Найти в Дзене

Единственная в Москве табличка, клад на 2 миллиона, фельдмаршал, павлины и другие тайны особняка на Маросейке. Часть 2.

И вот мы подходим к главной «фишке» этого дома. Если гулять по Маросейке и свернуть к Армянскому переулку, взгляд обязательно зацепится за старинные ворота с каменной табличкой на одном из пилонов. Надпись на ней строгая, с дореформенными «ъ» — будто из учебника истории: СВОБОДЕНЪ ОТЪ ПОСТОЯ. Мясниц. час. 3-го кварт. Чтобы понять, о чём вообще речь, перенесёмся на пару столетий назад. Дело в том, что в XVIII–XIX веках у каждого московского (да и не только московского) домовладельца существовала своя «почётная обязанность» — постойная повинность. Каждый домовладелец обязан !!! был пускать к себе военных, если те оказывались в городе на службе или в пути. То есть буквально — пускать солдат в дом: жить, есть, спать, ставить коней во дворе. 🐴 И неважно, кто вы — князь, граф, богатый купец или вдова чиновника — пускать к себе военных вы обязаны ❗ И вот уже... - по вашей гостиной разгуливают солдаты, - в кабинете слышны песни под гармонь, - из спальни доносятся странные звуки. Представляете
Оглавление

Начало здесь

⚜️🧱 Каменная «бронь»

И вот мы подходим к главной «фишке» этого дома.

Если гулять по Маросейке и свернуть к Армянскому переулку, взгляд обязательно зацепится за старинные ворота с каменной табличкой на одном из пилонов.

Надпись на ней строгая, с дореформенными «ъ» — будто из учебника истории:

СВОБОДЕНЪ ОТЪ ПОСТОЯ.

Мясниц. час. 3-го кварт.

Чтобы понять, о чём вообще речь, перенесёмся на пару столетий назад.

Дело в том, что в XVIII–XIX веках у каждого московского (да и не только московского) домовладельца существовала своя «почётная обязанность» — постойная повинность.

Каждый домовладелец обязан !!! был пускать к себе военных, если те оказывались в городе на службе или в пути. То есть буквально — пускать солдат в дом: жить, есть, спать, ставить коней во дворе. 🐴

И неважно, кто вы — князь, граф, богатый купец или вдова чиновника — пускать к себе военных вы обязаны ❗

И вот уже...

- по вашей гостиной разгуливают солдаты,

- в кабинете слышны песни под гармонь,

- из спальни доносятся странные звуки.

Представляете, утром просыпаетесь — а в бальной зале рота гренадеров чистит сапоги. 😱

Нравится? Нет. А отказать нельзя — закон! Государева служба. Вот такой был «квартирный вопрос» в Москве лет 200 назад.

До конца XVIII века жизнь московского домовладельца была лотереей. В любой момент к нему могли подселить военных — от пары офицеров до целого взвода. 🎲

Кормить и одевать их, конечно, не нужно было, но и без того хлопот хватало. Военные были ребята шумные 🎺, любили весёлые компании 🍷, кутили, водили «гулящих девок» 💃 и далеко не всегда отличались утончёнными манерами… 🧐

Ну и создавали, мягко говоря… творческий беспорядок. 🎨.

Уезжали солдаты, нередко оставляя после себя настоящие "руины". 🧱

Иногда складывалось впечатление, что стены прошли через настоящие сражения 💣 — возможно, даже более ожесточённые, чем те, в которых участвовали их временные жильцы. 💥

Можно понять, почему москвичи этот «почётный долг» не слишком жаловали. ☹️

Но долгое время спастись от этих «гостей» было невозможно.

👑 Император Павел I и «бронь на покой»

Ситуация изменилась с приходом к власти императора Павла I.

Он, как настоящий новатор, предложил домовладельцам элегантный выход — «откупиться»! 💰

Горожанам предложили выбор:

хочешь — пускай солдат,

а хочешь — внеси определенную сумму на строительство казарм.

Заплати — и получай пожизненную «бронь». Никто больше не будет селиться у тебя в доме.

🏰 Покровские казармы и таблички

Первой такой постройкой стали Покровские казармы (совр. адрес: Покровский бул., 3, стр. 1).

На первом этаже здания Покровских казарм даже сохранился закладной камень, свидетельствующий, что в их строительстве участвовали московские дворян и жители:

«Во исполнение высочайшия воли благочестивейшего великого государя Павла Первого, императора и самодержца Всероссийского, усердием московских дворян и жителей во основании казарм для войск второй инспекции построен 1798 года июля 7-го в царствование его величества во второе лето высокопоставленным разных орденов кавалером светлейшим князем Александром Андреевичем Безбородкой корпус, занимающий длину 94 сажен, в ширину 61 сажен»

-2
-3

Те, кто участвовал в этом деле рублём, получали право повесить на фасаде табличку с гордой надписью: «Свободен от постоя».

Это была своего рода инвестиция в собственное спокойствие.

-4

Такой знак означал не просто освобождение от казарменных соседей, а, можно сказать, вход в клуб благонадёжных граждан, знак уважения, состоятельности и, если угодно, статуса.

Дом на углу Маросейки и Армянского переулка принадлежал в то время Николаю Петровичу Румянцеву.

Он как раз и внёс свой вклад в строительство казарм, благодаря чему усадьба получила заветный аналог современной охранной грамоты или статуса «VIP, не беспокоить».

🧱 Табличка, пережившая века

С тех пор на воротах красуется табличка — единственная ‼️подобная в Москве, сохранившаяся до наших дней.

Кстати, выжила она потому, что сделана из камня, а не из металла, который обычно снимали на переплавку.

Она пережила пожар 1812 года, революцию, войны и даже несколько ремонтов фасада.

И теперь это единственный подлинный документ той эпохи — в прямом смысле высеченный в камне.

-5

Под основной надписью красуется:

«Мясниц. час. 3-го кварт.».

Это уже не имеет отношения к постою, это старинный московский адрес!

До 1908 года в Москве не было привычных нам «улица-дом».

Адрес выглядел так:

•Полицейская часть (в данном случае Мясницкая).

•Номер квартала в этой части (3-й).

•Номер дома в квартале (здесь он был 321-й, но на табличке не указан).

Так что эта табличка — настоящий памятник бытовой истории города.

💼💰 Купеческая эра: вензеля, клады и большевик-конспиратор

В XIX веке усадьба, сменив несколько владельцев, перешла в руки купеческого сословия и сильно изменилась.

По воспоминаниям Елизаветы Петровны Яньковой: «...Румянцевский дом на Покровке... там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец и, конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864–1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения.

Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным».

В 1877 году усадьбу купил купец Митрофан Грачёв, владелец текстильных фабрик. На фасаде до сих пор можно разглядеть его вензель — литеру «Г».

-6
-7

Грачёвы, торговцы и промышленники, были людьми основательными: обновили фасад, добавили лепнину, сделали парадный подъезд, поставили массивные чугунные ворота.

Но жить во дворце не стали — превратили особняк в доходный дом и «деловой центр», как сказали бы сейчас.

Бывшие господские покои переоборудовали под доходные квартиры и торговые лавки.

В 1870-х годах исторические залы приняли контору Либаво-Роменской железной дороги, а затем на четыре года стали домом для Владимира Карловича фон Мекк, представителя династии железнодорожных магнатов, сына той самой Надежды Филаретовны, покровительницы Чайковского. 🎼

🕵️♂️ Контора с двойной жизнью

В 1910-х годах в одной из контор в этом доме работал будущий советский нарком, инженер Леонид Красин. Мало кто знал, что этот респектабельный руководитель московского филиала фирмы «Сименс-Шуккерт» был видным большевиком и вёл подпольную революционную деятельность. Работа в конторе была просто прикрытием!

Под крышей бывшего дворца Румянцевых шли тайные собрания и обсуждались совсем не электротехнические дела. 🔥

🔨 Торги и новые стены

Помещения в бельэтаже занимала Городская аукционная контора, где проводились регулярные торги недвижимостью — с молотка продавались дома и имения, ранее принадлежавшие известным вельможам и государственным деятелям рубежа XVIII-XIX веков. Каждый день на этих торгах заканчивалась история очередного дворянского гнезда.

Во второй половине XIX века на месте тенистого сада вырос новый трехэтажный корпус с длинными коридорами и крошечными комнатками-клетушками под сдачу по обе стороны коридора.

В советское время здание изменилось еще заметнее — жилой корпус надстроили двумя этажами. Вплоть до конца 1960-х годов здесь сохранялись коммунальные квартиры.

💰💰 Дом с кладами

В советское время в здании находились различные конторы. А в 1930-е годы этот дом снова «прославился».

Во время ремонтных работ в стенах и подвалах были обнаружены два клада с царскими монетами на астрономическую сумму — почти 2 млн золотых рублей! 🤯

Считается, что их спрятали последние владельцы-купцы Грачёвы, не успевшие вывезти сокровища после революции. С тех пор особняк окрестили «Дворцом с кладами».

🇧🇾 🕊 От Гомеля до Армянского переулка

С 1957 года и по сей день здесь размещается Посольство Республики Беларусь. И это не случайно!

В 1795 году, после раздела Речи Посполитой граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский получил от императрицы еще один подарок.

Екатерина пожаловала ему Гомель и Гомельское староство — 82 деревни и свыше 12 тысяч дворов. В царском указе говорилось, что владение передаётся «для увеселения».

Но Румянцевы «увеселялись» весьма своеобразно. Они были не из тех, кто устраивает балы ради удовольствия..

Вместо того чтобы просто отдыхать, они принялись за обустройство своих владений.

Не желая видеть в своем Гомеле казенных чиновников, Пётр Александрович добился, чтобы Гомель стал частным владением и обустроил там свою усадьбу, но с условием — построить новый уездный центр рядом.

Так Гомель, бывшая глухая «деревня», начал превращаться в город.

Настоящие перемены начались при его сыне — Николае Петровиче Румянцеве.

Он унаследовал не только фамилию, но и масштаб мышления.

-8
-9

Благодаря ему в Гомеле появились первая гимназия, Гостиный двор, костёл, а также целый ряд предприятий: спиртзавод, ткацкая фабрика и мастерские. Так благодаря династии Румянцевых и родился тот самый Гомель, который мы знаем сегодня.

Румянцев очень любил эти места и даже завещал похоронить себя именно в белорусской земле.

Теперь здесь , в Армянском переулке, целый «белорусский уголок»: авиакомпания «Белавиа», гостиница «Полесье», ресторан «Верасы» и магазины с товарами из братской республики.

🌆 Армянский переулок — граница миров

В старину Армянский переулок был еще и настоящей границей миров. С одной стороны — боярские палаты и дворянские усадьбы, с другой — начиналась уже Покровская черная сотня, царство ремесленников и торговцев.

А между ними, как раз между домом Румянцевых и церковью Косьмы и Домиана стояла «Кузьмодемьянская решётка» — своеобразная «пограничная застава», которую на ночь наглухо запирали. 🔑

🌿 Дом, переживший века

Сегодня дом на углу Маросейки и Армянского переулка — тихий свидетель истории Москвы.

Он видел фельдмаршалов и купцов, революционеров и дипломатов, тайники с золотом и коммунальные кухни.

И до сих пор хранит свой каменный секрет — табличку, которая помнит всё.

Спасибо, что читаете!

Было интересно? Поддержите лайком и подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие публикации Москва: дома и судьбы, улицы и тайны.

Новые дома, тайны и истории уже на подходе!

И, конечно, всегда рада вам в Telegram Истории Московских улиц