В статье ответим на вопрос: "из каких обязательных и дополнительных составляющих формируется цена международной перевозки груза". Также ответим на вопрос: "почему стоимость перевозки может сильно меняться?"
Вот упрощённая формула, из чего складывается общая цена перевозки груза
+ Сама перевозка это: Ж/Д перевозка, морской фрахт, авиа доставка, авто доставка;
+ Наземная перевозка груза в стране до: станции, морского порта, аэропорта;
+ Локальные сборы (ПРР, документы на Ж/Д станции, в порту, в аэропорту);
+ Надбавки- применяются выборочно, по усмотрению транспортных компаний;
+ Упаковка груза / крепление (дополнительные виды крепления грузов при необходимости);
+ Страхование (оплата страхового полиса на весь участок пути или часть);
+ Таможенное оформление груза в стране отправления и в стране назначения;
+ Хранение груза (часто включено в стоимость, здесь упоминается дополнительное хранение);
+ Простои контейнера по вине отправителя груза (если они есть).
1️. Основной фрахт, основная часть перевозки
Это ставка за перевозку от пункта отправления до пункта назначения, например, г.Шеньжень — г.Москва.
Зависит от:
• вида транспорта (по морю / авто перевозка / Ж/Д перевозка / авиа);
• маршрута перевозки (страна → страна);
• типа груза (обычный,объемный, опасный, негабаритный);
• типа контейнера (20’, 40’, HC, др) либо от характера груза (для сборных);
• сезона перевозки, фактической рыночной ситуации.
📌 Пример:
• морская перевозка: ставка за контейнер(FCL), либо ставка за куб/метр, килограмм(LCL);
• авиа перевозка: ставка за кг ;
• авто перевозка: ставка за машину(FTL); ставка за куб/метр, килограмм(LCL);
2. Локальные сборы (портовые, терминальные сборы)
Относятся к расходам: в морских портах, аэропортах, на станциях отправления (CFS) и на станциях назначения.
Типичные локальные сборы:
• THC (Terminal Handling Charge)- операции по погрузке-выгрузке контейнеров;
• портовые сборы за обработку сборного грузов;
• обработка контейнера (уточняйте у транспортной компании входит или нет);
• оформление транспортных документов (коносамента, авианакладной, др);
• хранение груза (если есть простой).
📌 Часто именно локальные сборы «удивляют» клиентов, потому что могут быть не включены в стоимость перевозки (пример, обозначение FILO).
3. Перевозка груза от склада поставщика (Pre-carriage)
• подача порожнего контейнера и перевозка до порта;
• перевозка от склада отправителя(поставщика) до порта, станции, аэропорта;
Может составлять значительную часть общей цены перевозки. Входит в условия поставки описываемые ИНКОТЕРМС.
4. Доставка груза до двери грузоотправителя
Это составляющая в стоимости перевозки груза от склада транспортной компании до склада грузополучателя в стране, куда доставлен груз. При доставке контейнеров цена должна(как правило) включать стоимость возврата порожнего контейнера.
5. Стоимость упаковки и крепления груза
В стоимость упаковки обычно входят следующие составляющие:
• упаковка в коробки, в ящики, на поддоны;
• крепление грузов в контейнере;
• дополнительная упаковка и крепления опасных грузов;
• сертификат соответствия на средства крепления грузов.
Особенно важна надежная упаковка и крепление грузов для:
• хрупких грузов;
• тяжёлых грузов;
• негабаритных грузов;
• дорогих грузов;
• опасных грузов.
📌 Дополнительную упаковку и крепления груза часто требуют судоходные линии, РЖД, страховые компании.
6. Страхование груза во время международной перевозки
Рассчитывается по следующей формуле:
• процент от инвойсной стоимости груза (обычно составляет 0,1–0,3%);
• также может применятся фиксированная ставка.
Стоимость страховки также может зависеть от:
• стоимости груза (ценный груз);
• маршрута перевозки (зоны повышенной страховки);
• условий страхования(уточнять у страховой компании).
7. Расходы на простои, штрафы (внеплановые расходы)
Эти расходы возникают при нарушении сроков хранения:
• Demurrage — простой контейнера в порту;
• Detention — задержка контейнера вне порта, например задержка при разгрузке;
• Storage — хранение на терминале (например на СВХ).
📌 Это вне плановые расходы, но если они присутствуют, то существенно увеличивают итоговую стоимость международной перевозки груза.
8. Надбавки и доплаты к стоимости перевозки грузов (Surcharges)
Это важный блок составляющей стоимости перевозки груза. Иногда он делает цену повышенной. Вот примеры различных надбавок, которые вы можете встретить на рынке международных грузоперевозок:
• PSS — (Peak Season Surcharge) надбавка аз перевозку в пиковый сезон;
• Congestion surcharge — надбавка за загруженность портов;
• War risk / Security surcharge – надбавка за перевозку в зоне военной опасности;
• IMO / environmental fees – экологический, морской сбор;
• DG surcharge — надбавка за перевозку опасного груза;
• Heavy weight / Overweight surcharge - за превышение стандартного веса груза.
📌 Эти надбавки могут вводиться и отменяться без особого уведомления у грузоотправителей, поэтому сразу уточняйте у транспортной компании о их наличии в стоимости перевозки. уведомления.
9. Таможенные расходы в стране отправления и в стране прибытия груза
Эти расходы не относятся напрямую к перевозке груза, но влияют на итоговую стоимость его доставки. Таможенные платежи не всегда включаются в расчёт по международной перевозке груза.
*CFS - container Freight Station (станция сбора и обработки контейнеров)
*FCL – full container load (отправка полного контейнера)
*LCL – less container load (отправка сборного груза в составе контейнера)
*FTL – full truck load (перевозка полностью загруженной машиной)
*LTL – less truck load (перевозка сборного груза в составе грузовой машины)
*FILO - погрузка контейнера в порту отправления за счёт отправителя, а выгрузка в порту назначения включена в общую стоимость фрахта.
*ПРР — погрузо-разгрузочные работы
*ИНКОТЕРМС - международные правила толкования торговых терминов.