В очередной раз съездив в командировку, посмотрела в поезде фильм "Жена астронавта" (1999, США). Режиссер - Рэнд Рэвич, в главных ролях - Шарлиз Терон и Джонни Депп. Хотя бы ради этого стоило взглянуть, что у них получилось, хотя я знала о фактическом провале фильма в прокате и критических отзывах в прессе и в сети.
О чем фильм
Два американских астронавта - Спенсер Армакост (Джонни Депп) и Алекс Штрек (Ник Кассаветес) - выполняют на орбите выход в открытый космос. Внезапно случается что-то непонятное. На две минуты связь с ними пропадает. Приборы фиксируют только вопли ужаса типа: "Что, что ЭТО?!"... Затем астронавтов втаскивают на станцию, возвращают на землю, их встречают как героев, любящие жены, Джиллиан и Натали, счастливы, что они остались живы...
Однако у жены Алекса, Натали, возникают странные ощущения, будто с мужем творится неладное. На бурной вечеринке Алекс умирает, а затем кончает с собой Натали - позднее выясняется, что она была беременна двойней.
Спенсер внезапно меняет профессию. Из фаната космоса становится управленцем в компании, строящей самолеты-истребители. Офис - в Нью-Йорке, и его жена Джиллиан (Шарлиз Терон) вынуждена согласиться на переезд, хотя ей очень не нравится и его работа, и город, и окружение (высший свет и бизнес-элита). Главное - сам Спенсер тоже становится каким-то странным. Они с женой раньше были нежными супругами, теперь он обращается с ней агрессивно.
Джиллиан беременеет и узнает, что у них будет двойня. Она этому не рада. Ей снятся кошмары. Муж пытается ее успокоить.
Бывший сотрудник НАСА, Шерман Риз (Джо Мортон), разыскивает Джиллиан и хочет раскрыть ей то, что он раскопал: во время тех роковых двух минут в космосе в тела двух астронавтов проникло НЕЧТО не из этого мира. В телах Спенсера и Алекса на Землю явились сущности непонятной природы, породившие в их женах по паре близнецов (вероятно, биокомпьютеров). Именно поэтому Натали покончила с собой.
Спенсер выслеживает Шермана и расправляется как с ним, так и с сестрой своей жены, Нэн, с которой Джиллиан была близка и откровенна. Но Джиллиан все-таки получает доступ к спрятанной Шерманом кассете (ламповая кассета VHS, да!) и узнает истину. В ужасе она пытается то избавиться от будущих детей (но колеблется сама, и муж ее застает за этой попыткой), то покончить с собой, устроив короткое замыкание при затоплении квартиры.
При последнем объяснении Спенсер признается Джиллиан, что он действительно - пришелец, принявший вид ее мужа. Тогда она убивает его мощным разрядом. Однако инопланетная сущность в этот момент перемещается внутрь нее.
Последняя сцена: изменившая внешность имя Джиллиан - мать очаровательных мальчиков-близнецов и жена летчика-истребителя. Оба супруга намерены сделать из мальчиков летчиков - как то и предполагалось согласно замыслу непонятно кого непонятно откуда.
Что в фильме хорошего
Снято всё красиво, со вкусом, с умелыми чередованиями светлых и мрачных сцен, и с нарастающим психологическим напряжением.
Естественно, тематика - 18+ (ну, или 16+), но ничего "такого" на экране не показывают. И любовные сцены, и всякие больничные ужасы, и эпизоды с жестокостями показаны весьма сдержанно, без смакования деталей. Никакой откровенной телесности, никаких луж крови, и даже никаких длинных драк (я всегда скучаю при затяжном мордобое). Более того: героиню практически не показывают с большим животом глубоко беременной женщины. Либо со спины, либо в широкой рубашке. Либо живот - отдельно от лица. То есть, никакого физиологизма и "реализма". Уже за это можно похвалить. Кино - это всё-таки искусство, а не дублер неприглядной реальности.
Очень хороши собой оба главных героя, и он, и она. Приятно же посмотреть на таких симпатичных людей.
Играют они тоже превосходно.
Не могу не отметить мастерски выстроенные кадры, искусно поставленный свет, выверенные планы, и тому подобное. Снято уж точно не кое-как, лишь бы сюжет захватывал.
Проблематика тоже не вполне банальна.
Большая часть фильмов про космонавтов и астронавтов - про героических мужчин. Женщины либо работают наравне с ними, привнося нотку непредсказуемости (как в "Интерстелларе" или "Марсинанине"), либо кротко ждут на Земле, никак не влияя на события. Что они думают и чувствуют, мало кого волнует. Это обычно роли третьего или четвертого плана, введенные для заполнения пустот. А иногда никаких женщин в фильмах про космос вовсе нет. В самом деле, зачем?
А тут Джиллиан - главная героиня, и мы видим историю ее глазами, проникаемся ее чувствами и ее болью. Так что триллер триллером, но психологическая драма, пожалуй, более точно определяет жанр фильма.
Парад нелепостей
Нелепостей, конечно, тоже хватает, и под конец они просто зашкаливают и заставляют воскликнуть "не верю!".
О чем мечтают инопланетяне?
- Во-первых, полное недоумение вызывает логика неведомых инопланетян (ага, это я как специалист по разнообразным инопланетянам тут высказываюсь).
Проникший в тайну несчастный Шерман Риз пришел к выводу, что на астронавтов напали представители некоей суперцивилизации, способные перемещаться между мирами без каких-либо аппаратов, в виде радиоволны. Но, завладев телами двух людей, эти радиоволны намерены... построить в будущем суперкорабль, управляемый... парой близнецов с компьютерными мозгами. Стало быть, ни оба астронавта, ни их дети-двойни больше не люди.
Ой, ну извините меня, это уже ни в какие ворота...
Вообразите себе, что вы - представитель сверхцивилизации. Вам для жизни совершенно не нужна ни белковая тушка, с которой в космосе масса хлопот, ни даже космический корабль. Захотел - и полетел. Хоть в другую галактику. Свобода! Могущество! Полный восторг!..
И вот вы высматриваете на окраине Млечного Пути уютненькую планетку, населенную потомками бесхвостых приматов, и решаете вселиться в них. Зачем?!.. Зачем вам эти жалкие тела и их допотопные космические корабли, неспособные на своем химическом топливе достичь даже нескольких процентов скорости света?...
Или представьте себе, что вы даже не инопланетянин, а, скажем, Илон Маск. У вас в распоряжении - могучая корпорация и мощная многоразовая ракета. Вы богатейший человек на свете. По вашему чиху у вас в распоряжении любые средства перемещения по земле и в воздухе.
И вдруг вас прельщает... повозка, запряженная осликом, которой управляет не шибко грамотный парень. И вы: "О, вот это то, что мне нужно! С этим я покорю весь мир и вселенную!"... Вы копируете внешность хозяина ослика, отбираете у него повозку и... И - что?... Овладеваете его женой, чтобы она родила двойню, и чтобы у вас лет через двадцать было еще две повозки!... Смешно же. Абсолютно нелепо.
А если это и вправду шиза?
- Во-вторых: а если предположить, что Шермана уволили из НАСА потому, что он реально свихнулся на теме инопланетян? Почему несчастная Джиллиан ему поверила, не имея никаких доказательств, кроме мутной записи на кассете и патетических сказок об инопланетном вторжении?
В фильме Джиллиан признается, что в ранней юности у нее были проблемы с психикой. Она вообще очень впечатлительна и эмоциональна. Легко поддается внушению, идет на поводу у своих страхов и фантазий.
Может быть, всё вообще не так? Спенсер - нормальный парень, который после опасного космического инцидента понял, что больше не может летать, и решил сменить профессию, сделав карьеру в бизнесе, а с ума сошли Шерман и Джиллиан?
Тогда был бы шанс на благополучный финал. И я бы так и сделала.
Вообразим себе: тучи развеялись. Спенсер убедил жену в том, что ее ввел в заблуждение помешавшийся псих, а ее подруга Натали покончила с собой из-за скорби по мужу. Двойня - и двойня? Ну, бывает. Случайное совпадение.
А куда смотрит полиция?
- В-третьих, как-то слишком легко и просто героям американского фильма (и не только этого) сходят с рук все расправы с неугодными им окружающими. Спенсер хладнокровно убивает Нэн, затем - Шермана, а под конец сама Джиллиан уничтожает его при помощи электричества.
И ни за кем не приходит полиция, никто не ведет расследования, никого не ловят и не наказывают. А ведь Спенсер даже в качестве топ-менеджера могучей корпорации - не всесильный босс, выведенный из-под власти любых законов. Наверняка он оставил улики. Или кто-то из свидетелей понял бы, что произошло преступление, и позвонил бы в полицию.
Допустим, последнюю смерть можно выдать за несчастный случай (вода плюс неисправная проводка - опасная смесь), но две других расправы?... Не верится, что хваленая американская полиция настолько ленива и беспечна, чтобы не расследовать гибель молодой женщины и весьма приметного мужчины, которого до этого многие видели в людных местах.
Итог
Не скажу, что фильм плох. Благодаря актерам и мастерству режиссера, его стоит посмотреть.
Но сама история, лежащая в основе сценария, абсолютно за гранью даже не очень научной фантастики. Где-то в отзывах на фильм я прочитала, что на самом деле тут варьируется старая как мир идея о дьяволе, который вселяется в людей, завладевая их телами и душами.
А космос-то тут при чем?...
В космосе много вполне реальных опасностей. А сверхразвитым цивилизациям явно есть чем заняться, кроме покушения на добродетель жен астронавтов.
Мой взгляд
Проблематика фильма мне была интересна, поскольку в моих романах тоже присутствуют самые разные инопланетяне, в том числе те, которые не нуждаются в физических оболочках - аисяне и шиассцы.
Аисяне - фактически создатели Межгалактического альянса, шиассцы - члены Альянса, охотно сотрудничающие с представителями других миров.
Шиассцы могут перемещаться без космических кораблей, и лишь в конечной точке придают себе некий конкретный облик, соответствующий визуальным представлениям местной цивилизации. Для людей они могут выглядеть как светоносные фигуры вроде ангелов (в отличие от аисян, похожих на мрачных призраков).
Но, естественно, никаких желаний переселиться в тела белковых существ они не испытывают. Это давно оставленная позади стадия развития. Человек живет в лучшем случае лет сто, а эти - практически бессмертны. Земная техника по сравнению с их возможностями - это как пресловутая тележка с осликом рядом со сверхзвуковым самолетом. Конечно, на самолете на ближайший рынок не съездишь, так ведь и на ослике на другой континент не слетаешь.
Конечно, "мои" инопланетяне из сверхцивилизаций не питают никаких злодейских замыслов относительно менее развитых миров. Им это совершенно не нужно. Другое дело, что они плохо разбираются в психологии гуманоидов и порой способны натворить бед, причем из лучших намерений (как в романе "Двойник").
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.
Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице", выложен целиком и бесплатно на разных сервисах: на Литрес, на Автор.тудей, на Литсовете и Литмаркете. На двух последних - с картинками.