Найти в Дзене
Chicken Creators

Непрерывный процесс резьбы по камню – текстовое интервью с художником из Петербурга в теме «Искусство»

Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru А ссылки на гостя ищите в самом конце нашей статьи. — Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей! Найти возможность для своей творческой реализации, авторского высказывания или коммерциализации креативного решения можно даже под ногами. В виде камня. Но так ли просто совладать с древнейшим материалом, если судить по его представлениям в истории человечества? Давайте разбираться вместе с художником по камню и основателем одноименной масте
Камнерез Александр Веселовский и Chicken Creators представляют...
Камнерез Александр Веселовский и Chicken Creators представляют...

Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга «Chicken Creators» познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru

А ссылки на гостя ищите в самом конце нашей статьи.

Александр Веселовский

— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!

Найти возможность для своей творческой реализации, авторского высказывания или коммерциализации креативного решения можно даже под ногами. В виде камня. Но так ли просто совладать с древнейшим материалом, если судить по его представлениям в истории человечества? Давайте разбираться вместе с художником по камню и основателем одноименной мастерской – Александром Веселовским. Обсудим вопросы актуальности и способы репрезентации каменного искусства.

Александр, сердешно приветствую Тебя в нашей беседе. Заглядывая в собственную насмотренность, я не могу отметить тот факт, что практически ничего не знаю про нишу резьбы по камню, ни со стороны ремесла, ни со стороны творчества. Думаю, это связано с тем, что данная область труда не освещается, не подсвечивается. Если солидарен с моей позицией, то скажи, Ты смог для себя сформулировать почему на сегодняшний день резчик по камню, за редким исключением, остаётся в тени?

— Удивительно, что камнерезное искусство сейчас находится в тени, хотя это один из древнейших видов искусства. Мы все знаем про Палеолитических Венер, первых женщинах, которые изобразил художник в камне. 

Причин теневого бана несколько:

  • во-первых, резьба по камню достаточно трудоёмкий и затратный вид искусства
  • во-вторых, чтобы заниматься им профессионально, нужна мастерская и специализированное оборудование, что очень сложно реализовать в бытовых условиях.
  • в-третьих, чтобы освоить работу с цветным драгоценным и поделочным камнем, нужно пройти определённый путь в ремесле.

Это не все причины, но – наиболее очевидные.

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

— Давай попробуем представить нашим читателям причины, почему стоит обратить внимание на работу мастеров по камню? Как со стороны потребителей, так и со стороны инвесторов.

— Давай попробуем:

  1. Уникальность. Цветной камень уникален сам по себе, двух одинаковых кусков камня не найти
  2. Новизна. В отличии от классической скульптуры, современные художники по камню могут свободно оперировать с цветом в скульптуре. Такое практиковали древние греки, но данная техника основательно подзабыта
  3. Вечность. Цветной камень – вечный материал, в прямом смысле слова. Через 5 столетий или 5 тысячелетий с ним ничего не произойдет. Он не заржавеет, не потускнеет, не рассыплется, не сгниёт. Вечен!

Работа с полупрозрачными/прозрачными камнями – огромный пласт решений, которые могут быть реализованы в скульптуре.

Современная скульптура переживает упадок – всё уже сделано, все идеи реализованы, но работая в жанре камнерезного искусства, мы как-бы открываем второе дыхание в скульптуре. Оно новое, свежее, яркое. Думаю, даже так. Я знаю, что у этого направления в искусстве – хорошее будущее.

— Если камнерезные изделия смогут вернуть былое величие, то обгонят ли по популярности другие виды изящного искусства? Что для этого должно произойти?

— Суть искусства – не спорт, а путь! Я знаю, что камнерезное искусство займёт достойное место в табеле о рангах. Что должно произойти? Так оно происходит – многие классические скульптора уже неровно дышат к цветному камню. А любители, так вообще! С каждым годом растёт фанбаза.

— Насколько тяжела работа резчика? Какой характер и нрав, преимущественно, должны быть у мастера, который хочет посвятить себя работе с камнем?

— Насколько тяжела? Тяжёлая, как у скульптора или хирурга, например. Но если ты сильно увлечён, то тяжесть не ощущаются.

Хочется сказать как в мультфильме «Остров сокровищ» – характер стойкий, нордический, но нет. Нет критериев, у всех всё по разному. Усидчивость нужна, очень кропотливая работа, нас ещё в шутку называют «чугунные задницы».

— Можно заявить, что работа с камнем это достаточно маскулинный образ труда? Как много женщин присутствует в сегменте?

— Нет, абсолютно. Я знаю очень много художниц по камню. Например, у меня в мастерской их сейчас больше, чем мужчин.

— Насколько травмоопасны процессы изготовления? Какие предостережения Ты мог бы дать начинающим резчикам?

— Базовая техника безопасности, она никогда не подводила. Если ко всем процессам подходить с умом, проблем не будет.

— Перейдём к материалу. Что же это за камень такой, с которым работают резчики? Преимущества в разновидностях, направления для применения, с чем лучше не начинать работать без должной подготовки?

— Я работаю с цветными полудрагоценными и поделочными камнями с твёрдостью более 5 по Моосу. Это если сухо и технично отвечать. А если эмоциональный ответ нужен, так можно и целый трактат написать.

Есть два вида, можно даже сказать, два направления работы с камнем. Есть прозрачные/полупрозрачные камни и непрозрачные. Работа в этих направлениях отличается принципиально. В первом случае ты решаешь вопросы оптики в камне (он прозрачен), во-втором случае – графики и живописи в камне (здесь мы работаем с цветом и формой). Начинать работать с камнем можно с чего угодно, всё равно придётся пройти определённый путь ошибок, поэтому начинать лучше в мастерской с опытным мастером. 

— За огромный опыт работы с камнем, Ты увидел в нём нечто сакральное, магическое и таинственное или наоборот, стал больше воспринимать как ресурс/инструмент?

— И да и нет! В нас исторически заложено сакральное отношение к камню. Камень древнее чем сама жизнь, он появился значительно раньше. В образцах камня иногда встречается реликтовая жидкость, да-да, та самая, с начала времён. Аж мурашки бегут по телу иногда.

С другой стороны, я столько камня держал в руках… 

— Как относишься к эзотерическим толкованиям камней? Про энергию, астрологию и прочие смежные представления свойств энергетических полей?

— Хорошо отношусь. «Кто не изучал в школе физику, у того мир полон магии.» Не помню, кто сказал, но хорошая цитата.

В мире должно быть разнообразие: атеисты и верующие. Это как добро и зло, существование одного без другого невозможно.

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

— В процессах создания изделий или их последующей жизни, случались какие-нибудь странные, мистические события? 

— Постоянно, но я бы не делал упор на мистику, скорее необъяснимое. Приведу в пример историю. Делал я как-то листики для букета из нефрита. Хотя все заготовки выпиливал из одного куска камня, один сильно выбивался. Был некрасивый по цвету, но я всё равно продолжал работу. В конечном итоге букет получился очень ладным по цвету и по форме, но вот один гадкий утёнок мне не давал покоя. И он исчез…. Как, куда, почему? Объяснения не нашлось, пришлось букет собирать без одного элемента и цветочек, в конечном итоге, получился просто «вау». Спустя годы, я случайно наткнулся на этот листик среди других камней на складе. Вот такая мистика.

— Думал ли Ты в детстве о том, чтобы посвятить себя резьбе по камню? О чём мечтал маленький Саша?

— В детстве, конечно же, мечтал о подвигах, о покорении тайги и гор. Я родился в то время, когда романтика была в почёте. Советское общество воспитывала «другого человека», хотя я и застал эту эпоху ни излёте.

— Какими Тебе запомнились ранние годы жизни в Мурманской области? Первые интересы, увлечения, творчество, спорт?

— В детстве был и спорт, и масса увлечений. Детство оно и есть для того, чтобы понять кем ты хочешь стать, понять свой дальнейший путь. Поэтому нужно было всё попробовать. Было всё по максимуму. 

— Можно ли сказать, что именно отец оказал влияние на род Твоих занятий? Если бы он не был геологом, как считаешь, Ты бы пришёл самостоятельно к тому, чтобы стать резчиком?

— То что я стал художником по твердому камню, это череда удачных совпадений. А отец, он больше повлиял тем, что привил правильные жизненные приоритеты, правильную жизненную позицию.

— Как часто окружение оказывало влияние или давление на Твои решения? Смог ли Ты научиться отсекать стороннее и фокусироваться на собственных выборах?

— Каждый человек ежеминутно сталкивается с давлением окружающей среды. Мы всё время стоим перед выбором тех или иных решений. И от этого выбора зависит наш путь. Это естественное состояние для человека: где-то прислушиваться, где-то идти вразрез.

— По окончанию школы Ты уже представлял план на взрослую жизнь? Почему решил пойти учиться на радиоинженера?

— Да, представлял. Поэтому целенаправленно пошёл учится в профильный институт. В то время болел электроникой, микросхемами, сигналами, волнами, когерентностью.

— Жалеешь о каких-то решениях своей юности? Хотел бы что-то исправить?

— Конечно, жалею! Но исправлять не стал бы. Потому как личность я сложился благодаря выбору и решениям, которые делал каждый день на протяжении этих лет.

— Какой бы Ты дал самому себе совет в те студенческие годы?

— Никаких советов. Зачем? Всё было так как и должно быть. Мы же из фантастики знаем, что нельзя менять временной континуум, без катастрофических последствий.

— По каким причинам Ты не стал строить карьеру по своей специальности?

— Выпустившись из института в 95-ом году, я вышел на рынок труда никому не нужным. Не было тогда никакого спроса на радиоинженеров. Вообще никакого! Тут нужно понимать, что входя первый раз в институт я видел хорошую перспективу свой жизни, а на выходе получил – шок.

— Как попал в ученики к ювелиру? И почему позднее отказался от работы с драгоценными камнями в пользу камней поделочных?

— Оставшись без работы, подрабатывал на выставке «Мир Камня», где один знакомый пригласил меня к себе в мастерскую учеником ювелира.  

Ювелир – это больше про драгоценные металлы, поэтому променял драгоценные металлы на драгоценные и поделочные камни. Череда удачных (с моей точки зрения) обстоятельств и вуаля, я уже камнерез. Ничуть не жалею! Хотя, как ювелир, я рос с чудовищной скоростью – через 2 месяца уже принимал работы у своего учителя.

— Первая мастерская. С какими трудностями пришлось столкнуться на этом этапе Твоего развития? Ожидания, которые не оправдались, допущенные ошибки?

— Классика всех стартапов – полное безденежье, но 100% уверенность в своих силах. Второе, мы не знали что и как делать, как и кому продавать. Можно сказать, шагнули в новый мир. Ожидания все оправдались, сделали даже больше, чем задумывалось!

Ошибки? Были конечно! Мне кажется ты хочешь, чтобы я дал какой-то универсальный совет, но это так не работает. Начинающие всё равно совершают ошибки, мои или новые, не важно. Без этих ошибок не бывает становления, не бывает силы. Поэтому, я остерегаюсь давать советы.

— На чём мастерская специализировалась и какая стояла цель?

— Специализировалась на камнерезном ремесле. Делали всё и делали классно! Цели – быть лучшими, реализовать какие-то свои идеи, переформатировать ремесло на современный вид. Как и все молодые, мы хотели уйти от прошлого, не стать тенью Фаберже. Ушли и стали новой реальностью в камнерезном мире.

Со временем пришло понимание, что интереснее двигаться в сторону искусства. И мы стали пробовать, искать.

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

— Как Ты продвигал свою мастерскую, как привлекал первых потребителей?

— Выставки очень помогли на начальном этапе. Потом начало срабатывать сарафанное радио. А так, больше никак не продвигали.

— Почему пришлось закрыть первую мастерскую? Какой опыт Ты извлёк из этой пробы пера?

— Я и Антон, у нас были творческие разногласия. Мы исчерпали возможности друг друга и по обоюдному согласию решили расстаться. Опыт? Занятие камнерезным искусством требует командной работы! Поэтому, после расставания, первым делом стал строить новую команду и новую мастерскую.

— Можешь дать совет людям, которые хотят научиться работать в творческой команде или с партнёром соавтором? Как создать идеальные союзы?

— Идеальных союзов не бывает. Это как в музыке – век группы/банды/состава краток. Очень сложно уживаться двум или более личностям с сильным началом. Поэтому сначала взрыв, потом оцениваем ущерб. Но всё равно советую начинать в союзе как минимум с равным. Для старта это важный этап становления. Да и потом союзы бывают очень полезны, но повторю – век союза краток, к этому нужно быть готовым.

— В тот же период Ты создал свой альманах «Сизиф». Что это был проект?

— Альманах «Сизиф» создали два человека. Я и мой коллега Антон Ананьев. Я был учредителем, фотографом, верстальщиком, автором статей и тд. В общем, обязанности поделили на двоих. Как и любое явление, камнерезное искусство на тот момент времени нуждалось в мифе (в хорошем смысле слова). Уже было всё: какая никакая известность, взрывными темпами растущее мастерство, но не было идеологии. И мы её родили.

Альманах выпускался не долго, около 4-х лет, но сразу же стал культовым и таким он является до сих пор.

— «Студия камнерезного искусства Александра Веселовского», действующая по сей день. В этот раз Ты дал название мастерской в честь своего имени? Поменялось отношение к брендированию? 

— Так как я занимаюсь камнерезным искусством, авторским камнерезным искусством, то и совершенно логично, чтобы название напрямую отсылало к автору. Мне сложно оценивать название мастерской категориями маркетинга, я в этом не специалист.

— Какие решения может предложить Твоя мастерская? Давай перечислим весь список возможностей для сотрудничества.

— Сложный вопрос. Не хотелось бы ограничиваться какими-то рамками. Если совсем широко, то любое сотрудничество на ниве камнерезного искусства и ремесла. Базовые представления о том, что мы делали и делаем, можно посмотреть на сайте мастерской. 

— Ты работаешь один или у Тебя есть сотрудники, команда?

— Камнерезное искусство - командный вид спорта. Потому что это долго и затратно.

Приведу пример – я как художник сам работающий руками, могу в год создать 4-5 работ, а командой 20-30. Вывод очевиден! Чтобы иметь возможность развиваться, ставить эксперименты, покупать камень и т.д. нужен ресурс. Только команда может дать этот ресурс.

— Свою мастерскую Ты позиционируешь как дом художника или бизнес-проект? 

— Дом художника – интересный термин, мне нравится!

Камнерезное искусство не может быть бизнесом по определению. А камнерезным ремеслом можно зарабатывать больше чем на булку с маслом, но извлекать прибыль… Невозможно делать такие предметы массово, невозможно! Да и зачем? Это же не предметы первой необходимости.

— Высказывание, эстетизация, исследование. Что является сердцевиной и стимулом для Твоих авторских изысканий?

— Если мы говорим об искусстве, то да – высказывание. Есть определённая потребность говорить языком предметов, чтобы не поехала кукуха. У художника эмоциональное начало сильно перевешивает рациональное. Тебя всё время что-то заполняет, это нужно слить, стравить пар. Это такая завуалированная форма эксбиционизма, потребность показать что у тебя там есть, и при этом не бегать голым по парку. Жизнь и есть стимул для высказывания, тебя столько всего напрягает вокруг, что и жизни не хватит всё переговорить. В художественном высказывании есть свои плюсы – не надо ходить к психологу.

Если говорить о ремесле – эстетика на первом месте. Чтобы постичь эстетику нужно много сделать, очень много.

— Как формируется цена на изделие? Раскрой нам секреты на затраты, которые трансформируются в прибыль.

— В ремесле – затраты плюс желаемая надбавка на поддержание рабочей формы. В искусстве – наверно, публичность плюс совпадение идеи, которую заложил автор в своём произведении с осознанием этой идеи покупателем.

Есть замечательная формула цены на предмет искусства и ремесла – предмет стоит ровно столько за сколько ты его можешь продать.

Камнерез Александр Веселовский. Фото из социальной сети
Камнерез Александр Веселовский. Фото из социальной сети

— Насколько коммерчески выгодно развиваться в нише работы с камнем? Чувствуешь ли Ты давление конкурентов?

— В нашем направлении – очень выгодно. Почти нет конкуренции и при определённых умениях достаточно большая маржа.

Как художник, давления конкурентов не чувствую. Их нет. Навряд ли кто-то будет работать в той же стилистике что и я.

А вот в ремесле конкуренты есть, но мало. Поэтому мы часто помогаем друг другу по разным вопросам.

— Кто целевая аудитория Твоих изделий? Кому они могут приглянулся, кого могут заинтересовать? Почему стоит выбрать именно Твоё мастерство, а не коллег по цеху?

— Тут я думаю, нужно разделить нашу деятельность на коммерцию и искусство. Или правильнее сказать на ремесло и искусство.

Ремесло – это про подарки и эмоциональную покупку. Т.к. наше ремесло затратное, то и ЦА достаточно обеспеченная. Дорогие и уникальные подарки. Уникальные настолько, что во всём мире таких – единицы. Цветной камень сам по себе уникален, одинакового не сыщешь. А если ещё приложить интересную и оригинальную идею, то… Если нужно что-то чего нет ни у кого, это к нам.

А вот искусство – здесь сложнее. У искусства нет целевой аудитории, есть только путь. ЦА – это термин из коммерции. В искусстве важно понимание зрителем того, что изобразил художник и понимание той боли или проблемы, что пытался сказать художник. Это очень редко совпадает.

Почему стоит выбрать моё? Безупречный уровень на протяжении уже 30 с лишним лет. Да и достаточно креативные решения реализуем, если это касается заказных предметов.

— Есть у вас своя система лояльности? Как относишься к коллаборационной деятельности без коммерциализации?

— Система лояльности? Мы не магазин, кто с нами тот уже лоялен. Я, как правило, стараюсь поддерживать хорошие отношения с клиентами. Для тех кто собирает коллекцию – другой денежный подход, нежели к новичкам. Очень часто бывает, что покупатели моего искусства духовно растут вместе со мной. Порой приходится учить где искусство, а где ремесло в нашем направлении. Если видишь, что человек начинает собирать коллекцию, то приходится проводить долгие и нудные (шутка) лекции на тему искусства, чтобы потом не было разочарования в коллекционировании.

Коллаборация без коммерции? Нормально отношусь, пока такого не было.

— Используешь современные диджитал технологии в своей работе? 3д принтеры, нейросети?

— Да, использую и не стесняюсь этого. Много приходится моделировать, лепить. Цветной твёрдый камень ставит часто ограничения – размер и цена, поэтому приходится масштабировать модель под конкретный кусок камня. Здесь очень выручает 3д принтер. Пара-тройка часов и модель в нужном размере, а с пластилином такая штука не пройдёт.

ИИ не использую – он не может придумать ничего нового, только замиксовать что-то из старого, а это не искусство, это креативность.

— Какие инструменты можно найти в Твоей мастерской. Перечисли нам свой базовый инвентарь.

— Один из минусов работы в этом направлении – требуется стационарное тяжелое оборудование, каковое часто невозможно поставить в квартире. Распиловочные станки, шлифовальные станки, токарный станок. Из инструмента полегче – ручная бормашина, ручной шлифовальный инструмент и тд.

— Что Тебя вдохновляет на создание образов? Референсы, влияние художников?

— Что вдохновляет? Да по сути всё, сама жизнь. Я, наверно, не смогу рассказать как приходят идеи работ… Такое ощущение, что где-то подцепляешь паразита и он начинает питаться тобой и твоей энергией. Твоя задача как можно быстрее избавится от этого паразита, поселив его в предмет. Как-то так.

Другие художники влияют естественно, я же не в вакууме живу. Я вообще считаю что художественное цитирование это нормально. Бездумное копирование – плохо, цитата с переосмыслением – хорошо.

— Какой самый частый запрос Ты получал в своей жизни на каменные изделия?

— Самый большой запрос на флористику в камне. Оно и понятно – красочно и красиво, как ни крути. Второе – анималистика. Это наиболее понятные виды камнерезных изделий для новичков. Потом приходит понимание того, что мир камнерезного искусства значительно шире и неофит приходит к искусству.

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

— Есть стереотипы или клише о камнерезах, которые Ты хотел бы опровергнуть?

— Самый главный стереотип о художниках вообще, это представление о том как художник обретает вдохновение. Томный парень в берете, мечтательно смотрит в окно и ждёт прихода. В реальной жизни всё не так. Чтобы у художника начало что-либо получаться нужен труд, гигантский и тяжелый ежедневный труд. Только тогда тебя будет посещать ежедневное и ежечасное вдохновение.

А про резчиков стереотипов не знаю, если расскажите – попробую опровергнуть.

— Неудачи с изделиями, которые стыдно или смешно вспоминать.

— Камень с которым мы работаем, как правило, хрупкий. Самая большая трагедия резчика – разбить предмет на финишной стадии. Месяц или два работы и …

Много таких историй. Один раз смахнул со стола кварцевый предмет на пол, не заметил, так как мокрый он слился с фоном стола. Месяц работы – в дребезги.

— В Твоей жизни происходили случаи, когда хотелось бросить работу с камнем и найти себя заново? Что помогает Тебе быть верным своему пути?

— Нет, бросать камень не хотелось. Я как самурай – верен своему господину.

А если серьезно, то я часто пробую соединять смежные области в своей работе. Поэтому нет зацикленности, а значит нет и усталости. Что помогает не сойти с пути? Осознание, что ты ещё в самом начале этого пути, впереди ещё столько всего интересного…

— Как относишься к критике, как работаешь с обратной связью?

— Как и любой художник, я её не терплю. Шутка... Ты никогда не сможешь что-либо придумать, если будешь оглядываться, ища поддержки или порицания. Художник, он ведь создает альтернативную вселенную, альтернативный мир своими произведениями, он выступает в роли демиурга. Так кого слушать, на чьё мнение опираться? Никого и ничего, только метод проб и ошибок.

— Ты активно популяризируешь камнерезное искусство, продвигаешь проекты в сегменте. Расскажи про эту сторону своих проявлений.

— Без публичной деятельности никак. Чтобы добиться каких-то своих целей нужно двигать всю среду в целом. Ошибочно считают те, кто мыслит индивидуальностями. Система начинаем приходить в движение, только тогда, когда вся среда в движении.

  • Проект «Етти Камни» об этом. Он глобально рассказывает и показывает камнерезное искусство. Показывает жизнь камнерезной среды в моменте
  • Арт-дилер PROJECT – проект перфоманс, где мы пытаемся показать как должен работать арт рынок в области камнерезного искусства. Точнее выработать правила игры и показать участникам эти правила.

Есть ещё кураторство большой выставки в Государственном Эрмитаже, но о ней только после пресс-релиза от музея.

— Позитивный и негативный опыт работы с арт-средой?

— Скорее негативный опыт. В своё время Николай Рындин (арт-блоггер) выпустил неплохой спич, про художников и отношения между ними. Надо быть готовым, что художник художнику конкурент, враг и… волк.

Коллабораций у меня не было, не сложилось. Хотя я думаю, был бы интересный опыт. Есть пара идей, но не нашёл с кем реализовать.

— Какую бы Ты дал памятку для камнерезов и художников по камню, чтобы они могли уже сейчас начать популяризировать свою работу?

— Первое – качественный визуал. Да, это затратно, да, это тяжело, но в нашем мире с клиповым сознанием большинства это необходимо. Не бойтесь тратиться на фото и видео, это такой же актив художника, как и его произведения. Окупятся сторицей. Второе – выставки. Опять же время, затраты, но по другому о тебе никто ничего не узнает.

— Планы и проекты. Ты уже видишь свой дальнейший путь? Масштабирование и развитие.

— Первое, развивать команду. Сейчас в ней очень много молодой крови. Главное не задушить прекрасные порывы, не дать моей авторитарной личности много власти.

Второе, активнее развивать свои авторские проекты. Если точнее, делать больше своих авторских работ. 

Третье, зайти со своими проектами в область современного искусства. К нам очень настороженно относятся галеристы и выставочные проекты типа Арт-Москва или !Catalog. Хочется в ближайшем будущем снять эти барьеры и напряжения.

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

— Есть люди, которым Ты готов выказать благодарность за своё становление? 

— Мне везет на попутчиков. На благодарности уйдет пара-тройка листов А4 мелким шрифтом. 

— Какими произведениями или проектами Ты больше всего гордишься? Что греет Твою самооценку художника?

— Своими личными, то что я называю авторскими. Хоть я и автор подавляющего большинства работ, но я выделяю в отдельный раздел личные работы, которые основаны на моих личных переживаниях, на моём художественном опыте. Они и греют.

Сейчас реализую проект «Красное, чёрное и белое». Это условное название. Все мои последние работы выполнены в этих цветах. Это цветовое решение позволяет мне передать экспрессию в своих работах, более тонко. Более чувственно.

— При любых возможностях и без ограничений для авторского высказывания, при всех ресурсах, какое бы изделие Ты бы попробовал сотворить?

— Я так и работаю по жизни. В каждый промежуток времени, свои приоритеты, свои боли. Если мне нужен какой-то ресурс для работы над предметом, я его использую без остатка и оглядок. 

— Как отдыхаешь в свободное время?

— У художника нет и не может быть свободного времени, процесс творчества, он непрерывный. Идёшь по улице или смотришь кино, например, – раз и тебя что-то зацепило, щёлкнуло в голове. И от этой навязчивой идеи нужно срочно избавиться, иначе она заполнит тебя до краев. А переполненный сосуд это опасно, может лопнуть или начать изливаться в самый неподходящий момент.

— Почему выбрал Петербург местом для жизни?

— Так совпало. Тут жила бабушка, да и отец родом из Питера. И я очень рад, что судьба распорядилась так, не вижу себя в другом месте. Хотя безмерно люблю свою малую родину и скучаю по ней.

— Какие из недавних случаев Тебя искренне удивили?

— Меня всегда удивляет человеческая глупость. И имя ей легион.

— Можешь ли назвать себя счастливым человеком?

— И да и нет! За счастье отвечает семья, за несчастье – лучше всего подойдёт выражение «многие знания – многие печали». Можно сказать, у меня есть всё и нет ничего.

— Если бы Ты мог изменить что-то в нашей стране своим трудом, то к чему бы приложил руку?

— Я уже прикладываю! Я меняю культуру: я её делаю и развиваю. Кажется, что это какие-то крошечные шажки на месте, но нет, из таких телодвижений и складывается большое явление.

— Если бы Тебе выпал шанс заново прожить один из дней своего прошлого, то в каком бы моменте Ты оказался?

— Я – человек-сейчас! Не люблю ностальгировать, но может, я на этот вопрос отвечу у Рубикона. Хочу чтобы жизнь огласила весь список…

— На этом всё! Благодарю Тебя и передаю последнее слово!

— Быть добру!

Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото
Камнерез Александр Веселовский. Предоставленное фото

Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:

Chicken Creators | Дзен

Ниже прикрепляю ссылки на соцсети мастера:

Камнерезное искусство - студия Александра Веселовского
Камнерезное и ювелирное искусство
20% усилий
Главная
Етти камни
Камнерезная студия Александра Веселовского

Предыдущие статьи:

Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru

Арт-сообщество Петербурга. Креаторы 2.0
Творческие вакансии Петербурга. Фриланс, ивент и арт в СПб. Креаторы 2.0

Резьба
4950 интересуются