Десять лет назад смартфоны уже умели делать хорошие фотографии, однако их камеры по своим возможностям всё ещё уступали фотоаппаратам. Одной из проблем было ограничение в фокусных расстояниях: даже самая простая «мыльница» могла предложить универсальный объектив, в то время, как телефон умел снимать только в одном, широкоугольном формате. Попытки создать «камеру со встроенным телефоном» когда-то предпринимала Samsung (Galaxy S4 Zoom, Galaxy K Zoom), однако её устройства были слишком громоздкими и неудобными.
И вот, в начале 2015-го свой ответ корейцам предложила тайваньская ASUS. Её новенький ZenFone Zoom предлагал объектив-перископ от Hoya Corporation, линзы которого располагались поперёк корпуса и перемещались двумя моторчиками. В совокупности это давало диапазон фокусных расстояний от 28 до 84 мм — то есть, от обычного широкого угла до условного трёхкратного зума. Подобные вариообъективы сейчас использует компания Sony во флагманах Xperia 1, ну, а перископы с фиксированным ФР, наверное, не применял только ленивый.
Матрица камеры была представлена 13-мегапиксельным сенсором от Panasonic с размером 1/3″. Из дополнительных фишек ZenFone Zoom предлагал оптическую стабилизацию и лазерный автофокус, а вот записывать 4K-видео телефон не умел. Также изначально модуль должен был включать ксеноновую вспышку как на флагманах Nokia, однако в окончательном варианте смартфона оставили обычные светодиоды.
Внешний вид модели полностью отражал её назначение. Кроме внушительного блока под камеру, явно вдохновлённого дизайном Nokia 1020, аппарат предлагал крышку из натуральной кожи (не только для роскоши, но и для удобного хвата!), ремешок для ношения на запястье и сразу две дополнительные кнопки — двухступенчатую для спуска затвора и маленькую для записи видео. Благодаря конструкции объектива смартфон был заметно тоньше решений от Samsung (всего 11,95 мм), хотя в остальном он всё же оставался немаленьким — длина 158.9 мм, ширина 78.84 мм и масса 185 грамм. Во многом это было связано с широкими рамками вокруг экрана, которые к началу продаж уже казались архаичными.
Что касается начинки, то ASUS продолжала гнуть свою линию. Смартфон работал на базе 4-ядерного Atom Z3590 — последнего «мобильного» процессора от Intel. На момент своего выхода это было довольно мощное и производительное решение, однако из-за отсутствия должной оптимизации и перегруженной оболочки ZenUI оно быстро устарело. Не спасало положение и максимальное для своего времени количество памяти — 4 ГБ оперативной и 128 ГБ встроенной с возможностью расширения. Кстати, Zoom предлагал всего один слот для SIM-карты, и это считалось минусом.
Экран модели также был несовершенным: несмотря на типовые диагональ и разрешение (5,5″, 1920x1080) он имел невысокую максимальную яркость, что для камерофона — серьёзный недостаток. Зато с автономностью и связью всё было хорошо: батареи на 3000 мАч при всей небольшой ёмкости хватало на день работы, а кроме 4G были заявлены такие вещи, как Wi-Fi 5 и NFC. Крышка телефона была съёмной, а вот батарею без полной разборки снять было нельзя. Компания предлагала покупателям докупить разные варианты сменных крышек, в том числе и сочную оранжевую.
ASUS ZenFone Zoom ждал своего часа практически год: его первая презентация состоялась в самом начале 2015-го, а первые покупатели получили его лишь в декабре. Всё это время казалось, что смартфон так и останется концептом, однако компания всё же смогла запустить его в серию, за что мы ей, конечно, очень благодарны. Но это вовсе не означает, что аппарат получился удачным: при своём ценнике в 50 тысяч рублей он имел слишком много конкурентов, а вот каких-либо заметных особенностей, кроме камеры и количества памяти, у него не было.
Главное достоинство в виде оптического зума было подпорчено невысокой светосилой (f2.7-4.8) и не лучшими алгоритмами постобработки: невысокая детализация, слабый динамический диапазон и заметное падение качества при слабом освещении. ZenFone Zoom не мог полноценно конкурировать с той же Samsung, которая к тому моменту уже перестала играться с объективами и просто стала устанавливать обычную, но хорошую камеру. Также камерофону от ASUS не хватало поддержки съёмки в RAW, а ведь с ней пользователь мог бы рассчитывать на поправку всех цифровых огрехов.
Несмотря на все перспективы, Hoya отказалась от дальнейшего развития зум-объектива. По этой причине следующий ASUS ZenFone 3 Zoom, вышедший в 2017 году, реализовал оптическое приближение наиболее простым способом — с помощью отдельного модуля с фиксированным фокусным расстоянием 59 мм. Конечно, такое решение заметно снижало расходы и повышало надёжность телефона, однако оно уже не было уникальным, тайваньская компания фактически скопировала iPhone 7 Plus. В мире, где многое решают деньги и маркетинг, революционные технологии часто остаются недооценёнными и откладываются в долгий ящик, где могут лежать до бесконечности.
В наши дни ожидать полноценного возрождения таких объективов уже не стоит, так как обязанности переменного зума, по сути, взяла на себя вычислительная фотография. Компаниям куда проще установить 200-мегапиксельную камеру и прописать нужные алгоритмы постобработки, чем разрабатывать с нуля специальный объектив и возиться с его установкой в тонкий корпус. Надежда остаётся лишь на имиджевые Ultra-флагманы, где все затраты компенсируются высокой конечной стоимостью, и то в таком случае производителям придётся что-то решать с размером сенсора и светосилой оптики.
Своё мнение о ASUS ZenFone Zoom вы можете написать в комментариях, а если вы владели этим смартфоном — буду рад почитать ваш отзыв.