные ловят человека, которого считают своим бывшим палачом. Весь фильм — это трагикомичное роуд-муви по Тегерану. Название отсылает к начальной сцене, где герой случайно сбивает собаку и пытается оправдаться перед дочерью «плохими дорогами» и «волей богов». Но ребенок не верит в оправдания системы.
Фильм задает жесткий вопрос: когда режим падет, как мы будем справляться с травмой? Винить систему или требовать личной ответственности от каждого карателя?

3. «Секретный агент»: Паранойя в ритме самбы

Клебер Мендонса Фильо переносит нас в Бразилию 1977 года, в эпоху военной диктатуры. Главный герой — профессор (Вагнер Моура), за которым охотится наемный убийца.

-3

Связь времен: Фильм мастерски переплетает прошлое и настоящее. В финале мы видим молодых архивистов, которые слушают записи показаний из 70-х. Это напоминание о том, что историческая амнезия опасна: угрозы из прошлого могут легко вернуться, если мы забудем «исходный код» нашей свободы.

Абсурд как оружие

Все три режиссера используют черный, почти сюрреалистичный юмор, чтобы показать ничтожность тирании:

  • В иранском фильме охранники достают переносные банковские терминалы, чтобы брать взятки прямо на месте.
  • В бразильском триллере отрубленная нога скачет по парку, символизируя жестокость полиции.
  • У Андерсона фанатичные белые супрематисты называют себя «Рождественским клубом искателей приключений».

Итог: Кто нас спасет?

Главная мысль всех этих картин едина: спасение не в одиночных героях, а в солидарности и новом поколении. Дети в этих фильмах — от новорожденного младенца в Иране до дочери Ди Каприо в США — выступают моральным компасом. Они не принимают ложь системы и готовы строить будущее с чистого листа.

А вы верите, что кино способно изменить мир или хотя бы заставить нас задуматься о происходящем вокруг? Какое «сопротивление» на экране впечатлило вас больше всего в этом году? Обсуждаем в комментариях!