Покинув Соборную гору (о чем у меня рассказано тут), я направилась по Большой Советской улице вверх, к Троицкому монастырю. Вообще в планах было прогуляться по близлежащему кварталу.
Бывшая типография Подземского
Улица довольно круто поднимается, я сочувствую водителям авто, когда они тут ездят зимой по нехорошей погоде. И дома, видите, с каким уклоном фундамента построены. Желтенький большой - это бывшая типография Подземского, рабочие которой устроили большую стачку в 1905 году. Памятник истории регионального значения, а не просто архитектуры.
Свято-Троицкий женский монастырь
Рядом с бывшей типографией стоит колокольня Троицкого монастыря. Гм, подумала я, вот ведь в советское время надо было именно посреди монастырского двора проложить улицу. Но сейчас стала читать историческую справку и обнаружила, что большевики здесь ни при чем, это все Петр Первый устроил, такое разделение. Не понравилась ему старая дорога в 1709 году, приказал здесь проложить улицу, которую назвали потом Благовещенской. Сама же колокольня 1720 года постройки.
Я же захожу в монастырь. Когда-то давно он был мужским, до революции. А еще раньше он был униатским. Там длинная и витиеватая история, которая вкратце о том, что сначала монастырь был православным, потом пришли на 43 года поляки в 17 веке и монастырь отдали католическому ордену доминиканцев, которые разместили здесь униатов (это такие странные православные, которые обряды сохранили, а вот главенство приняли Папы Римского, а не нашего патриарха или митрополита, также и догматы у них католические). Но наши войска потом вернулись и все встало на свои места, как и было.
Так выглядит Троицкий собор. Перед ним каменное здание с главкой, увенчанной крестом - это так называемый Митрополичий дом. Дело в том, что до 1740 года Троицкий монастырь был местом проживания смоленских архиереев. Полупрозрачная палатка справа в углу - это что-то временное современное над, похоже, усыпальницей митрополитов. Но это не точно.
На фоточке ниже можно увидеть, что дом митрополитов соединен крытой галереей с основным зданием храма, принцип домовой церкви наоборот (домовая церковь обычно маленькая и является частью дома, а здесь сам дом маленький и составляет единое целое с большим храмом, забавное наблюдение). Справа от храма - это пристроена ризница, в 1727 году. У архиереев свита большая и богослужебных облачений много, поэтому такая пристройка неудивительна, я больше удивляюсь, чего они раньше ее не построили.
Сам монастырь весьма небольшой. Слева бывшая больничная церковь Зачатия святой Анны, ныне действующий храм (Троицкий собор тогда, в 2013-м, был закрыт на ремонт, или просто закрыт, я не поняла). Построена Зачатьевская церковь уже после жительства здесь митрополитов Смоленских, когда монастырь уже просто стал обычным мужским, в 1760-х.
Стена же монастырская построена довольно поздно, в самом конце 18 века. Как завершение всех надстроек, пристроек и перестроек.
А я покидаю старинный Свято-Троицкий женский монастырь Смоленска и снова иду по крутой Большой Советской. Успенский собор виден со многих точек города. Забыла сказать, что этот монастырь, Троицкий, - самое старинное место на этой улице.
Дом купца Павлова или Дом книги
Еще одно большое здание с косым фундаментом. Это сейчас Дом книги, а раньше он назывался "Дом купца Павлова". Построен в конце 19 века, достраивался в начале 20-го. Стиль - необарокко смоленского толка. Книжный магазин взамен модных лавок арендаторов здесь поселился сразу после революции - в 1918 году.
В этом здании выступали и читали свои стихи разные советские известные поэты. Например, Твардовский. И другие. Есть памятная табличка на стене.
Городские виды на улице Козлова
Я же сворачиваю на улицу Козлова и направляюсь к храмовому комплексу возле Вознесенского собора. Все удивляюсь тому, что Смоленск на горах построен, сплошные спуски и подъемы. А то, что Москва, из которой я утром приехала, стоит на семи холмах - это я не помню, разумеется.
Между деревьями сквера снова виден Успенский собор. Безоговорочная доминанта города.
Сам сквер посвящен смолянам, защищавшим город в годы Второй Мировой Войны.
Вознесенский женский монастырь
Вообще-то, это не храмовый комплекс, а Спасо-Вознесенский женский монастырь Смоленска. Выходит, что в городе два женских монастыря. Интересно.
На фоточке ниже слева Вознесенская церковь, справа, зелененькая, это надвратная церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Между ними придел вмц. Екатерины, оформленный как отдельный храм и соединенный с храмом Вознесения Господня. По времени постройки, Екатерининский придел - это вторая половина 18 века, Ахтырская церковь - первая половина века 19-го.
Памятная табличка на стене храма сообщает, что здание церкви Вознесения построено в конце 17 века. А я больше скажу, на этом месте в середине 17 века поляки-захватчики основали католический монастырь, а наши, отвоевав эти исконно русские земли, устроили новый женский монастырь на этом месте и впоследствии старую деревянную церковь заменили на новую белокаменную, по указу императора Петра Первого.
Крыльцо, конечно, мощное. Вот в петровскую эпоху такие и строили. Яркий образец архитектуры тех времен. Храм двухэтажный, на первом этаже церковь прп. Сергия Радонежского, на втором - собор Вознесения Господня.
А на этой восстановленной колокольне (монастырь в советские годы был отобран и разграблен) сейчас больше всего колоколов, чем в каком-либо храме Смоленска (информация взята с монастырского сайта).
Дом-башня имени Парижской Коммуны
Еще один кадр собора Вознесенского монастыря. Мое внимание привлекает здание слева, по виду самая настоящая заброшка. Это памятник архитектуры конструктивизма советских времен - Дом-коммуна. Знающие люди говорят, что комнаты в нем были по 8-10 квадратных метров, без лифта и сантехнические удобства в подвале. Плюс печное отопление в каждой из 32 квартир, что позволило назвать его в шутку Дом-чайник. Жилье для здоровых и крепких людей. Которые не оценили такой архитектурный шедевр и съехали в итоге. Изначально в проекте было 3 этажа, но московский архитектор Олег Вутке, приглашенный для создания жилья по заказу рабочего жилищно-строительного кооператива «Труд» работников транспорта, настоял на семиэтажном варианте, чтобы был выше колокольни Вознесенского монастыря, символизируя победу над культом. Двор дома расположен на территории бывшего монастырского кладбища и, когда тянули к нему коммуникации, многие могилы были разрушены.
Планетарий и церковь Воскресения Словущего
Дальше я иду по улице Пржевальского, сворачиваю на улицу Войкова и наблюдаю печальную картину - храм, который до сих пор несет в себе советское наследие в виде размещенного внутри планетария имени Ю.А.Гагарина. А был до революции Воскресенским (посвящен Воскресению Словущего). Археологи считают, что на этом месте раньше, с 12 века, стоял другой храм, шестистолпный, с галереями. Но этот образец домонгольской архитектуры разрушился в начале 17 века. Типа того, что тонкие стены не выдержали веса купола. Тот прежний храм вроде как был маленькой копией Софийского собора в Константинополе. Но это не точно.
Я, конечно, понимаю, что людям молодой советской республики было важнее иметь научные знания о небе и космосе, чем о вере и Небесах. И все равно провинциальное барокко прекрасно.
Все же считаю, что здания должны служить для тех целей, для которых их изначально строили. Тем более, что рядом есть современное здание Смоленской обсерватории. И Смоленский планетарий в храме - это печаль. Но это были мои размышления в прошлом, 2013-м. Сейчас эта церковь 18 века отдана верующим (в декабре 2014 года), отреставрирована и в ней идут службы.
СмолГУ, немножко истории
Возвращаюсь на улицу Пржевальского и иду забирать с собой виды СмолГУ - Смоленского Государственного Университета. Он расположен в старинном здании постройки 1901 года. До революции в нем размещалось Женское Епархиальное училище. А с 1918 года - один из первых советских вузов.
Изначально университет объединял три направления подготовки: гуманитарное, естественно-научное и медицинское. Далее у него была бурная жизнь в плане статуса, долгое время он был двумя институтами - Педагогическим и Медицинским. Еще в его истории присутствовало разрушение во время оккупации немцами 1941-44 г.г. и последующее восстановление.
Меня заинтересовали памятные таблички на фасаде универа. Оказывается, здесь столько знаменитых людей было в разное время. Листайте галерею.
Статус университета этому учебному заведению вернули в 2005 году. Я не буду здесь рассказывать про скандалы последних лет, связанных со СмолГУ, неинтересно. А вот панно на стене мне понравилось. Только вот третьего они где-то потеряли.
Выглядит весьма внушительно, хоть и одноэтажно.
Есть сведения, что в самом начале советской эпохи это учебное заведение носило довольно необычное название - Государственный университет Западной Коммуны памяти Октябрьской революции.
Я же люблю общие виды и планы. Поэтому отхожу подальше, чтобы заснять целиком этот памятник истории и культуры. Меня немного смущает наличие в кадре автовышки с рабочей, но понимаю, что ожидание их отъезда может занять целый день, поэтому щелкаю вид из серии "как есть". На то он и репортаж, что жизнь показывает.
Жилой дом, но красивый
Рядом со СмолГУ жилой дом. По виду - середина 20 века. Никаких памятных табличек мною не обнаружено. Просто понравилось оформление фасада. Оставлю это здесь, люблю красивое, даже, если оно не памятник.
Сквер Конёнкова
Возвращаюсь к Вознесенскому собору и иду направо. Там сквер со скульптурой скульптора Коненкова, Сергея Тимофеевича. Копия его автопортрета, хранящегося в Третьяковской галерее (ну, вы знаете, где это).
Сергей Тимофеевич был с 1874 года уроженцем Верхних Караковичей под Смоленском. Крестьянский сын, невероятно талантливый. Его родители смогли выкупить себя из крепостной зависимости и отправить сына в конце 19 века учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще до революции Коненкова называли "русским Роденом". Он создал за свою долгую жизнь множество скульптур известных людей, а также целые циклы народных деревянных изображений разных сказочных персонажей. Жил и работал в Москве, Нью-Йорке, Италии. Умер и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске ему посвящена улица Коненкова и обустроен музей с его скульптурами. Сквер как раз разбит в начале улицы.
В этом месте снова прерву свое повествование, ибо очень хотелось кушать и я некоторое время решала эту задачу.
Продолжение следует...
Первая часть здесь:
Третья и последующие: