Найти в Дзене

Николай Скоробогатов: как жил и ушел мастер эпизода

Николая Скоробогатова часто именуют мастером эпизода, и это звание он оправдывал безукоризненно. За свою карьеру он снялся более чем в пятидесяти картинах, и каждая его роль, пусть даже крошечная, неизменно оказывалась яркой и запоминающейся. Особую славу ему принесли крылатые фразы, которые разошлись на цитаты и стали частью народного фольклора. Это и гурманская оценка Прохора Борисовича из «Вассы» — «Такой портвейн, какого даже сами португальцы не нюхали!», и философское замечание дворника Тихона из «Двенадцати стульев» — «Кому и кобыла невеста», и трогательное объяснение кузнеца Степана из «Формулы любви» — «Любовь у них, Фимка, – «амор». И глазами так…» Несмотря на такую узнаваемость, многие подробности его биографии, к сожалению, по-прежнему известны лишь немногим. Родители Николая Скоробогатова были далеки от мира сцены. Его отец, Аркадий Иванович, трудился на железной дороге, а мать, Александра Ивановна, вела домашнее хозяйство. Семья жила в старинном городе Вязьме Смоленской

Николая Скоробогатова часто именуют мастером эпизода, и это звание он оправдывал безукоризненно. За свою карьеру он снялся более чем в пятидесяти картинах, и каждая его роль, пусть даже крошечная, неизменно оказывалась яркой и запоминающейся.

Особую славу ему принесли крылатые фразы, которые разошлись на цитаты и стали частью народного фольклора. Это и гурманская оценка Прохора Борисовича из «Вассы» — «Такой портвейн, какого даже сами португальцы не нюхали!», и философское замечание дворника Тихона из «Двенадцати стульев» — «Кому и кобыла невеста», и трогательное объяснение кузнеца Степана из «Формулы любви» — «Любовь у них, Фимка, – «амор». И глазами так…»

Несмотря на такую узнаваемость, многие подробности его биографии, к сожалению, по-прежнему известны лишь немногим.

"Случай на шахте восемь"
"Случай на шахте восемь"

Родители Николая Скоробогатова были далеки от мира сцены. Его отец, Аркадий Иванович, трудился на железной дороге, а мать, Александра Ивановна, вела домашнее хозяйство. Семья жила в старинном городе Вязьме Смоленской области, где 19 декабря 1923 года и появился на свет их сын Коля.

Уже в школьные годы мальчик стал завсегдатаем местного драматического театра. Вскоре его искренний интерес заметили и стали привлекать к небольшим детским ролям. Талант юноши оказался столь очевиден, что в семнадцать лет его зачислили во вспомогательный состав вяземского театра, сделав первым шагом в профессии.

Когда началась война, семья Скоробогатовых была эвакуирована в Сталинград. Там молодого актёра приняли в труппу Театра юного зрителя. В один из периодов, когда театр временно прекратил работу, Николаю, чтобы выжить, пришлось сменить сцену на склад — он устроился кладовщиком на военном предприятии.

"Звездный мальчик"
"Звездный мальчик"

В марте 1942 года судьба Николая Скоробогатова сделала резкий поворот — его призвали в армию и отправили на передовую. Он воевал стрелком в составе воздушно-десантного полка, пройдя тяжёлыми фронтовыми дорогами.

Интересно, что официальное признание его воинской доблести пришло с большим опозданием — лишь спустя четыре десятилетия, в 1985 году, артист был награждён орденом Отечественной войны II степени.

"Взорванный ад"
"Взорванный ад"

Вернувшись с войны в 1945-м, Николай Скоробогатов не стал терять ни дня — он сразу подал документы в легендарное Щепкинское училище. Его взяли на курс к самой Вере Пашенной, элите советской сцены, что сразу задало высокую планку его будущему.

Его творческий путь был нелинейным и насыщенным: от московской Театра Сатиры и сцены для советских солдат в Германии до Театра-студии киноактёра. Но судьба ждала его в Московском гастрольном театре комедии. Именно там, в 1957 году, среди чемоданов и переездов, разыгрался его личный «служебный роман» с коллегой — актрисой Надеждой Новичковой.

Их дочь с улыбкой вспоминала семейную легенду о начале этих отношений:


«Папа был человеком действия. Чтобы пригласить маму на свидание, он не стучался в дверь её гостиничного номера. Вместо этого под её дверью раздавался тихий, но выразительный напев: «Раскудря-кудрявая девчонка, что обходишь ты меня сторонкой?..» Как тут было устоять?»
"Опровержение"
"Опровержение"

Дочь Скоробогатовых, Ольга, родилась спустя пять лет после знакомства родителей. Любовь к театру, похоже, передалась ей по наследству — Ольга Николаевна окончила театроведческий факультет ГИТИСа и сегодня служит заведующей литературной частью в «Независимом театральном проекте», продолжая культурную династию в новом качестве.

Николай Аркадьевич был страстным библиофилом, и это увлечение переросло в собственное творчество — он обладал несомненным литературным талантом и написал несколько киносценариев. Однако ни один из его замыслов так и не воплотился на экране; по словам родственников, виной тому была цензура, не пропускавшая его работы.

Было у артиста и необычное хобби — он с увлечением собирал карикатуры, которые ему присылали со всего мира. Это уникальное собрание до сих пор хранится в семье в виде нескольких увесистых альбомов, наполненных графической сатирой разных эпох и культур.

"Деревенский детектив"
"Деревенский детектив"

Дочь актера рассказывала в интервью:

"Папа был разносторонним человеком. Например, любил шить – брюки, шорты, какие-то вещи мне и маме. Всё это делал по газетным и журнальным вырезкам. Прекрасно готовил. Помню, однажды привёз с гастролей из Ташкента абрикосы. Чтобы не испортились, сварил варенье. Ну как же это было вкусно!"

Кинодебют Николая Скоробогатова состоялся в 1951 году в комедии Владимира Петрова «Спортивная честь». Фильм, ныне почти забытый, тогда пользовался немалым успехом, но эпизодическая роль радиослушателя на вокзале, которую исполнил начинающий актёр, прошла незамеченной для публики и критиков.

Следующее десятилетие не принесло ему заметных ролей. Он появлялся на экране редко и исключительно в малозначимых эпизодах: хулиган в драме «Случай на шахте восемь» или безликий стражник в сказке «Звёздный мальчик». Казалось, кинематограф не торопился разглядеть в нём того самого будущего мастера запоминающегося кадра.

"Ошибка резидента"
"Ошибка резидента"

Кинематографическая судьба Николая Скоробогатова сложилась так, что путь к узнаваемости у зрителя оказался долгим. Хотя регулярно сниматься он начал уже со второй половины 1960-х, даже первая заметная роль не стала для него трамплином к славе.

Прорывом могла стать работа в напряженном психологическом детективе Ивана Лукинского «Взорванный ад». Фильм, действие которого происходило в стенах немецкой диверсионной школы во время войны, предлагал актеру сложный и драматичный образ. Скоробогатов сыграл старшего лейтенанта Лифанова, бывшего директора леспромхоза, который, попав в плен, выбирает путь сотрудничества с фашистами. Эта роль позволила актеру показать глубину и надлом своего героя, однако карьере Скоробогатова она резкого поворота не придала.

"Следствие ведут Знатоки. Из жизни фруктов"
"Следствие ведут Знатоки. Из жизни фруктов"

Кинематограф продолжал видеть в нем скорее универсального характерного актера, надежного «кирпичика» для сборки любого сюжета. Он оставался мастером эпизода, чье лицо запоминалось, но имени — нет. Вслед за диверсантом-перебежчиком он почти сразу предстал в образе представителя правопорядка — милиционером в драме «Три дня Виктора Чернышёва».

А далее его фильмография стала калейдоскопом небольших, но ярких типажей: суровый судья в культовом шпионском фильме«Ошибка резидента», азартный завсегдатай ипподрома в спортивной ленте «Сотвори бой» и, наконец, добродушный председатель колхоза Иван Иванович в популярном в свое время «Деревенском детективе».

"Сотвори бой"
"Сотвори бой"

Вопреки расхожему мнению, настоящая народная известность пришла к Николаю Скоробогатову не в кино, а из театра «Ленком», где он служил более двадцати лет. Хотя его эпизоды у Марка Захарова — дворник Тихон и кузнец Степан Степанович — стали классикой, в кино ему часто не везло.

Яркий пример — роль священника в «Том самом Мюнхгаузене». Скоробогатов пробовался на неё, но Захаров отдал её Владимиру Долинскому. Эта неудача, однако, не омрачила его Скоробогатова. Он оставался тем самым незаметным гением второго плана, чьи небольшие, но филигранные роли в спектаклях «Ленкома» (Профос, Лебедев) ценились зрителями и критикой выше иных главных.

"Демидовы"
"Демидовы"

В 1978 году Николай Скоробогатов снялся в главной роли в фильме Семёна Арановича «Летняя поездка к морю». Сюжет был простой: в 1942 году в Архангельске группа трудных подростков отправляется на Новую Землю собирать яйца и птицу для голодающих горожан. Скоробогатов сыграл бригадира, пожилого промысловика Михаила Петровича Шестакова, который должен был за ними присматривать.

Фильм сняли без патетики, сухо и по-деловому. Не о громких подвигах, а о тяжёлой и опасной работе. Чиновникам такая трактовка военной темы не понравилась — картина пролежала на полке полтора года, её не хотели выпускать в прокат.

Но когда фильм всё же показали, он нашёл своего зрителя. Людей, которым была интересна не парадная сторона войны, а обычная, трудовая. Работа Скоробогатова в этой роли хорошо легла в общую стилистику картины.

"Летняя поездка к морю"
"Летняя поездка к морю"
"Я помню, как папа рассказывал о съёмках этого фильма, – рассказывала в интервью дочь актера Ольга Скоробогатова. – Снимали долго и трудно где-то на островах Баренцева моря. Жили там же – на корабле. Когда папа должен был улетать домой, ему подарили огромную сёмгу. Она оказалась настолько большая, что не поместилась в чемодане – наружу торчал хвост. Так вот в аэропорту его задержала милиция, подумали, что браконьер. Он и выглядел так же – небритый, в какой-то походной одежде. Потом разобрались, артиста узнали и отпустили".
"Хорошо сидим!"
"Хорошо сидим!"

Николай Скоробогатов не гнался за славой и не роптал на судьбу из-за того, что главные роли доставались ему нечасто. Для него всегда на первом месте была семья.

Он до последнего выходил на сцену «Ленкома» и продолжал сниматься. В последние годы здоровье стало сдавать — отказали почки. Несколько операций не помогли восстановить их работу. Актер ушел из жизни 10 июня 1987 года. Ему было всего 63 года.

Супруга Николая Аркадьевича, Надежда Константиновна, пережила его на долгих 28 лет. Все эти годы она очень тяжело переживала утрату, так и не смирившись окончательно с потерей любимого мужа. Они прожили вместе тридцать лет и теперь покоятся рядом на Ваганьковском кладбище.

Также смотрите: