До нынешнего декабря я, как и многие, думала, что в парках Петергофа зимой неинтересно, ведь их главное украшение - фонтаны! Но моё мнение изменилась кардинально, когда я впервые увидела Нижний парк зимой. И оказалось, что и в это время года в парке есть своё очарование, а также 5 других плюсов, о которых я расскажу в этой статье.
1. Бесплатный вход
Летом цены на вход в парк довольно высокие. На скриншоте ниже можно увидеть, какими они были в 2025 году. Причем, скидок для пенсионеров нет. Есть только возможность бесплатно посетить парк один раз в месяц.
Но, несмотря на высокие цены, летом в кассы стоят очереди, причём весьма длинные. А зимой - проход свободный.
И можно сколько угодно раз входить и выходить из парка, что невозможно сделать летом, придётся при каждом входе покупать новый билет.
2. Отсутствие толп народа
Казалось бы, бесплатный вход будет способствовать ажиотажу, и в парке будет много народа. Но, вопреки ожиданиям, гуляющих людей было очень мало. И можно спокойно сделать фото в самых популярных местах без очереди и без лишних людей в кадре.
До этой прогулки я была в Нижнем парке Петергофе накануне пан-демии и мне запомнились толпы китайцев из-за которых вообще невозможно было рассмотреть достопримечательности, да и просто без толчии пройти по аллеям. А зимой есть возможность рассмотреть внимательно все скульптуры, здания и, конечно, сам Большой дворец.
Кстати, вы знаете, что вначале он назывался Нагорные палаты, ведь он расположен на 16 метров выше Нижнего парка.
Дворец, который мы видим, был перестроен в середине XVIII века архитектором Бартоломео Растрелли. Он добавил третий этаж, галереи и два боковых корпуса, создав пышный барочный облик.
Тогда же кровля дворца была оснащена скрытыми желобами, которые отводят дождевую воду прямо в фонтанную систему. Это решение XVIII века экономило ресурсы и защищало стены от сырости.
Во время Великой Отечественной войны дворец был практически полностью уничтожен: немцы подожгли здание, а при отступлении взорвали его. От величественного сооружения остались лишь обгоревшие стены. Реставрация началась в 1951 году, а первые залы открылись для посетителей в 1964-м. Полное восстановление заняло более 60 лет. И сейчас во дворце работает выставка "Подвиг возрождения", рассказывающая об этом.
3. Фонтаны не мешают рассмотреть скульптуры большого каскада
Неотъемлемая часть архитектурного ансамбля дворца - Большой каскад, находящийся у его подножья.
Его украшают 225 позолоченных скульптур. Это 37 бронзовых золочёных статуй, 16 ваз, 29 барельефов, а также небольшие скульптуры: бюсты, дельфины, львы и лягушки. И зимой струи воды не мешают их внимательно рассмотреть.
Также отлично видна доминанта каскада - скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва», символизирующая победу России в Северной войне.
Лев - персонаж шведского герба, а битва под Полтавой пришлась на День святого Самсона. Правда, сам Петр I хотел видеть на этом месте Геркулеса, кромсающего гидру, и по каскаду должна была хлестать пена из отрубленных голов. Но отлить Геркулеса до кончины царя не успели, а наследники выбрали менее кровожадный сюжет.
И сейчас скульптуру Самсона можно разглядеть во всей красе, а летом её закрывают струи самого мощный водомета Петергофа, бьющего в высоту на 21 метр. Кстати, есть легенда, будто поначалу струя из пасти льва была еще выше. И в ветреные дни брызги от фонтана накрывали дворцовый балкон, поэтому императрица Елизавета Петровна, измучившись сушить платья, приказала фонтан уменьшить.
4. Можно рассмотреть устройство бассейна-ковша
Зимой вода в бассейне, откуда Морской канал тянется к Финскому заливу, спущена и можно увидеть, что он, оказывается, совсем неглубокий. А ведь по идее Петра I предполагалось подплывать ко дворцу на кораблях, а ковш служил бы разворотным кругом для них.
Для обеспечения прохода судов при императоре Петре на канале был построен шлюз, который позволял выравнивать перепад высот между каналом и Финским заливом. Шлюз функционировал до 1735 года, пока в центре ковша не установили фонтан «Самсон», после чего движение судов по каналу прекратилось.
А вот вода от всех фонтанов Петергофа попадает в Морской канал за счёт перепада высот без использования технических насосов. Из чаш фонтанов вода по водоводам поступает в канал через золочёные маскароны, прикреплённые к 14 гранитным пилонам. Они были установлены в 1853–1860 годах по проекту А. Штакеншнейдера и Н. Бенуа от ковша до Марлинского моста. А до этого берега канала были облицованы кирпичной кладкой, и мосты через канал при Петре были разводными.
Интересно, что во время Великой Отечественной войны Морской канал был превращён в противотанковый ров.
5. Отсутствие толп народа позволяет заметить новые детали в парке
Я столько раз бывала в Нижнем парке и никогда не замечала около Императорского павильона на Морской пристани памятник Петергофскому десанту.
Хотя этот памятник был установлен на берегу в 1980 году!
Про памятник и трагическую историю десанта я рассказала в своём телеграмм-канале ⬇️
Кстати, здание, рядом с которым находится памятник, долгое время ошибочно назвалось «Императорский» или «Царский павильон», или «Дом на пристани». Впоследствии оказалось, что павильон был построен в середине XIX века предположительно по проекту архитектора Н. Л. Бенуа и его первоначальное назначение и название - «Императорская радиостанция».
Там, после 1899 года был установлен радиотелеграф А. С. Попова, а в подвале сохранился фундамент для динамомашины. В начале XX века здание приобрело облик большого корабля: из эркеров «выросли» корабельные башни, с севера и юга появились террасы, похожие на палубы.
В 1920-х годах в здании размещался лазарет, в 1950-х — шлюпочная станция. В 2004 году в павильоне открыли музей «Императорские яхты». Экспозиция рассказывает о Петергофе как морской резиденции российской царской семьи.
Как вы видите, зимняя прогулка по Нижнему парку Петергофа позволяет уделить внимание не фонтанам, а зданиям и скульптурам.
А ещё зимой можно посетить музеи, которых в Петергофе очень много.
А вы любите бывать в Петергофе зимой? Пишите в комментариях!
Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: