Начать стоит с понятия "активный отдых".
По Сеченову - это смена деятельности.
Но понимать её как смену работы одной мышцы на другую не годится. Понимать следует, как переключение высшего звена регуляции- другого нервного центра!
И да, другой нервный центр организует другой вид мышечной активности и это и зачитывается за активный отдых.
В качестве хорошего примера может идти пешеходная прогулка после тренировки.
Но ещё лучше для наглядности живо представить в воображении руки мастера парикмахерского искусства!
Как они порхают вокруг своей подопечной модели, создавая шедевр!
На самом деле, это очень тяжелый труд. Напряжение рук идет от позвоночника (зона между лопаток), по всей длине рук, до кончиков пальцев, ведь ладони также задействованы в труде.
Даже если мастер опытен и перераспределяет нагрузку равномерно, усталость все равно накапливается и рукам требуется отдых.
Опыты сеченовской физиологической школы уже давно показали, что пассивный отдых- сложив руки - намного менее эффективен.
Поэтому, оценив профессиональную нагрузку, подберем её полную противоположность.
В работе парикмахера много мелких движений на слабовыносливые мышцы кисти и значительная статическая нагрузка на предплечья, на мышцы сгибатели плеча и мышцы рук, расположенные на спине (трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины).
Противоположностью такой хронической профессиональной нагрузке будут упражнения в растягивании в положении руки в стороны, вперёд и вверх и циклические движения: круговые движения плечами вперед и назад при опущенных руках, махи руками вперед и назад.
А также разнообразные встряхивания, самое эффективное из которых - встряхивание кистей из положения "руки вверх".
Таким образом мастер - парикмахер даёт отдых рукам.
В процессе активного отдыха уставшие в работе нервные центры полностью переключаются в режим торможения, так как доминанта возбуждения полностью перешла к другим нервным центрам.
Тогда как при пассивном неподвижном положении тела уставшие центры могут неполностью подтормаживаться и вместо отдыха формировать очаг хронического напряжения. Что подтверждает, например, напряжение предплечий в покое. Казалось бы, работа закончена и можно расслабиться, но нет.
Согласно принципу Ухтомского, чтобы избежать сильного или хронического утомления, доминирующие мозговые центры должны, просто обязаны, переключаться с одного на другой.
Теперь, когда принцип активного отдыха стал немного ближе и понятнее обывателю, рассмотрим универсальное движение для отдыха, движение-отдохновение, реабилитацию после любых нагрузок от наших любимых кумиров!
Боги физкультуры и маркетинга позаботились о нас, простых смертных, решив раз и навсегда снимать свои тренировки, танцевальные практики и активный отдых!
Сегодня нас порадуют наглядной демонстрацией великолепного движения по старшинству Ким Сокджин, Ким Намджун и Чон Чонгук!
Делают, конечно, все, даже мы на танце живота практикуем это упражнение, но пока на просторах интернета попались только эти трое.
Упражнение несложное.
Присаживаемся в положение бедра параллельно полу, упираемся пуками в надколенную область бедер и поворачиваем грудную клетку, демонстрируя анфас сначала одно плечо, затем другое. Руки прямые.
В цифровом изображении может показаться, что Сокджин удобно пристроил пятую точку на диван и этим здорово облегчил себе жизнь.
Но, вот доказательства, что айдолы беспощадны к себе и не филонят.
Пожалуй, обывателю не следует повторять поподвыверты плечами как на фотографии. Пользуясь случаем, полюбуемся прекрасными и хорошо проработанными икроножными мышцами нашей модели. На второй фотографии отчетливо видна постановка ладоней пальцами внутрь. Так удобнее делать отталкивания от колена, совершая поворот плеча.
Теперь полюбуемся как это упражнение делает Чон Чонгук.
За что бы ни взялся Чонгук все у него выходит ладно и естественно.
Милый Гуки разместил ладони пальцами наружу, но он может себе это позволить. Мышцы его ладоней настолько проработыны и сильны, что для толчка хватит и мышцы тенара-группы мышц возвышения большого пальца.
Эти сильные, тренированные руки!
Полюбуемся на полное исполнение от Джина!
Упражнение может быть отнесено к упражнениям общей физической подготовки - повышение общего уровня физического развития.
В процесс его выполнения вовлекаются группы мышц по всему телу, поэтому его можно отнести к упражнениям разносторонней физической подготовки.
Упражнение в полной мере соответствует первоначальному смыслу культуры: возделывание, обработка, уход, совершенствование.
Только, согласно актуальному пониманию всё это относится уже не к участку возделываемой земли, а к собственному телу человека. Помним, что культура всегда в оппозиции к природе.
И наше упражнение способствует развитию тела как ценности-увеличивает его функциональные возможности, физическую подготовленность, работоспособность. И, как следствие, сохраняет и укрепляет здоровье.
В упражнении участвуют все основные (несущие) мышцы тела.
Мышцы, несущие осанку и поддерживающие позу, то есть, вся задняя поверхность тела. Даже мышцы шеи участвуют.
Присед и скручивание вовлекают и мышцы передней поверхности, например, квадрицепс - четырехглавую мышцу бедра, а также полностью мышцы рук.
Работу стопы можно отметить особо, она вовлечена в работу полностью.
Для пущей эффективности лучше пальцами стопы вцепиться в землю. (Шутка от нашего тренера по айки-до? Не шутка! Айкидоки занимаются босиком и от усердия вцепляются чем угодно во что угодно: татами, земля, стопа партнера...
Оттого что ноги расположены шире плеч также подается нагрузка на внутренние мышцы ног. Они, как правило, слабо вовлечены в профессионально-бытовую деятельность.
Если Вы, конечно, не портной в нетехнологичном ателье. Портняжная мышца тогда названа в Вашу честь!
Итак, применим это упражнение, как средство и способ преобразования человеком его собственной природы, на практике!
Самое ответственное действие - принять исходное положение.
Поза стоя, прямые ноги шире плеч, пальцы стоп направлены в стороны. Следим за сохранением осанки (крестец втянут, нижние углы лопаток продвинуты вперед, подбородок параллелен полу, плечи автоматически идут назад, а грудь-вперед)
Из исходного положения приседаем с прямой спиной до максимально возможного уровня. Чем ближе к позиции бедер "параллельно полу", тем лучше.
Спина по-прежнему прямая!
Прямые руки поместим на надколенные области пальцами внутрь.
Если Вы, вдруг, Чон Чонгук из BTS, то можно и пальцами наружу, Вы непременно справитесь!
Выпрямим спину вновь, если вдруг перекосилась.
Затем, ответственно сгибаем туловище в ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВАХ!
Ни в коем случае не пытаемся скруглить спину в позвонках. Позвоночник имеет сегментарное строение в целях амортизации нагрузки, а не сгибания!
Статика готова.
Переходим к динамике.
Отталкиваясь ладонью от колена поворачиваем туловище вокруг его вертикальной оси. Упражнение не относится к скручиваниям. Это, скорее, растягивание боковых мышц туловища и глубоких мышц спины, в том числе, мышцы выпрямляющей позвоночник.
Затем отталкиваемся другой рукой от другого колена и поворачиваем туловище в другую сторону. Плечо тянем к земле.
Повторяем до 30 - 40 раз. Начинающие начинают с 10 повторений.
Здесь ученики уже вспотели, а тренер говорит, что положение тела настолько удобное, что можно так отдохнуть и чайку попить. Люблю нашего тренера.
Итак, что мы имеем в процессе выполнения.
Ноги и тазобедренная область статичны, а верхний плечевой пояс динамичен.
Повторю, что нет скручиваний. Мы поочередно тянемся плечами к земле, подстраховывая упирающимися практически прямыми и лишь несного амортизирующими руками спину от скругления. Голова находится на одном месте, не болтается и не отклоеяется. Можно смотреть вперед как Джин или в пол как Чонгук.
Движение дисциплинирует сознание и учит концентрировать внимание.
С этого движения можно начать формировать навык повышения внимательности, как свойства характера.
Обратите внимание на пальцы стоп. Они так и норовят поджаться и замереть в напряженном состоянии, оттягивая на себя часть энергии организма.
Шея также не должна зажиматься ни спереди, ни сзади. Организм должен свободно дышать и просто делать свою работу.
Упражнение выступает как ежедневное, может выполняться отдельно, и годится для нескольких подходов в день.
Подготовка к профнагрузкам и реабилитация после них.
Наглядная предконцертная демонстрация от Ким Намджуна из BTS!
А также, в качестве переходного от силовых упражнений к растягивающим в общем рисунке тренировки.
А потом можно упасть и отжаться, подобно Ким Сокджину!
Дорогие читатели, если при прочтении и попытках выполнения появятся вопросы, пожалуйста, задавайте в комментариях. 💞